Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Декабря 13, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Коломна. Город моих корней

КОЛОМНА. ГОРОД МОИХ КОРНЕЙ


Павел В. Кашин

В моём далёком детстве родственники деда по отцу пригласили нас на новоселье. Дедовский дом находился в Голутвине недалеко от станции. Он планировался под снос, уж и не знаю почему. Ещё в 1999 году, т.е. спустя почти 30 лет с того момента, частный сектор в этом районе города ещё сохранялся. В любом случае это был тот удивительный момент, когда я побывал там, откуда идёт часть моих корней; увидел дом, в котором мой дед провёл детство и юность.

Ясный зимний день. Мы с отцом и тётей, сестрой отца, вышли в Голутвине. Пока шли к дому, я с удивлением обнаружил, что в Коломне, оказывается, тоже есть трамваи, как и в Москве. Причём это были исключительно МТВ-82 весёленьких окрасок. Если в столице насколько я помню, вагоны всегда красились в жёлтый цвет с вишнёвой полосой, шириной от подоконного молдинга до вырезов кузова под колёсные пары, то здесь преобладал кремовый кузов с двумя полосами зелёного, голубого или оранжевого цвета. Хотя в последнем могу уже и ошибаться.

Откуда я знал, что это были именно МТВ-82? Конечно, наименование типа я не знал. Но уже знал их отличия, наблюдая трамваи на Варшавском шоссе в Москве по дороге в детский сад и обратно. Тогда у нас ходили новые «одноглазые» и «двуглазые» вагоны (соответственно Татры Т2 и Т3), а также старые, т.е. именно МТВ-82. Последние я даже узнавал по бортовым номерам. По 49 маршруту ходили вагоны с номерами на 23хх и 24хх. А вот если с отцом мы перемещались по Автозаводскому мосту за реку, то там, на разворотном кругу, можно было встретить старые вагоны 46-го маршрута с номерами на 11хх – 14хх.

Погостив в доме, мы поехали на новую квартиру, расположенную в только что появившемся на карте города микрорайоне Колычёво. Когда стемнело, я уже устал от мелькания лиц родственников и больше никаких подробностей от своего первого посещения древней Коломны не помню.

Осенью 1984 года на подготовительных курсах в МИИТе я наконец познакомился с таким же «больным» железной дорогой и трамваями человеком. Это был Андрей Мясников. Вместе мы записались в Клуб любителей железных дорог при ЦДКЖ. Насмотревшись за полгода на любительские ж/д фотографии, вдоволь наобщавшись, я достал с полки давным-давно подаренный дедом фотоаппарат «Смена-6». Моя фотографическая деятельность началась!

В марте 1985 года во время весенних школьных каникул мы с Андреем договорились совершить вылазку в Коломну: поснимать трамваи и посмотреть настоящие паровозы, которые, по словам клубистов, постоянно «тусуются» возле депо. До этого на моём счету дальняя вылазка была только одна – в депо Калуга-1. Поэтому опыта общения с руководителями разного ранга не было никакого!

А теперь «картина маслом»! Два десятиклассника приехали из Москвы, пришли в трамвайное депо и заявили: «Мы хотим посмотреть депо и поснимать трамваи, желательно старые!» Удивительно, что к нам отнеслись очень благосклонно. Уж теперь и не вспомнить, что за «начальник» нас сопровождал, но увидели мы всё, что хотели (тогда. Прим.авт)! Это и кладбище коломенских МТВэшников (теперь я уже знал, как они называются!), снегачи, вагон-рельсотранспортёр и знаменитый вагон-вышка на базе обмоторенного вагона КП, который жив и поныне.

Пока мы осматривали вереницу списанных МТВ-82, уже без единого стекла, с оторванной обшивкой кузова, на рабочий путь «маневровый» РВЗ-6М2 выставлял одного из несчастных на порезку. Это вызвало у нас почему-то бурю восторга, и мы с ещё большим рвением принялись щёлкать затворами своих фотоаппаратов. Привлекло внимание то, что передняя часть салона бедняги почти под потолок была завалена ноздреватым мартовским снегом! Да, тогда зимы были снежными! Из-за сугробов так и не удалось более детально рассмотреть вагоны на «кладбище». А единственный рабочий МТВ-82 без номеров, но с надписью СПЕЦИАЛЬНЫЙ на борту с переднего ракурса пришлось снимать «в лоб».

Разглядывая негативы с той поездки, я впоследствии неоднократно кусал локти и продолжаю делать это и поныне. Ну конечно, мы тогда ещё не особо разбирались в тонкостях отличий РВЗ-6 от РВЗ-6М и РВЗ-6М2. А надо было! Например, снимая вытащенный на порезку МТВ-82, мы не сняли впереди стоящий вагон. А ведь это был РВЗэшник с тройным задним окошком! Где такой сейчас увидишь? Разве только в музее! Зато вагон-вышка был отснят нами со всех сторон.

Из депо мы направились на ближайшую остановку и проехались по кольцу. Затем ещё поснимали вагоны возле ст. Голутвин, но они получились у меня все почему-то где-то вдалеке. На задворках станции, возле «трамплина» погрузки трамвайных вагонов на ж/д платформу стоял ещё один РВЗ-6М с бортовым № 60. Его гнали куда-то на капремонт. А вот за попытку снять паровозы, действительно стоящие возле деповских цехов, мы были задержаны «гражданами в штатском». Нам долго рассказывали о том преступлении, коим является съёмка ж/д объектов и – особенно – паровозов! Потом содрали штраф за хождение по путям и отпустили «с миром» даже не засветив плёнку. Не искушая дальше судьбу, мы пошли на платформу, чтобы покинуть Коломну. Я, как оказалось, на 14 лет…

Много перемен произошло в трамвайном хозяйстве города за это время. Появились новые типы вагонов, а РВЗ-6М2 стали исчезать с улиц с невероятной быстротой. В июне 1999 года, возвращаясь из депо Рыбное, я решил на часок выскочить из электрички. Другого случая вот так попасть сюда, чтобы немного поснимать трамваи, теперь на «Зенит» и на цветную негативную плёнку, в ближайшее время могло и не оказаться. В гипотетический «следующий раз» Коломенские РВЗэшники могли меня и не дождаться! Знакомая ул. Октябрьской революции. Нахожу удобную точку недалеко от вокзала: до станции недалеко и народу много мимо не ходит, а значит, не влезут в кадр в неподходящий для этого момент!

Считаю, что в тот вечер мне повезло. Менее, чем за час, что был у меня до ближайшего электропоезда на Москву, мне попалось всё, что я хотел увидеть. Это были ЛВС-97, одиночный, затем сплотка РВЗ-6М2, КТМ-5М3 и КТМ-8КМ, тащивший за собой неисправную «пятёрку». Программа была выполнена!

Спустя ещё 6 лет на линии уже работали питерские ЛМ-99. Поэтому я с удовольствием воспользовался приглашением Владимира Боченкова заехать к нему в гости. В первой половине дня он был занят, и я самостоятельно отправился в поездку по Коломне на трамвае. Кто не знаком с конфигурацией маршрутной сети коломенского трамвая, дам кое-какие пояснения. Основой является кольцо, проходящее через центр города и захватывающее трамвайное депо. С юга линия эта идёт вдоль ж/д ветки Голутвин – Озёры. От кольца отходят тупиковые ветки к ж/д платформе Коломна, Кремлю и тот самый спальный район Колычёво. Его строительство, по официальным данным, началось в 1972 году на берегу Оки. Так что мои детские воспоминания не идут вразрез с этими сведениями. После прокладки ещё одной трамвайной линии в начале XXI века в этом городском микрорайоне теперь есть своя маленькая закольцовка.

В тот день я, пожалуй, не поехал изучать только линию в Колычёво. Зато, наконец, вдоволь погулял по кремлю. Причём посетил не только «официальную» его часть, доступную туристам, но «неофициальные задворки».

Коломна на протяжении пяти веков служила важнейшим стратегическим пунктом на южных рубежах Московского княжества. Историческим ядром было городище славян-вятичей. В VII – X веках они жили здесь на высоком берегу при впадении речки Коломенки в Москву. Первое упоминание о Коломне в летописи относится к 1177 году. Тогда это была пограничная крепость Рязанского княжества на границе с Владимирской Русью. Овладение Коломной, бывшей ключом к окско-волжской водной системе, явилось причиной длительной борьбы за нее рязанских, владимирских, а затем московских князей. В результате возвышения Москвы, ставшей объединительным центром русского государства, Коломна первой, в 1301 году, вошла в состав Московского княжества и сыграла значительную роль в его становлении. Как важный стратегический пункт, она была включена в систему обороны южных границ Московского княжества, что повлекло за собой сооружение в 1525 – 1531 годах каменного кремля. Кремль в Коломне, построенный по образцу Московского, почти не уступал ему ни размерами, ни красотой стен и башен, ни своими боевыми качествами. Коломенская цитадель долгое время была не только неприступной, но и одной из красивейших в Московии.

В XVIII веке границы Государства Российского отодвинулись далеко к югу. Коломна утратила своё военно-стратегическое значение и постепенно превратилась в богатый торгово-ремесленный центр. В 1708 году она была приписана к Московской губернии, а в 1781 году получила свой герб, который и сегодня является ее историческим и официальным символом.

Строительство Московско-Саратовской железной дороги ознаменовало новый этап развития города. Железнодорожные ремонтные мастерские постепенно выросли в Коломенский машиностроительный завод. Рост городской промышленности в начале XX столетия перевел Коломну из разряда торгово-купеческих городов в разряд промышленных. Но только 5 ноября 1948 года в городе открылся первый трамвайный маршрут, вторая в Московской области трамвайная сеть начала свою работу. Этого дня коломенцы ждали почти 3 года. Событие это отмечено в анналах города, ибо на многие десятилетия определило развитие городского транспорта.

Но вернёмся к кремлю, который я наконец сподобился посетить. Когда-то он имел 17 башен, из них 3 проездных. Имелись ворота и в западном прясле. Устояв в битвах, он не выдержал, как ни удивительно это звучит, атаки наших недалёких (в обоих смыслах этого слова!) предков. Буквально по камешку, по кирпичику для строительных нужд была разобрана значительная часть стен в XVIII - начале XIX века. Только Указ Николая I в 1826 году прекратил подобное в Коломне и других городах, когда многие памятники уже были утрачены, порой полностью. Коломне повезло чуть больше, потому что частично крепость сохранилась. Она реставрирована и доступна простым смертным. В этом я мог убедиться лично. Кстати, больше всего мой интерес вызвала именно разрушенная часть. Здесь имеется возможность изучить устройство стен и башен, что называется, в разрезе.

Посещение кремля, прикосновение к истории города как-то подвигло на новые фотоподвиги. Хотелось поснимать откапиталенные КТМ-5М3 (71-605) да вообще поискать «художественные» местечки для съёмки. Совершенно не зная города, сделать это достаточно проблематично, но и интересно: «А вдруг во-о-он за тем поворотом откроется такой замечательный вид, что прям пальчики оближешь?» Поплутав, всё-таки остановился на видах Зелёной ул. и разворотного кольца «ул. Осипенко».

Домой к Владимиру я попал уже поздно вечером, когда снимать стало совсем невозможно. Усталость давала о себе знать, но чувство глубокого удовлетворения от поездки перекрывало всё! Правда, памятуя о дальней дороге в Москву, особо долго засиживаться в гостях не стоило.

Использованы материалы с официального сайта г. Коломны.
19.01.08 г.
admin марта 19 2008 12:16:14
ФОТО: http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=61
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель