Коломна. Город моих корней
Прислано admin на Марта 18 2008 18:44:17
КОЛОМНА. ГОРОД МОИХ КОРНЕЙ
Павел В. Кашин
В моём далёком детстве родственники деда по отцу пригласили нас на новоселье. Дедовский дом находился в Голутвине недалеко от станции. Он планировался под снос, уж и не знаю почему. Ещё в 1999 году, т.е. спустя почти 30 лет с того момента, частный сектор в этом районе города ещё сохранялся. В любом случае это был тот удивительный момент, когда я побывал там, откуда идёт часть моих корней; увидел дом, в котором мой дед провёл детство и юность.
Ясный зимний день. Мы с отцом и тётей, сестрой отца, вышли в Голутвине. Пока шли к дому, я с удивлением обнаружил, что в Коломне, оказывается, тоже есть трамваи, как и в Москве. Причём это были исключительно МТВ-82 весёленьких окрасок. Если в столице насколько я помню, вагоны всегда красились в жёлтый цвет с вишнёвой полосой, шириной от подоконного молдинга до вырезов кузова под колёсные пары, то здесь преобладал кремовый кузов с двумя полосами зелёного, голубого или оранжевого цвета. Хотя в последнем могу уже и ошибаться.
Откуда я знал, что это были именно МТВ-82? Конечно, наименование типа я не знал. Но уже знал их отличия, наблюдая трамваи на Варшавском шоссе в Москве по дороге в детский сад и обратно. Тогда у нас ходили новые «одноглазые» и «двуглазые» вагоны (соответственно Татры Т2 и Т3), а также старые, т.е. именно МТВ-82. Последние я даже узнавал по бортовым номерам. По 49 маршруту ходили вагоны с номерами на 23хх и 24хх. А вот если с отцом мы перемещались по Автозаводскому мосту за реку, то там, на разворотном кругу, можно было встретить старые вагоны 46-го маршрута с номерами на 11хх – 14хх.
Погостив в доме, мы поехали на новую квартиру, расположенную в только что появившемся на карте города микрорайоне Колычёво. Когда стемнело, я уже устал от мелькания лиц родственников и больше никаких подробностей от своего первого посещения древней Коломны не помню.
Осенью 1984 года на подготовительных курсах в МИИТе я наконец познакомился с таким же «больным» железной дорогой и трамваями человеком. Это был Андрей Мясников. Вместе мы записались в Клуб любителей железных дорог при ЦДКЖ. Насмотревшись за полгода на любительские ж/д фотографии, вдоволь наобщавшись, я достал с полки давным-давно подаренный дедом фотоаппарат «Смена-6». Моя фотографическая деятельность началась!
В марте 1985 года во время весенних школьных каникул мы с Андреем договорились совершить вылазку в Коломну: поснимать трамваи и посмотреть настоящие паровозы, которые, по словам клубистов, постоянно «тусуются» возле депо. До этого на моём счету дальняя вылазка была только одна – в депо Калуга-1. Поэтому опыта общения с руководителями разного ранга не было никакого!
А теперь «картина маслом»! Два десятиклассника приехали из Москвы, пришли в трамвайное депо и заявили: «Мы хотим посмотреть депо и поснимать трамваи, желательно старые!» Удивительно, что к нам отнеслись очень благосклонно. Уж теперь и не вспомнить, что за «начальник» нас сопровождал, но увидели мы всё, что хотели (тогда. Прим.авт)! Это и кладбище коломенских МТВэшников (теперь я уже знал, как они называются!), снегачи, вагон-рельсотранспортёр и знаменитый вагон-вышка на базе обмоторенного вагона КП, который жив и поныне.![](images/articles/2210.jpg)
Пока мы осматривали вереницу списанных МТВ-82, уже без единого стекла, с оторванной обшивкой кузова, на рабочий путь «маневровый» РВЗ-6М2 выставлял одного из несчастных на порезку. Это вызвало у нас почему-то бурю восторга, и мы с ещё большим рвением принялись щёлкать затворами своих фотоаппаратов. Привлекло внимание то, что передняя часть салона бедняги почти под потолок была завалена ноздреватым мартовским снегом! Да, тогда зимы были снежными! Из-за сугробов так и не удалось более детально рассмотреть вагоны на «кладбище». А единственный рабочий МТВ-82 без номеров, но с надписью СПЕЦИАЛЬНЫЙ на борту с переднего ракурса пришлось снимать «в лоб».![](images/articles/2211.jpg)
Разглядывая негативы с той поездки, я впоследствии неоднократно кусал локти и продолжаю делать это и поныне. Ну конечно, мы тогда ещё не особо разбирались в тонкостях отличий РВЗ-6 от РВЗ-6М и РВЗ-6М2. А надо было! Например, снимая вытащенный на порезку МТВ-82, мы не сняли впереди стоящий вагон. А ведь это был РВЗэшник с тройным задним окошком! Где такой сейчас увидишь? Разве только в музее! Зато вагон-вышка был отснят нами со всех сторон.
Из депо мы направились на ближайшую остановку и проехались по кольцу.
Затем ещё поснимали вагоны возле ст. Голутвин, но они получились у меня все почему-то где-то вдалеке. На задворках станции, возле «трамплина» погрузки трамвайных вагонов на ж/д платформу стоял ещё один РВЗ-6М с бортовым № 60. Его гнали куда-то на капремонт. А вот за попытку снять паровозы, действительно стоящие возле деповских цехов, мы были задержаны «гражданами в штатском». Нам долго рассказывали о том преступлении, коим является съёмка ж/д объектов и – особенно – паровозов! Потом содрали штраф за хождение по путям и отпустили «с миром» даже не засветив плёнку. Не искушая дальше судьбу, мы пошли на платформу, чтобы покинуть Коломну. Я, как оказалось, на 14 лет…
Много перемен произошло в трамвайном хозяйстве города за это время. Появились новые типы вагонов, а РВЗ-6М2 стали исчезать с улиц с невероятной быстротой. В июне 1999 года, возвращаясь из депо Рыбное, я решил на часок выскочить из электрички. Другого случая вот так попасть сюда, чтобы немного поснимать трамваи, теперь на «Зенит» и на цветную негативную плёнку, в ближайшее время могло и не оказаться. В гипотетический «следующий раз» Коломенские РВЗэшники могли меня и не дождаться! Знакомая ул. Октябрьской революции. Нахожу удобную точку недалеко от вокзала: до станции недалеко и народу много мимо не ходит, а значит, не влезут в кадр в неподходящий для этого момент!
Считаю, что в тот вечер мне повезло. Менее, чем за час, что был у меня до ближайшего электропоезда на Москву, мне попалось всё, что я хотел увидеть. Это были ЛВС-97, одиночный, затем сплотка РВЗ-6М2, КТМ-5М3 и КТМ-8КМ, тащивший за собой неисправную «пятёрку». Программа была выполнена!![](images/articles/2214.jpg)
Спустя ещё 6 лет на линии уже работали питерские ЛМ-99. Поэтому я с удовольствием воспользовался приглашением Владимира Боченкова заехать к нему в гости. В первой половине дня он был занят, и я самостоятельно отправился в поездку по Коломне на трамвае. Кто не знаком с конфигурацией маршрутной сети коломенского трамвая, дам кое-какие пояснения. Основой является кольцо, проходящее через центр города и захватывающее трамвайное депо. С юга линия эта идёт вдоль ж/д ветки Голутвин – Озёры. От кольца отходят тупиковые ветки к ж/д платформе Коломна, Кремлю и тот самый спальный район Колычёво. Его строительство, по официальным данным, началось в 1972 году на берегу Оки. Так что мои детские воспоминания не идут вразрез с этими сведениями. После прокладки ещё одной трамвайной линии в начале XXI века в этом городском микрорайоне теперь есть своя маленькая закольцовка.
В тот день я, пожалуй, не поехал изучать только линию в Колычёво. Зато, наконец, вдоволь погулял по кремлю. Причём посетил не только «официальную» его часть, доступную туристам, но «неофициальные задворки».![](images/articles/2215.jpg)
Коломна на протяжении пяти веков служила важнейшим стратегическим пунктом на южных рубежах Московского княжества. Историческим ядром было городище славян-вятичей. В VII – X веках они жили здесь на высоком берегу при впадении речки Коломенки в Москву. Первое упоминание о Коломне в летописи относится к 1177 году. Тогда это была пограничная крепость Рязанского княжества на границе с Владимирской Русью. Овладение Коломной, бывшей ключом к окско-волжской водной системе, явилось причиной длительной борьбы за нее рязанских, владимирских, а затем московских князей. В результате возвышения Москвы, ставшей объединительным центром русского государства, Коломна первой, в 1301 году, вошла в состав Московского княжества и сыграла значительную роль в его становлении. Как важный стратегический пункт, она была включена в систему обороны южных границ Московского княжества, что повлекло за собой сооружение в 1525 – 1531 годах каменного кремля. Кремль в Коломне, построенный по образцу Московского, почти не уступал ему ни размерами, ни красотой стен и башен, ни своими боевыми качествами. Коломенская цитадель долгое время была не только неприступной, но и одной из красивейших в Московии.
В XVIII веке границы Государства Российского отодвинулись далеко к югу. Коломна утратила своё военно-стратегическое значение и постепенно превратилась в богатый торгово-ремесленный центр. В 1708 году она была приписана к Московской губернии, а в 1781 году получила свой герб, который и сегодня является ее историческим и официальным символом.
Строительство Московско-Саратовской железной дороги ознаменовало новый этап развития города. Железнодорожные ремонтные мастерские постепенно выросли в Коломенский машиностроительный завод. Рост городской промышленности в начале XX столетия перевел Коломну из разряда торгово-купеческих городов в разряд промышленных. Но только 5 ноября 1948 года в городе открылся первый трамвайный маршрут, вторая в Московской области трамвайная сеть начала свою работу. Этого дня коломенцы ждали почти 3 года. Событие это отмечено в анналах города, ибо на многие десятилетия определило развитие городского транспорта.![](images/articles/2213.jpg)
Но вернёмся к кремлю, который я наконец сподобился посетить. Когда-то он имел 17 башен, из них 3 проездных. Имелись ворота и в западном прясле. Устояв в битвах, он не выдержал, как ни удивительно это звучит, атаки наших недалёких (в обоих смыслах этого слова!) предков. Буквально по камешку, по кирпичику для строительных нужд была разобрана значительная часть стен в XVIII - начале XIX века. Только Указ Николая I в 1826 году прекратил подобное в Коломне и других городах, когда многие памятники уже были утрачены, порой полностью. Коломне повезло чуть больше, потому что частично крепость сохранилась. Она реставрирована и доступна простым смертным. В этом я мог убедиться лично. Кстати, больше всего мой интерес вызвала именно разрушенная часть. Здесь имеется возможность изучить устройство стен и башен, что называется, в разрезе.
Посещение кремля, прикосновение к истории города как-то подвигло на новые фотоподвиги. Хотелось поснимать откапиталенные КТМ-5М3 (71-605) да вообще поискать «художественные» местечки для съёмки. Совершенно не зная города, сделать это достаточно проблематично, но и интересно: «А вдруг во-о-он за тем поворотом откроется такой замечательный вид, что прям пальчики оближешь?» Поплутав, всё-таки остановился на видах Зелёной ул. и разворотного кольца «ул. Осипенко».
Домой к Владимиру я попал уже поздно вечером, когда снимать стало совсем невозможно. Усталость давала о себе знать, но чувство глубокого удовлетворения от поездки перекрывало всё! Правда, памятуя о дальней дороге в Москву, особо долго засиживаться в гостях не стоило.
Использованы материалы с официального сайта г. Коломны.
19.01.08 г.