Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕСуббота, Апреля 20, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
ТЮМЕНЬ
Павел В. Кашин

Первый раз я попал в Тюмень осенью 2002 г., когда поздним вечером 8 октября вышел из «спального» электропоезда сообщением Свердловск-Пасс. – Тюмень. Покидая неофициальную столицу Среднего Урала в полдень по местному времени и преодолев 325 км со всеми (!) остановками, этот супердальний пригородный поезд прибывал в самый западный региональный центр Западной Сибири в восьмом часу вечера. Позднее его дополнили электропоездом-экспрессом повышенной комфортности типа ЭД4МК. Появление этих бело-голубых экспрессов на Российских ж. д. в последнее время приняло уже какие-то болезненные формы.

Поезд № 0099, прибывший в локомотивное депо Свердловск-Пассажирский, был определён ж. д. начальством на работу на участок Тюмень – Свердловск и получил красную надпись «Тура» на боковые стенки головных вагонов. Сие название означает имя реки, протекающей через Тюмень, а вовсе не шахматную фигуру, как могло бы кому-то показаться.

Современная Тюмень не так велика по численности населения, которая на 2002 год официально составила 510,7 тыс. чел. Но, приехав сюда в очередной раз после тихого и какого-то патриархального Ишима, я как будто попал в московской бешеный водоворот жизни! Те же автомобильные пробки на улицах, снующие тут и там горожане и с ужасом глядящие на них приезжие. Огромное количество дорогих и не очень иномарок. Далеко не каждая пропустит пешехода на перекрёстке! На их номерные знаки с 72-м регионом, реже – с 86-м или 89-м, особого внимания как-то уже не обращаешь. Когда не совсем «московский» задний план скрывают сумерки, от нездорового ощущения, что ты в Москве, отделаться не так-то просто.

Уже в районе «предузловой» станции Утяшево понимаешь, что въезжаешь в крупный город. Тюменские спальные районы по яркости излучаемого многочисленными окнами света ничем не отличаются от таких же спальных районов в Москве! Архитектурные особенности многоэтажных коробок совершенно не видны в темноте, отчего визуальное сходство многократно усиливается.

Огромная серая башня, входящая в состав вокзального комплекса, должна была, наверное, по замыслу советских строителей, олицетворять собой торжество человека над этим суровым заболоченным краем. Не знаю. Торжество железной дороги над человеком она точно демонстрирует! В здании вокзала, как всегда, суета и калейдоскоп из лиц и тел пассажиров, встречающих, провожающих и, наверное, просто тусовщиков. Ларьки предлагают в дорогу все самые необходимые вещи: снедь, лёгкую выпивку, газеты, а также прочую необходимую мелочь типа маникюрных наборов или презервативов. Расписание пассажирских поездов поделено на три практически равные части. Заголовки говорят сами за себя: «Поезда на восток», «Поезда на запад» и «Поезда на север». Пригородное расписание несравненно скромнее: три пары на восток, три на запад и пара местных Тюмень – Войновка. Давно мной замечено, что для рационального распределения грузов и пассажиров на наших железных дорогах принято разделять крупные узлы на специализированные грузовые (сортировочные) и пассажирские станции. При этом рядовой гражданин совершенно не интересуется тем, какое название носит грузовая станция – дублёр пассажирской. И если есть, например, «сладкая парочка» Свердловск-Пассажирский и Свердловск-Сортировочный, названия которых говорят сами за себя, но есть и мало понятная простому смертному пара Нижний Тагил – Смычка. Так и в Тюмени. Есть пассажирская станция Тюмень, отмеченная во всех атласах железных дорог России, но есть более крупная Войновка, тянущаяся вдоль северного хода транссибирской магистрали с 2144 по 2149 километр. Но хватит про железную дорогу, хотя бы на время!

Следующий день у меня был практически свободным, и я посвятил его первому знакомству с городом. Пошёл, что называется, «по ветру» (не путать с «до ветру»). Выбор был небольшой: от привокзальной площади, напичканной «секондхендовскими» автобусами марок «МАН» и «Мерседес», идёт единственная большая улица – Первомайская. Сразу же за мостом через овраг я не без радости неожиданно наткнулся на паровоз-памятник ФД. Он стоит возле… Ну конечно же - Дома культуры железнодорожников!

Проходя мимо помпезного здания, как говорили в советские времена, «из стекла и бетона», с Российским флагом далеко в вышине, я понял, что попал в самый центр столицы 72-го региона. Здесь, перпендикулярно Первомайской, пролегают параллельно друг другу две улицы, составляющие, как решил я для себя, «скелет» города. Особенностью организации движения по ним является одностороннее движение автотранспорта, в т. ч. и троллейбуса. По ул. Ленина (куда же нам без вождя-то?) транспорт движется с запада на восток, в обратном направлении – по ул. Республики. Почти каждый раз, когда мой взгляд падал на табличку с названием «Ул. Республики», я задавался риторическим вопросом: «А какая всё-таки имеется в виду Республика?» Смех смехом, но эта улица является, пожалуй, одной из самых протяжённых в городе. Уходя на восток города, она сначала вбирает в себя встречный поток машин, становясь двусторонней, а потом уже где-то на восточной оконечности города плавно переходит в Ялуторовский тракт. Как гласит памятная табличка, увиденная мной на одном из домов, до 1917 г. эта улица носила гордое имя «Царская». Но и в царское время она меняла своё название, побыв несколько месяцев 1837 г. «Александровской», а до этого (с 1705 г.) – «Благовещенской». Понятное дело, что и ул. Ленина раньше имела другое название. До 1922 г. она носила имя «Спасская».

Всем приезжающим в Тюмень надо быть внимательными, т. к. названия остановок городского транспорта при одностороннем движении различаются не только по своему местоположению, что вполне естественно, но и по названиям. Так, одна из центральных остановок и крупный пересадочный узел городского транспорта на ул. Ленина (т. е. в сторону востока) называется «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК», а на ул. Республики – «СКВЕР НЕМЦОВА» или просто «СКВЕР». Опять же интересно, какой имеется в виду Немцов? Явно, что не последний, т. е. не Борис Немцов!
Раз уж речь зашла о городском транспорте Тюмени, то стоит описать его особенности в паре абзацев, а затем закрыть эту тему. Всем желающим посоветую приобрести карту города с маршрутами городского транспорта, тем более что переиздаётся она каждый год и стоит на ж. д. вокзале ст. Тюмень 30 руб. (2004 г.) Скажу лишь, что в настоящее время небольшая часть автобусных маршрутов обслуживается муниципальными автобусами. В основном это весьма покоцанные ЛиАЗ-677 и «Икарусы-280», а также более новые, но находящиеся в абсолютном меньшинстве ЛиАЗ-5256. Большая часть маршрутов обслуживается на 100% частными перевозчиками, работающими в режиме маршрутных такси. Нетрудно догадаться, что частные автобусы на улицах города составляют подавляющее большинство. Интервалы на отдельных частных маршрутах в часы пик сравнимы с интервалами в московском метро! Из-за этого в Тюмени существует ещё одна особенность в организации движения городского транспорта в центре города. Дабы не создавать на проезжей части «автобусное столпотворение», остановки различных сгруппированных по направлению следования маршрутов разнесены вдоль улицы. Если вы не находите в списке маршрутов нужный вам, но точно уверены, что таковой идёт через центр, пройдитесь метров на 500 – 700 вперёд или назад!

На маршрутных досках автобусов практически повсеместно, а на частных везде имеются надписи крупным шрифтом красного цвета: «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ» либо «ЧАСТНЫЙ». Когда надпись «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ» встретилась несколько раз и на троллейбусных маршрутных досках, подумалось: «Не хватало ещё приватизировать троллейбусный парк!» Хотя в Тюмени я этому не очень бы удивился!

Стоимость проезда имеет существенную разницу: 5 руб. (2004 г., раньше – 4 руб.) в муниципальных и 8 руб. (2004 г., раньше – 6) в частных. Не Москва, но в сравнении с соседними городами дороговато! Маршрутки Тюмени – это те самые «МАНы» и «Мерседесы», простые и сочленённые, которые встретили меня на привокзальной площади. Хоть и германский «секондхенд», но в очень даже приличном, можно сказать, идеальном состоянии. Вот только рекламы на бортах многовато… Чувствуется, что частные хозяева холят и лелеют своих кормильцев!

Несмотря на даже какое-то утомительное обилие на улицах города разнотипных автобусов, больший интерес для меня представляли всё-таки троллейбусы. Согласно той же карте города, на лето-осень 2004 г. в Тюмени имелось всего 6 маршрутов. Судя по их порядковым номерам и наличию глобальных «провалов», когда-то линий было значительно больше. Стоимость проезда, как и в муниципальных автобусах, – 5 руб.

Когда я приехал в Тюмень первый раз в 2002 г., по Первомайской ул. до железнодорожного вокзала троллейбусы не ходили, хотя провода висели и вовсе не выглядели новыми. Позднее (к началу 2004 г. точно) к вокзалу завернули, а вернее восстановили 6-й и 14-й маршруты.
На линиях работают исключительно старые добрые ЗиУ-9 (ЗиУ-682) различных модификаций и годов выпуска. В каждом – схема маршрутов, на которой красным цветом выделен тот, по которому ходит данная машина. Из этого можно сделать вывод, что переброски с маршрута на маршрут бывают крайне редко, хотя приходилось с этим пару раз сталкиваться.

Закрыть тему гортранспорта стоит маленькой зарисовкой с натуры. Как-то утром, когда я в очередной раз с вещами ехал на вокзал, наш троллейбус «крякнул». Кондукторша вежливо (!) попросила всех не волноваться. Затем она задержала следующий троллейбус (с бортовым № 2) и централизованно завела нас, «своих» пассажиров в него, пересчитав, как детсадовцев на прогулке. После чего ещё раз внимательно осмотрела салон исправной машины и изрекла:
– А вот тот мужчина не мой! Клава, возьми с него за проезд!
– Ну, скажите, давно ли в Москве, согласно правилам, пассажир не платил за проезд в идущем следующим за сошедшим с линии троллейбусе /автобусе/трамвае?

Гуляя по Тюмени в первый раз, я стремился во что бы то ни стало выйти на берег реки. Какая она здесь, река Тура?
Движение автотранспорта на улицах, расположенных за центральными республики – Ленина, значительно спокойнее. Здесь появляются строения, которые когда-то и являлись основой городского пейзажа: одно-двухэтажные особнячки сегодня здорово «разбавляются» новым строительством. Это либо офисные строения, выполненные в виде мини-небоскрёбов с тонированными стёклами, либо особняки «новых русских». Удивительно, но если последние в центральной части России стараются вынести за город, на природу, да и ещё по возможности скрыть от посторонних глаз, здесь они неумолимо оккупируют практически центр города! Вообще, всем своим видом Тюмень подчёркивает, что «стоит на нефти».

Я не удивился, когда стал замечать практически на каждом старинном доме таблички с надписями типа: «Памятник зодчества XIX века. Охраняется государством». Все особнячки, которым не посчастливилось обзавестись такой «охранной грамотой»,уничтожены или подлежат однозначному уничтожению!

Вот и река! Я стоял на высоком обрывистом берегу и любовался открывшимися видами. Дул жуткий ветер, но он только подчёркивал широту речного простора. Рядом шуршали и грохотали всевозможные автомобили по арочному однопролётному мосту с ездой понизу. Город давно перешагнул на другой берег, но общего впечатления это не портило. Слева в дымке угадывались купола двух церквей. Дойти до них в этот раз возможности не было.

Не дошёл я до них и в следующий раз, два месяца спустя. Тогда, после неуютного и морозно-сырого Екатеринбурга, бодрящий морозец Тюмени показался мне подарком природы. Я снова пришёл на берег Туры, на то же место. Уж не его ли стоит мне выбрать в качестве «точки возврата»?

Третий приезд в Тюмень пришёлся (единственный раз!) на конец лета 2004 г. Свободное время я всецело посвятил поиску остатков местной системы узкоколейных железных дорог Тарманского погрузочно-транспортного управления (ПТУ). Оно располагалось на противоположном берегу Туры и связывалось с городской ТЭЦ через мост, именуемый «Совмещённым». Даже конечная остановка городского транспорта с таким названием есть! Из центральной части города к нему ведёт ул. Мельникайте. Опять же вопрос без ответа: «А кто это?» Я не знаю… Когда-то мост, вернее, стоящие бок о бок два моста были «трижды совмещёнными»: один мост для автомобилей, лежащий рядом – железнодорожный. Кроме того, железнодорожный путь являл собой «трёхнитку», совмещая пути колеи 1520 и 750 мм. Ныне вместо рельсов уложена бесконечная цепочка бетонных плит, составляющих пеше-велосипедную трассу. Так что мост всё-таки остался совмещённым, но стал «автомобильно–пешеходным»! За ним, между посёлком Тарманы, входящим в черту Тюмени, и Турой раскинулась чудесная чисто берёзовая роща. Я долго бродил по белой сказке, не в силах вернуться в пыльную городскую действительность.

Следующей зимой я всё-таки направил свои стопы в сторону стоящих на берегу Туры церквей. Слияние двух центральных улиц в этой части Тюмени образует остроугольную автодорожную «вилку». Судя по карте, здесь находится конечная остановка троллейбуса 2-го маршрута. И, несмотря на петлю троллейбусных проводов, только автобусом можно попасть сюда. В этом месте расположен самый молодой (пока) в Тюмени мост через Туру. Он примечателен дважды. Во-первых, этот мост вантовый, но, в отличие от большинства собратьев, имеет только одну несущую опору. Бетонный «двуножник» гордо возвышается над приземистым частным сектором на противоположном берегу реки. Во-вторых, мост сугубо пешеходный и официально (!) именуется «Мостом влюблённых». На нём принято назначать свидания даже зимой. Градоначальники решили поддержать идею под названием «Место встречи изменить нельзя». С этой целью у входа на мост были повешены часы, более чётко обозначив влюблённым место их свиданий. Но часы провисели всего несколько дней. Потом их украли! Об этом писалось с возмущением во всех местных газетах. Глупость поступка злоумышленников в том, что нормальный человек не может себе представить, куда девать «часики» весом не один десяток килограммов?! Теперь у входа на мост сиротливо стоит столб с унылым пустым кронштейном.

Расположенные на холме, на высоком берегу Туры два белоснежных храма за каменной стеной входят в комплекс Тюменского Свято-Троицкого монастыря. Как явствует из плаката при входе в обитель, монастырь является старейшим в Западной Сибири. В это можно поверить. Одна из церквей, Петра и Павла, была построена в 1726–1755 гг.

В заключение на всякий случай стоит сообщить читателям, что в разное время я останавливался либо в гостинице «Нефтяник», либо в «Прометее». Ни в коей мере не делая им рекламу, сообщу, что первая представляет собой очередное воплощение «в бетоне» типового гостиничного проекта. Огромное количество похожих по архитектуре и планировке гостиниц разбросано по нашей стране. Для примера можно назвать «Москву» в Туле, «Россию» в Новомосковске, «Свердловск» в Екатеринбурге, «Тагил» в Нижнем Тагиле, «Омск» в Омске. Уф! Короче, вы поняли, о чём речь. Расположена она на ул. Челюскинцев. Условно её местоположение можно объяснить так: от ж. д. вокзала минуем перекресток Первомайской – Республики, далее налево по Республики пару кварталов, потом направо…

Однажды в ней не оказалось свободных мест и мне пришлось искать новое пристанище. Мой путь лежал параллельно Республике по ул. Хохрякова на восток. «Вот блин!», думалось мне. «На Урале практически в каждом городе есть улица имени этого Хохрякова! Да кто же он такой?» Мой крик души был мгновенно услышан. На стене дома красовалась табличка, которая гласила: «П.Д. Хохряков. 1893–1918. Первый Председатель Совета народных депутатов г. Тобольска, герой гражданской войны». Вот так! Где-то на траверзе Центрального рынка расположен ни много ни мало «Кволити отель Тюмень». Мой кошелёк нервно затрясся в кармане, а я с ужасом представил «прелести» ночёвки на вокзале. Но тут моё внимание обратилось к серому зданию – кубу с зелёной крышей – «Прометей». Номер на последнем этаже с балконом длиной не менее 10 метров и стоимостью в 1400 русских рублей показался мне сказкой! Увы! После капитального ремонта цены в «Прометее», как говорят, подскочили немерено!

16.02.2006 г.
63 августа 27 2007 20:43:18
Интересный материал. Но какими же разными бывают взгляды на осмотр городов - сам не обращаю внимание ни на что не связанное с рельсовым транспортом...

Из центральной части города к нему ведёт ул. Мельникайте. Опять же вопрос без ответа: «А кто это?» Я не знаю…



http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/075/376.htm

http://tmn.fio.ru/works/01x/307/list5.htm
63 октября 15 2009 09:36:06
Троллейбус в Тюмени закрыт.
http://forum.tr.ru/read.php?3,787066
admin декабря 24 2009 16:38:27
Фотографии:http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=13
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель