ТЮМЕНЬ
Прислано admin на Апреля 26 2006 06:10:13
Павел В. Кашин

Первый раз я попал в Тюмень осенью 2002 г., когда поздним вечером 8 октября вышел из «спального» электропоезда сообщением Свердловск-Пасс. – Тюмень. Покидая неофициальную столицу Среднего Урала в полдень по местному времени и преодолев 325 км со всеми (!) остановками, этот супердальний пригородный поезд прибывал в самый западный региональный центр Западной Сибири в восьмом часу вечера. Позднее его дополнили электропоездом-экспрессом повышенной комфортности типа ЭД4МК. Появление этих бело-голубых экспрессов на Российских ж. д. в последнее время приняло уже какие-то болезненные формы.

Поезд № 0099, прибывший в локомотивное депо Свердловск-Пассажирский, был определён ж. д. начальством на работу на участок Тюмень – Свердловск и получил красную надпись «Тура» на боковые стенки головных вагонов. Сие название означает имя реки, протекающей через Тюмень, а вовсе не шахматную фигуру, как могло бы кому-то показаться.

Современная Тюмень не так велика по численности населения, которая на 2002 год официально составила 510,7 тыс. чел. Но, приехав сюда в очередной раз после тихого и какого-то патриархального Ишима, я как будто попал в московской бешеный водоворот жизни! Те же автомобильные пробки на улицах, снующие тут и там горожане и с ужасом глядящие на них приезжие. Огромное количество дорогих и не очень иномарок. Далеко не каждая пропустит пешехода на перекрёстке! На их номерные знаки с 72-м регионом, реже – с 86-м или 89-м, особого внимания как-то уже не обращаешь. Когда не совсем «московский» задний план скрывают сумерки, от нездорового ощущения, что ты в Москве, отделаться не так-то просто.

Уже в районе «предузловой» станции Утяшево понимаешь, что въезжаешь в крупный город. Тюменские спальные районы по яркости излучаемого многочисленными окнами света ничем не отличаются от таких же спальных районов в Москве! Архитектурные особенности многоэтажных коробок совершенно не видны в темноте, отчего визуальное сходство многократно усиливается.

Огромная серая башня, входящая в состав вокзального комплекса, должна была, наверное, по замыслу советских строителей, олицетворять собой торжество человека над этим суровым заболоченным краем. Не знаю. Торжество железной дороги над человеком она точно демонстрирует! В здании вокзала, как всегда, суета и калейдоскоп из лиц и тел пассажиров, встречающих, провожающих и, наверное, просто тусовщиков. Ларьки предлагают в дорогу все самые необходимые вещи: снедь, лёгкую выпивку, газеты, а также прочую необходимую мелочь типа маникюрных наборов или презервативов. Расписание пассажирских поездов поделено на три практически равные части. Заголовки говорят сами за себя: «Поезда на восток», «Поезда на запад» и «Поезда на север». Пригородное расписание несравненно скромнее: три пары на восток, три на запад и пара местных Тюмень – Войновка. Давно мной замечено, что для рационального распределения грузов и пассажиров на наших железных дорогах принято разделять крупные узлы на специализированные грузовые (сортировочные) и пассажирские станции. При этом рядовой гражданин совершенно не интересуется тем, какое название носит грузовая станция – дублёр пассажирской. И если есть, например, «сладкая парочка» Свердловск-Пассажирский и Свердловск-Сортировочный, названия которых говорят сами за себя, но есть и мало понятная простому смертному пара Нижний Тагил – Смычка. Так и в Тюмени. Есть пассажирская станция Тюмень, отмеченная во всех атласах железных дорог России, но есть более крупная Войновка, тянущаяся вдоль северного хода транссибирской магистрали с 2144 по 2149 километр. Но хватит про железную дорогу, хотя бы на время!

Следующий день у меня был практически свободным, и я посвятил его первому знакомству с городом. Пошёл, что называется, «по ветру» (не путать с «до ветру»). Выбор был небольшой: от привокзальной площади, напичканной «секондхендовскими» автобусами марок «МАН» и «Мерседес», идёт единственная большая улица – Первомайская. Сразу же за мостом через овраг я не без радости неожиданно наткнулся на паровоз-памятник ФД. Он стоит возле… Ну конечно же - Дома культуры железнодорожников!

Проходя мимо помпезного здания, как говорили в советские времена, «из стекла и бетона», с Российским флагом далеко в вышине, я понял, что попал в самый центр столицы 72-го региона. Здесь, перпендикулярно Первомайской, пролегают параллельно друг другу две улицы, составляющие, как решил я для себя, «скелет» города. Особенностью организации движения по ним является одностороннее движение автотранспорта, в т. ч. и троллейбуса. По ул. Ленина (куда же нам без вождя-то?) транспорт движется с запада на восток, в обратном направлении – по ул. Республики. Почти каждый раз, когда мой взгляд падал на табличку с названием «Ул. Республики», я задавался риторическим вопросом: «А какая всё-таки имеется в виду Республика?» Смех смехом, но эта улица является, пожалуй, одной из самых протяжённых в городе. Уходя на восток города, она сначала вбирает в себя встречный поток машин, становясь двусторонней, а потом уже где-то на восточной оконечности города плавно переходит в Ялуторовский тракт. Как гласит памятная табличка, увиденная мной на одном из домов, до 1917 г. эта улица носила гордое имя «Царская». Но и в царское время она меняла своё название, побыв несколько месяцев 1837 г. «Александровской», а до этого (с 1705 г.) – «Благовещенской». Понятное дело, что и ул. Ленина раньше имела другое название. До 1922 г. она носила имя «Спасская».

Всем приезжающим в Тюмень надо быть внимательными, т. к. названия остановок городского транспорта при одностороннем движении различаются не только по своему местоположению, что вполне естественно, но и по названиям. Так, одна из центральных остановок и крупный пересадочный узел городского транспорта на ул. Ленина (т. е. в сторону востока) называется «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК», а на ул. Республики – «СКВЕР НЕМЦОВА» или просто «СКВЕР». Опять же интересно, какой имеется в виду Немцов? Явно, что не последний, т. е. не Борис Немцов!
Раз уж речь зашла о городском транспорте Тюмени, то стоит описать его особенности в паре абзацев, а затем закрыть эту тему. Всем желающим посоветую приобрести карту города с маршрутами городского транспорта, тем более что переиздаётся она каждый год и стоит на ж. д. вокзале ст. Тюмень 30 руб. (2004 г.) Скажу лишь, что в настоящее время небольшая часть автобусных маршрутов обслуживается муниципальными автобусами. В основном это весьма покоцанные ЛиАЗ-677 и «Икарусы-280», а также более новые, но находящиеся в абсолютном меньшинстве ЛиАЗ-5256. Большая часть маршрутов обслуживается на 100% частными перевозчиками, работающими в режиме маршрутных такси. Нетрудно догадаться, что частные автобусы на улицах города составляют подавляющее большинство. Интервалы на отдельных частных маршрутах в часы пик сравнимы с интервалами в московском метро! Из-за этого в Тюмени существует ещё одна особенность в организации движения городского транспорта в центре города. Дабы не создавать на проезжей части «автобусное столпотворение», остановки различных сгруппированных по направлению следования маршрутов разнесены вдоль улицы. Если вы не находите в списке маршрутов нужный вам, но точно уверены, что таковой идёт через центр, пройдитесь метров на 500 – 700 вперёд или назад!

На маршрутных досках автобусов практически повсеместно, а на частных везде имеются надписи крупным шрифтом красного цвета: «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ» либо «ЧАСТНЫЙ». Когда надпись «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ» встретилась несколько раз и на троллейбусных маршрутных досках, подумалось: «Не хватало ещё приватизировать троллейбусный парк!» Хотя в Тюмени я этому не очень бы удивился!

Стоимость проезда имеет существенную разницу: 5 руб. (2004 г., раньше – 4 руб.) в муниципальных и 8 руб. (2004 г., раньше – 6) в частных. Не Москва, но в сравнении с соседними городами дороговато! Маршрутки Тюмени – это те самые «МАНы» и «Мерседесы», простые и сочленённые, которые встретили меня на привокзальной площади. Хоть и германский «секондхенд», но в очень даже приличном, можно сказать, идеальном состоянии. Вот только рекламы на бортах многовато… Чувствуется, что частные хозяева холят и лелеют своих кормильцев!

Несмотря на даже какое-то утомительное обилие на улицах города разнотипных автобусов, больший интерес для меня представляли всё-таки троллейбусы. Согласно той же карте города, на лето-осень 2004 г. в Тюмени имелось всего 6 маршрутов. Судя по их порядковым номерам и наличию глобальных «провалов», когда-то линий было значительно больше. Стоимость проезда, как и в муниципальных автобусах, – 5 руб.

Когда я приехал в Тюмень первый раз в 2002 г., по Первомайской ул. до железнодорожного вокзала троллейбусы не ходили, хотя провода висели и вовсе не выглядели новыми. Позднее (к началу 2004 г. точно) к вокзалу завернули, а вернее восстановили 6-й и 14-й маршруты.
На линиях работают исключительно старые добрые ЗиУ-9 (ЗиУ-682) различных модификаций и годов выпуска. В каждом – схема маршрутов, на которой красным цветом выделен тот, по которому ходит данная машина. Из этого можно сделать вывод, что переброски с маршрута на маршрут бывают крайне редко, хотя приходилось с этим пару раз сталкиваться.

Закрыть тему гортранспорта стоит маленькой зарисовкой с натуры. Как-то утром, когда я в очередной раз с вещами ехал на вокзал, наш троллейбус «крякнул». Кондукторша вежливо (!) попросила всех не волноваться. Затем она задержала следующий троллейбус (с бортовым № 2) и централизованно завела нас, «своих» пассажиров в него, пересчитав, как детсадовцев на прогулке. После чего ещё раз внимательно осмотрела салон исправной машины и изрекла:
– А вот тот мужчина не мой! Клава, возьми с него за проезд!
– Ну, скажите, давно ли в Москве, согласно правилам, пассажир не платил за проезд в идущем следующим за сошедшим с линии троллейбусе /автобусе/трамвае?

Гуляя по Тюмени в первый раз, я стремился во что бы то ни стало выйти на берег реки. Какая она здесь, река Тура?
Движение автотранспорта на улицах, расположенных за центральными республики – Ленина, значительно спокойнее. Здесь появляются строения, которые когда-то и являлись основой городского пейзажа: одно-двухэтажные особнячки сегодня здорово «разбавляются» новым строительством. Это либо офисные строения, выполненные в виде мини-небоскрёбов с тонированными стёклами, либо особняки «новых русских». Удивительно, но если последние в центральной части России стараются вынести за город, на природу, да и ещё по возможности скрыть от посторонних глаз, здесь они неумолимо оккупируют практически центр города! Вообще, всем своим видом Тюмень подчёркивает, что «стоит на нефти».

Я не удивился, когда стал замечать практически на каждом старинном доме таблички с надписями типа: «Памятник зодчества XIX века. Охраняется государством». Все особнячки, которым не посчастливилось обзавестись такой «охранной грамотой»,уничтожены или подлежат однозначному уничтожению!

Вот и река! Я стоял на высоком обрывистом берегу и любовался открывшимися видами. Дул жуткий ветер, но он только подчёркивал широту речного простора. Рядом шуршали и грохотали всевозможные автомобили по арочному однопролётному мосту с ездой понизу. Город давно перешагнул на другой берег, но общего впечатления это не портило. Слева в дымке угадывались купола двух церквей. Дойти до них в этот раз возможности не было.

Не дошёл я до них и в следующий раз, два месяца спустя. Тогда, после неуютного и морозно-сырого Екатеринбурга, бодрящий морозец Тюмени показался мне подарком природы. Я снова пришёл на берег Туры, на то же место. Уж не его ли стоит мне выбрать в качестве «точки возврата»?

Третий приезд в Тюмень пришёлся (единственный раз!) на конец лета 2004 г. Свободное время я всецело посвятил поиску остатков местной системы узкоколейных железных дорог Тарманского погрузочно-транспортного управления (ПТУ). Оно располагалось на противоположном берегу Туры и связывалось с городской ТЭЦ через мост, именуемый «Совмещённым». Даже конечная остановка городского транспорта с таким названием есть! Из центральной части города к нему ведёт ул. Мельникайте. Опять же вопрос без ответа: «А кто это?» Я не знаю… Когда-то мост, вернее, стоящие бок о бок два моста были «трижды совмещёнными»: один мост для автомобилей, лежащий рядом – железнодорожный. Кроме того, железнодорожный путь являл собой «трёхнитку», совмещая пути колеи 1520 и 750 мм. Ныне вместо рельсов уложена бесконечная цепочка бетонных плит, составляющих пеше-велосипедную трассу. Так что мост всё-таки остался совмещённым, но стал «автомобильно–пешеходным»! За ним, между посёлком Тарманы, входящим в черту Тюмени, и Турой раскинулась чудесная чисто берёзовая роща. Я долго бродил по белой сказке, не в силах вернуться в пыльную городскую действительность.

Следующей зимой я всё-таки направил свои стопы в сторону стоящих на берегу Туры церквей. Слияние двух центральных улиц в этой части Тюмени образует остроугольную автодорожную «вилку». Судя по карте, здесь находится конечная остановка троллейбуса 2-го маршрута. И, несмотря на петлю троллейбусных проводов, только автобусом можно попасть сюда. В этом месте расположен самый молодой (пока) в Тюмени мост через Туру. Он примечателен дважды. Во-первых, этот мост вантовый, но, в отличие от большинства собратьев, имеет только одну несущую опору. Бетонный «двуножник» гордо возвышается над приземистым частным сектором на противоположном берегу реки. Во-вторых, мост сугубо пешеходный и официально (!) именуется «Мостом влюблённых». На нём принято назначать свидания даже зимой. Градоначальники решили поддержать идею под названием «Место встречи изменить нельзя». С этой целью у входа на мост были повешены часы, более чётко обозначив влюблённым место их свиданий. Но часы провисели всего несколько дней. Потом их украли! Об этом писалось с возмущением во всех местных газетах. Глупость поступка злоумышленников в том, что нормальный человек не может себе представить, куда девать «часики» весом не один десяток килограммов?! Теперь у входа на мост сиротливо стоит столб с унылым пустым кронштейном.

Расположенные на холме, на высоком берегу Туры два белоснежных храма за каменной стеной входят в комплекс Тюменского Свято-Троицкого монастыря. Как явствует из плаката при входе в обитель, монастырь является старейшим в Западной Сибири. В это можно поверить. Одна из церквей, Петра и Павла, была построена в 1726–1755 гг.

В заключение на всякий случай стоит сообщить читателям, что в разное время я останавливался либо в гостинице «Нефтяник», либо в «Прометее». Ни в коей мере не делая им рекламу, сообщу, что первая представляет собой очередное воплощение «в бетоне» типового гостиничного проекта. Огромное количество похожих по архитектуре и планировке гостиниц разбросано по нашей стране. Для примера можно назвать «Москву» в Туле, «Россию» в Новомосковске, «Свердловск» в Екатеринбурге, «Тагил» в Нижнем Тагиле, «Омск» в Омске. Уф! Короче, вы поняли, о чём речь. Расположена она на ул. Челюскинцев. Условно её местоположение можно объяснить так: от ж. д. вокзала минуем перекресток Первомайской – Республики, далее налево по Республики пару кварталов, потом направо…

Однажды в ней не оказалось свободных мест и мне пришлось искать новое пристанище. Мой путь лежал параллельно Республике по ул. Хохрякова на восток. «Вот блин!», думалось мне. «На Урале практически в каждом городе есть улица имени этого Хохрякова! Да кто же он такой?» Мой крик души был мгновенно услышан. На стене дома красовалась табличка, которая гласила: «П.Д. Хохряков. 1893–1918. Первый Председатель Совета народных депутатов г. Тобольска, герой гражданской войны». Вот так! Где-то на траверзе Центрального рынка расположен ни много ни мало «Кволити отель Тюмень». Мой кошелёк нервно затрясся в кармане, а я с ужасом представил «прелести» ночёвки на вокзале. Но тут моё внимание обратилось к серому зданию – кубу с зелёной крышей – «Прометей». Номер на последнем этаже с балконом длиной не менее 10 метров и стоимостью в 1400 русских рублей показался мне сказкой! Увы! После капитального ремонта цены в «Прометее», как говорят, подскочили немерено!

16.02.2006 г.