Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕВторник, Июля 16, 2019
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Там, за облаками. Часть 2. Санкино и окрестности
Продолжение. Начало - З Д Е С Ь

Часть 2. Санкино и окрестности

В ходе ночной беседы Артём выдал очень ценную информацию о том, что утром, часов в десять, с Ельничной на Берёзовку собираются отправлять тепловоз резервом для доставки жителям пенсии. А на Берёзовку дорога одна – по второму пути Чернышёвки, как раз через растяжки Иржиной палатки! Так вот, палатку Иржи как раз успел собрать, когда со стороны Ельничной раздался нарастающий шум тепловозного дизеля. Зелёненький ТУ4-2881, раздвигая широким метельником траву, шустро зашелестел по станции, мимо нашего костра. Притормозив у выходных стрелок, он выпустил в небо облако чёрного дыма и ушёл в кривую на Берёзовскую линию. На маленькой, затерянной в лесах станции вновь воцарились тишина и покой. Погасив костёр и упаковав вещи, мы поспешно выдвинулись в дорогу. Одиннадцатый час, а у нас ещё столько километров пути…

Впереди мелькали свежие шпалы, отсчёт мерили новые километровые столбы. Проносились леса, болота, площадки бывших разъездов Паньшино, Подкур, существующий, но давно обезлюдевший разъезд Октябрь. Сказать честно, привлекательность окружающих узкоколейку мест стремилась к нулю: приболоченный лес, заросли, размывы и топи, зарастающие кустами поляны – следы былой цивилизации. Когда-то каждые 7–8 км возле узкоколейки были посёлки. Разъезды, усы, точки погрузки леса, теперь же глухой перегон без конца и края, только два блестящих рельса неугомонно прорезают плотную стену лесов, упорно устремляясь вдаль. И в эту даль летит наша поисковая «пионерка».

90-е километры подходят к концу, впереди символический столб – 100-й. Новенькие шпалы на свежем балласте приводят к кривой, за которой открывается панорама красивейшего деревянного моста через речку Кыртомку. Ту самую Кыртомку, что в верховьях пересекает Берёзовская ветка. Узкая лесная речка петляет между крутых откосов. На противоположном берегу расположился посёлок Муратково – деревянные домишки, сарайки, огороды… Параллельно с существующей насыпью идёт старый обход с установленным на краю высокой насыпи деревянным крестом. Символичное место. Место действительно красивое и необычное!

У столба «100-й км», сразу за мостом, скрестившись со встречной «пионеркой», снимаем наш мотопоезд с рельсов. Решаем хоть часок отдохнуть в этом живописном месте, пообедать на Кыртомке. Решение оказывается правильным. Минут через пять со стороны Ельничной слышится стук колёс, и на мост из кривой выскакивает та самая необычная зелёная санитарная дрезина приписки станции Угольная. Дрезина гулко барабанит колёсами по мосту, после чего, качаясь и болтая раскрытыми от жары дверями, уходит в кривую выемку к станции.

Антон и Олег отправляются пешком в посёлок на поиски магазина, оставшиеся участники разводят костёр. Пока готовится обед, самое приятное – искупаться в прохладной и быстрой реке. Вода деловито журчит под опорами старого моста, пенится и рвётся вперёд, в далёкую реку Туру. Впрочем, не так уж и далёкую! До Туры, то есть до посёлка Санкино, осталось чуть более 10 км.

Наш разведотряд нашёл магазин прямо на узкоколейной станции Муратково, в здании старого вокзала. Часть продуктов они решили принести с собой, а часть оставили у продавщицы до прибытия нашей «пионерки» после обеда. Санитарная дрезина, как мы поняли, привезла в Муратково пенсию. Через полчаса она с грохотом прокатила по мосту обратно в Угольную. А мы, в очередной раз окунувшись в прохладный омуток, поставили «пионерку» на путь и поехали на станцию.

Муратково – жемчужина узкоколейной дороги. Чего стоят мост через Кыртомку, выемка в кривой, живописные сараюшки вдоль линии, покосившийся двухглазый входной светофор, стадо коров, переходящих перед нашей дрезиной путь… Да и сама станция – двухпутная, уютная. Под высоким деревом – старый деревянный вокзал, перестроенный в магазин. Напротив ¬– новое кирпичное дежурное помещение с высокой антенной. Как оказалось, дежурство в Муратково ведётся не круглосуточно, а по определённому графику. К нашему прибытию здание ДСП было заперто на замок. К слову сказать, раньше в Муратково было лесопунктовское тепловозное депо, относящееся не к АУЖД, а к «Алапаевсклесу». Руины его мы видели на подъезде к станции. От некогда мощного хозяйства не осталось и следа. Теперь Муратково – обычный лесной посёлок, в котором практически нет работы, посёлок, живущий на грани вымирания. Здесь нет даже средней школы: по понедельникам утром и пятницам вечером сюда приходит школьный поезд из Санкино – на всю неделю увозит местных ребят на учёбу!

Пока мы забирали из магазина оставленные на хранение продукты, в направлении Ельничной по главному пути проследовали на приличной скорости две местные «пионерки». Но вот путь свободен, можно отправляться. Сосновый перегон ведёт нас в центральный посёлок лесного уголка. Леса сменяются мшарами, узкоколейка на свежих сосновых шпалах игриво манит в даль. За болотами показывается неработающий входной светофор Санкино, впереди станция!

Впереди целая стрелочная улица: четыре приёмоотправочных пути, тупик ПТО, отстой путейской техники, балластный тупик, обрывок пути бывшего депо Санкинского леспромхоза. Прибываем на главный, к беленькому кирпичному зданию дежурки с табличкой «АУЖД. Станция Санкино». Представившись дежурной, на время экскурсии по станции ставим на зарядку аккумулятор видеокамеры.

Прямо к станционному зданию подходит поселковая улочка. Аккуратные домишки, несколько запачканных грязью легковых автомашин, припаркованных по сторонам у домов. Попасть на машине в Санкино из Алапаевска можно всегда, дорога здесь всесезонная, но только вместо 114 км УЖД придётся преодолеть все 200, большая часть из которых – грейдер. Неудобно, да и невыгодно. Поэтому и пользуется ещё спросом маленький поезд узкоколейки, приходящий на эту станцию четыре раза в неделю в час ночи. Говорят, для Санкино это событие. Собирается на вокзале всё население. Кто встречает, кто провожает, а многие просто так, из любопытства… Шумят голоса, трещат мотоциклы… Оживает ночью при поезде станция, а сейчас она пуста, лишь одинокий заблудший козлёнок с только что выросшими рожками бегает вдоль путей и тревожно блеет. Видно, потерялся.

За дежуркой треугольник. На нём в тупике стоит санкинский классный вагон, тот самый, что по понедельникам и пятницам ходит в составе школьного поезда на Муратково. За треугольником кладбище, а за кладбищем – локомотивное депо «Санкино» АУЖД. Перед белым кирпичным зданием коптит небо синий тепловоз ТУ4-1794. Оказывается, он перед нами вернулся с путевых работ с Муратковского перегона. Молодой паренёк-помощник открывает ворота, и тепловоз плавно вкатывается в депо. Внутри стоят два его собрата ТУ4 №№ 1332 и 1452. В отличие от прибывшего 1794, они окрашены в зелёный цвет. В дальнем углу притаился оранжевый ТУ6А-2896. Это бывший путейский тепловоз, сейчас в долгосрочном ремонте. Стоит в депо в междупутье и чья-то аккуратно сделанная «пионерка». Явно начальника или приближённого лица. Начальник депо принял нас в своём кабинете. Рассказал, что знал, о железнодорожной истории Санкино и окрестностей.

Алапаевская узкоколейка пришла в Санкино в 1954 году. В те годы в посёлке построили только гараж лесопунктовских мотовозов, оборотное депо АУЖД появилось здесь лишь в декабре 1983 года. В лесопункте работали мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ6А, ТУ4. В 80-х годах появились путеукладчики ППР с мотовозами ЭСУ2а. Путеукладчиков было 3: санкинский, муратковский и калачский. Что же касается депо АУЖД, то в 80-е годы к нему были приписаны 4 единицы ТУ4 и 3 ТУ7.

Дальше, за Санкино, узкоколейку потянули в 1959 году. Построили гигантский мост через Туру, менее длинный, но тоже серьёзный мост через реку Санкину, в 1967 году дорога пришла в посёлок Калач. И закипела жизнь в много лет жившем в отрыве от цивилизации в глуши уральских лесов посёлке. Калачский лесопункт входил в Санкинский ЛПХ «Алапаевсклеса». К 1971 году узкоколейка была построена и дальше за Калач, до 177-го км. От магистрали ответвлялась 18-километровая ветка Кумарьинская.

В 70-е годы на перегоне Санкино – Муратково на каждом километре были примыкания временных погрузочных усов. Сосчитать их было сложно: 104-й левый, 104-й правый, 105-й левый, 106-й правый… Потом основные лесоразработки ушли за Калач, и в окрестностях Санкино наступило затишье. Активно работал только Муратковский лесопункт, как на главной линии между Октябрём и Муратково, так и на Тобольской ветке, ведущей в посёлок Плантация. Последний Муратковский тепловоз ТУ4-1828 в начале 2000-х годов был перевезён в Санкино, где и поныне ржавеет за зданием депо. Мы осмотрели этот экземпляр. Тепловоз был «четырёхглазым» – с двумя парами фар – на раме и неродном капоте, переставленном со старого ТУ4, видимо, ещё во времена лесопункта. По данным леспрома, тепловозов ТУ4 первого выпуска (с фарами на капоте) в Алапаевсклесе было всего два. Известно, что один из них трудился в Ясашной, второй, по все видимости, здесь, в Муратково.

Немало удивил нас технический кабинет депо. Поднявшись на второй этаж по крутой металлической лестнице, мы обнаружили настоящий учебный класс с партами, уголком техники безопасности, электрическими схемами узкоколейных тепловозов на стене, макетом дизеля 1Д12, гидропередачей УГП-400 в разрезе и прочими раритетами. Технический класс был выполнен в стандартном стиле ОАО «РЖД», но находился он не в «РЖД», а на далёкой станции Санкино Алапаевской узкоколейной железной дороги. Честно сказать, я был просто поражён. Никак не ожидал здесь увидеть такое!

Интересно то, что, по словам начальника, в депо Санкино при наличии в штате трёх машинистов до сих пор принимали экзамены, проводили обучения в классе. Все три санкинских тепловоза находились в исправном состоянии, готовые к выезду на линию. «Это в Ельничной тепловозы постоянно ломаются – то дизель, то гидропередача, а у нас уход за локомотивами хороший. Всегда исправны и к выходу на линию готовы!» – прокомментировал ситуацию начальник депо. Пообещал он также к нашему возвращению из Калача поискать старые железнодорожные фотографии в семейном архиве. На том и расстались. Депо закрыли на замок, а мы, погрузившись на «пионерку», поехали с гостеприимной станции Санкино дальше на северо-восток, к реке Туре, в сторону заветного Калача, крайней точки АУЖД.

Километровый столб с отметкой «114» остался позади. По сторонам понеслись санкинские огороды, покосившиеся деревянные изгороди, пожухлые стога не съеденного за зиму сена, свежие поленницы. Переезд с грунтовой дорогой в посёлок Плантация. Впереди пологая левая кривая, следующий по тропке вдоль УЖД велосипедист отходит в сторону, уступая нашей «пионерке» дорогу. За пашней луг, его сменяет перелесок, и вот впереди мост через Туру, самый длинный, шестипролётный мост АУЖД! Широкая река несёт свои воды на юг. Вода ещё высока. На прибитых к берегу копнах прошлогодней соломы гнездятся стаи только что вылупившихся белых бабочек. Металлические опоры моста покрыты ржавчиной, торчат из воды мощные волнорезы. А вот верхнее строение, включая перила, выполнено из свежего, не потускневшего ещё от времени дерева. Недавно мосту этому делали ремонт.

По насыпи из посёлка подъехала местная девчонка на велосипеде, свернув под крутой откос, помчалась мимо ржавой кабины старого мотовоза МД54-4 по долгой луговине к поселковому пляжу. Там на песчаной отмели Туры вовсю купалась и резвилась санкинская детвора.

За Турой потянулись заливные луга широкой поймы реки. Узкоколейка на высокой насыпи петляла меж разливов и стариц, ветвистых ив, густых зарослей кустарника. Болота и разливы сменяли луга и поляны, гиблые густые заросли – редколесье, березняки. Вот, наконец, за кривой показалась заветная Санкина река – место затопления паровоза 157-го типа. Согласно алапаевской легенде, аккуратно проверенной нами на месте, в Санкино, балалстировавший узкоколейку на Калач паровоз 157-го типа, рухнул весной 1969 года с временного деревянного моста через реку Санкину и затонул здесь же, у моста, в реке. Некоторое время его, якобы, могли нащупать нырявшие в реку, хотели вытащить, но ввиду большой трудоёмкости и заката паровозной эпохи бросили это занятие: так паровоз и остался лежать в реке, постепенно погружаясь в илистое дно.

Вот она, Санкина! Чёрная непрозрачная гладь почти без течения. Поваленные в воду высохшие деревья. Широкие разливы, серые, загрязнённые паводком берега. Река небольшая, но по виду глубокая. Уже рядом с берегом не достать здесь дна, что уж говорить о фарватере! Паровоз здесь не найти, докопаться до истины смогут лишь водолазы. Увы, у нас с собой подобного снаряжения нет! Осмотревшись вокруг и побродив по берегам загадочного места, мы решаем не тратиться на бесполезные поиски и продолжать свой путь к конечной цели, до которой осталось уже менее 30 км сказочной узкоколейной дороги АУЖД.

У разъезда 123-го км за болотистой поймой возник стройный сосновый лес. Островок небольшой – дальше всё те же болота и топи, но теперь уже не речные, лесные. Светит низкое вечернее солнце, длинные тени сидящих тянутся впереди «пионерки». Бесконечные рельсы ведут нас в далёкую даль. Только подумать, 130-е километры пути… Кругом ни души, только лес, бесконечный лес!

На 136-м км очередной двухпутный разъезд, на этот раз заставленный длинным лесовозным порожняком. В конце разъезда маленькая будка, увы, не способная разместить нашу бригаду. В поисках ночлега двигаемся дальше, пока не попадаем на
143-й км, просторную поляну бывшего посёлка Шемейное. Абсолютно ровное место, поросшее полосами редкого кустарника. В середине поляны двухпутный разъезд с забытыми на боковом пути гружёнными лесом платформами. Массивные, высохшие от времени брёвна могли пригодиться в качестве топлива для костра, а площадка вокруг – идеальное место для лагеря. Нет только воды, но интуиция «ауждшника» не подвела. На дальнем краю поляны, за разъездом, находился проточный поселковый пруд, из которого вытекал и звонко журчал в узкой трубе под узкоколейкой шустрый ручеёк.

Здесь, на Шемейном, мы и устроили вторую «полевую» ночёвку нашей экспедиции. Поставили палатки, съездили на «пионерке» на пруд за водой. Дрезину, кстати, здесь также можно было не снимать с рельсов, а оставить на занятом грузом боковом пути разъезда.

Чудный вечер с розовым закатом почему-то сменился противным моросящим дождём. И откуда взялась в Шемейном эта грузная туча? Ужинать пришлось в траве под лесовозной платформой, деля скудное непромокающее пространство со стаей прячущихся там же назойливых насекомых. Но вот дождь закончился, наступили сумерки, а там и ночь. Тот факт, что мы всего в шести километрах от «края земли» – последней точки АУЖД, не давало покоя. Никаких «пионерок» в Шемейном не было ни видно, ни слышно, и мы, пользуясь затишьем, решили доехать до конца дороги ночью. Мокрые рельсы привели нас в Калач, где, проследовав в кромешной темноте тихую станцию, мы уткнулись в ворота бывшего тепловозного депо. Побудив немного спящий посёлок, развернули дрезинку и отправились назад в Шемейное. Неофициальный визит к «краю земли» состоялся, завтра, по свету, будет и более осмысленный официальный визит.

admin июня 21 2012 13:34:25
Новые фотографии: http://pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=132&rowstart=84
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Фотообои для детской комнаты. Подводный мир
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG