Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕЧетверг, Ноября 21, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Осинники
ОСИННИКИ

Павел В. Кашин.

Город Осинники расположен в 24 км к юго-востоку от крупнейшего города
Кузбасса – Новокузнецка. Как и последний, это районный центр Кемеровской области. Западной его границей является «Кровавая река» – так с шорского (шорцы – коренное население юга Кемеровской области) переводится название реки Кондомы. В черте города в неё впадает речка Кандалеп.

Первоначальное название этого населённого пункта – Осиновка – образовалось путём вольного перевода первыми русскими поселенцами шорского названия местного улуса – буквально «Село-в-Осиннике». Когда в 1871 году в пятидесяти километрах от Кузнецка был построен железоделательный завод, уголь для него брали на левом берегу Кондомы, недалеко от улуса Осиновка. Есть легенда о том, что первым поселенцем улуса был шорец кузнец – оружейник Кузедей (Недалеко от Осинников имеется ж.д. станция Кузедеево). Долгое время, примерно до конца позапрошлого века, поселок был чисто шорским. С 1900 года в село стали приезжать русские. Однако местные жители принимали не всякого. Предпочтение отдавали тем, кто знал ремесла и кто щедрее одаривал… водкой. Один из первых русских поселенцев – Иван Никифорович Аверин.

В декабре 1938 года рабочий поселок Осиновка переименован в город Осинники. Тогда в нём насчитывалось 25 тыс. жителей. Последние данные о численности населения относятся к 2005 году – 49,6 тыс. чел. А максимальное количество горожан приходилось на 1967 г. – 69 тыс. чел. Нетрудно догадаться, что основным направлением трудовой деятельности горожан всегда была добыча угля. Сосчитать количество шахт, расположенных в черте Осинников, я никогда не пытался. Знаю, что основной является «Капитальная». В последнее время ситуация в угольной промышленности России, мягко говоря, «не очень»… Поэтому вопрос занятости довольно актуален. Спасает наличие рядом значительно более крупного райцентра Кузбасса – Новокузнецка. Ныне он обеспечивает рабочими местами большое количество жителей Осинников.

Приказом министра угольной промышленности СССР от 19.10.1949 г. было принято решение о строительстве трамвайных путей в г. Осинники. Уже 26 числа того же месяца горисполком утвердил участки, отведенные под первую и вторую тяговые подстанции, запланирована территория депо. Но только в 1957 г. начались подготовительные работы. К октябрю 1960 г. были сданы в эксплуатацию трамвайное депо и первая тяговая подстанция. Пробный выход трамвая состоялся 14 октября 1960 г. Официальные торжества открытия движения были приурочены к очередной, 43-й годовщине Октябрьской революции и состоялись 28 октября 1960 г.

На однопутную линию от вокзала ст. Осинники до шахты «Капитальная» в этот день вышли вагоны типа МТВ-82. Всего на балансе трамвайного управления к этому моменту числилось 10 вагонов. Из них 6 пассажирских указанного типа, остальные – служебные. В 1962 г. строится однопутная ветка по ул. Кирова до Соцгорода и открывается второй маршрут «Ул. Ленина – Стадион». В последующие годы она поэтапно продлевается до шахты «Капитальная». За период 1975–76 гг. на линии по ул. Ленина строится второй путь. В 1977 г. сдается в эксплуатацию третья тяговая подстанция. А 28 октября 1991 г. открывается движение на окраину города, где была построена конечная станция «Южная».

Несколько раз обновлялся парк подвижного состава. В 1968 г. трамвайное управление приобретает три вагона Рижского завода типа РВЗ-6. С 1972 г. на маршрутах работает уже 13 рижских вагонов. В 1994 г. управление заключает договор с Петербургским машиностроительным заводом о поставке в Осинники вагонов ЛМ-93.

Мне доводилось несколько раз бывать в Осинниках во время частых и продолжительных командировок в соседний Новокузнецк. Справа от станции (если ехать из Новокузнецка) в частном секторе жил один из моих коллег по работе, ныне, к сожалению, покойный. В выходные дни, бывало, он приглашал меня попариться в его деревенской баньке. На другую сторону от станции я никогда не ходил и даже не предполагал, что там находится один из разворотных кругов осинниковского трамвая. Хотя про существование самого трамвая знал. Конечную станцию – «Южную» – хорошо видно из окон электропоезда, за платформой 405-й км. Кстати, «О.п. 405-й км» пользуется большей популярностью у жителей города, чем одноимённая с ним станция.

От другого коллеги по работе стало известно, что на линии ещё используются вагоны типа РВЗ-6М2. Уехать из Западной Сибири (а моя работа подходила к завершению!) и не поснимать их было бы глупо с моей стороны. Поэтому в очередной выходной день, субботу, 14 октября 2000 года, я вышел на «О.п. 405-й км» и полез в гору на встречу с трамваем Осинников. Вот и центральная улица (Ленина?.. Революции?.. III Интернационала?.. Нет, не угадали – Кирова!) Поворачиваю налево и иду в северном направлении, расчехлив фотоаппарат. Помимо рижских вагонов встречаются, к моему удивлению, и питерские ЛМ-93 (тогда про договор 1994 года я, конечно же, не знал!) Обратило на себя внимание то, что на маршрутных досках вагонов напрочь отсутствовали номера маршрутов, обозначены были только конечные пункты: «Капитальная» – «Южная» и «Вокзал» – «Южная». Причём последних значительно меньше. Вообще вокзал мне очень подходил как конечная точка прогулки по этому кузбасскому городу. Поскольку ж/д линия находилась от меня где-то слева, мне следовало искать соответствующий поворот трамвайных путей. И он, кажется, был впереди! Пока я шёл, откуда-то слева один вагон вырулил, а другой туда же завернул.

Поэтому, дойдя до развилки, я, не раздумывая, пошёл налево. Это было правильное решение, т.к. мне навстречу шёл вагон с надписью «Вокзал» – «Южная». В том, что линия, по которой я шёл, однопутная, окончательно пришлось убедиться, дойдя до разъезда. Это был не просто разъезд, а целая мини-станция с путевым треугольником, вершиной которого являлся въезд в наглухо закрытое по случаю выходного дня депо.

За забором депо царила полная тишина. Возле автогаража копался в личном авто какой-то мужик. Говорить с ним я посчитал бесполезным для себя занятием. На территории депо установлен вагон-памятник. Впрочем, он оказался обычным РВЗ-6М2, имевшим, правда, «родную» желто-красную окраску. Снимать его я не стал. Под забором валялись два снятые с колес кузова РВЗ-6. Узнать их легко по характерным трем окнам в задней части кузова: одному широкому и двум узким по бокам. Когда-то переделанные в один большой сарай, теперь они были брошены. На деповском пути стоял вагон-вышка, сделанный из КТМ-5М3 – единственного увиденного здесь «усть-катава»!

На однопутке помимо разъезда и разворотной петли имеется ещё две промежуточные остановки. По официальным данным, в тот год в рабочие дни на линию выходило порядка 20 вагонов. Они осуществляли движение по двум маршрутам, не имеющим номеров, как, например, в Рязани. Первый «условный» маршрут: «Капитальная» – «Южная», второй – «Вокзал» – «Южная». Еще один маршрут, как удалось выяснить на месте, – технологический и работает в обеденное время. Дело в том, что вагон-столовая отстаивался на ст. «Капитальная», поэтому водители с «деповского» маршрута поочередно ездили от ст. «Вокзал» на ст. «Капитальная» на обед. Как я понял, позднее это направление «узаконили».

Эксплуатировались на линиях кроме РВЗ-6М2 порядка 7 вагонов типа ЛМ-93. Последние имели бортовые номера шестого десятка (на 6х). Они, как мне удалось увидеть, имели бело-зелёную и жёлто-красную окраску. Интересна окраска рижских вагонов. Когда-то она была традиционной жёлто-красной. В 2000 году все вагоны РВЗ-6М2 имели бело-голубую окраску кузова.

Мне было невдомёк, что той же осенью 2000 года отмечалось 40-летие пуска трамвая в городе. Моя поездка состоялась чуть-чуть раньше, но это ничего не значит. Я бы всё равно не был бы допущен к официальной части торжеств. К ним в Осинниках было приурочено и поступление в депо вагона нового поколения типа ЛМ-99. Тогда, как утверждали местные источники, этот вагон являлся единственным в Сибири. О том, как проходил праздник в г. Осинники, я узнал несколько позднее из материалов статьи В. Абросова «Сорок лет на службе горожан» в местной газете «Время и Жизнь» № 133 от 11.11.2000 г.

«Утром 26 октября 2000 г. после торжественного митинга в честь 40-летнего юбилея и получения нового трамвая последний совершил свой первый пробег по маршруту «Трамвайное управление – Ст. «Южная» – клуб «Октябрь». Чести провести вагон по юбилейному маршруту была удостоена водитель-наставник Т. Т. Антропова. На торжества были приглашены множество гостей. В их числе гендиректор АООТ «Петербургский трамвайно-механический завод» Н. А. Белик, директор ОАО «Сибэлтранссервис» С. И. Парфенов, руководители родственных предприятий из городов: Рубцовск, Барнаул, Новосибирск, Томск, Челябинск, Красноярск, Бийск, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Новокузнецк, Хабаровск. В честь праздника заместитель губернатора области А. И. Копытов вручил начальнику трамвайного управления г. Осинники П. М. Довгошее медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса». Гости торжеств пожелали осинниковскому трамваю новых трудовых успехов и безаварийной работы».

Отрадно, что спустя 7 лет после той самой поездки на линиях всё так же в ходу РВЗ-6М2. Как я понял, некая маршрутизация появилась, но часть вагонов продолжает ходить только с указанием конечных пунктов. По данным на ноябрь 2007 года, имеется 4 направления движения трамвайных вагонов:
1. «Шахта» – «Вокзал»
2. «Шахта» – «Южная»
3. «Вокзал» – «Южная»
4. «РМЗ» – «Южная».

Ну а я в тот субботний день вышел к разворотной петле у вокзала. Немного поснимал на видео и сделал ещё один фотокадр с РВЗ-6М2. Для полноты ощущений оставалось выпить знаменитого осинниковского разливного пива в ожидании электропоезда до Новокузнецка.

Переработано для pereyezd.ru
21.01.08

admin февраля 15 2008 14:57:53
Фото http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=57
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
применять
Поезд напрокатРусский Обозреватель