Сейчас на сайте |
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей
Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
|
|
|
Норильская «железка» |
|
Роман Молочников
Норильская «железка»
В конце мая – начале июня 2001 года мне выпала командировка по служебным делам в Норильск. Понимая, что меня там ждет, я оделся потеплее и не забыл захватить фотоаппарат.
Попасть в те края можно по Енисею, морем или самолетом. Автомобильных дорог туда с материка нет, вода зимой, понятно, замерзает, так что прилетел я рейсом «КРАСАЭРО» в аэропорт Алыкель, что в 40 км от Норильска. К выходу Ту-154 подали передвижную лестницу на базе «ГАЗ-51» с оранжевой кабиной. Пустячок, а приятно. Аэропорт как был в советские времена, так и остался «совковым»: маленький, грязноватый, со старинным оборудованием, с покрашенными масляной краской в сине-серые тона переходами. Меня встречали на машине, так что проблем с выездом из аэропорта не возникло.
День прилета, 29 мая, выдался солнечный, и хотя снега было еще очень много, он шустро таял под теплыми лучами. Выехав из аэропорта, пересекли подъездную ветку к нему: виднелись остатки контактной сети, встретился рабочий поезд с ТГК2-1-9066. Дальше мы все время ехали вдоль железной дороги, и поскольку за полярным кругом растительности маловато, то обзор был прекрасный. Вскоре дорога соединилась с трассой Норильск – Дудинка, и, проехав еще километров десять, вдруг возле моста через речку встречаем паровоз-памятник – узкоколейный Гр-274, установленный возле сохранившегося уникального железнодорожного моста с деревянной фермой системы Гау! Паровоз в прекрасном состоянии и полностью комплектный, а «новодельные» поручни придают ему русский вид. Локомотив привезен с материка в начале 1990-х (из Вапнярки?) и установлен как памятник строителям дороги. По-моему, ему место в Книге рекордов Гиннесса, т. к. это самый северный паровоз-памятник в мире. Сразу хочу сказать, что из узкоколейного подвижного состава я больше ничего не нашёл. На деревянном мосту стояла дата: «год постройки 1936».
Дополнение к сведениям из истории дороги. У руководителя строительства первоначальной узкоколейки А.П. Завенягина был фотоаппарат. До наших дней дошло несколько кадров, сделанных им в 1936–1937 годах, в т. ч. и железной дороги. Сейчас фотоаппарат и снимки экспонируются в Норильском краеведческом музее. Из этих редких фотоматериалов можно определить, что вначале на дороге колеи 750 мм работали паровозы завода «Портер» и отечественные, 157-го типа. На другой фотографии, сделанной в конце 50-х годов XX века в районе угольной шахты города Кайеркан, видно, что уже появилась совмещенная колея и работали ширококолейные паровозы 9П (в кадре 2 локомотива).
На подъезде к Норильску автотрасса проходит через промзону, гаражи, свалки. Часто попадаются снятые с тележек безгофровые вагоны от электричек Ср, используемые в качестве сараев. Очень много вагонов от См с брезентовой крышей. Ближе к городу стоит чудовищный медеплавильный завод, а напротив него – трехэтажное здание Норильского вокзала, где сейчас помещается управление железной дороги. За вокзалом виднеется большая сортировочная станция. Едем еще немного, дорога идет вниз на мост через бурную мутную речку, и вот он, Норильск! Город порадовал своим оптимизмом и бурлящей деловитостью – этакий центр цивилизации на краю света. Названия улиц – как везде: Ленинский проспект, Маркса и т. п. Дома в основном пятиэтажные, но есть и девяти–двенадцатиэтажки. Все здания на сваях: у вечной мерзлоты свои требования. Недавно в Норильске были открыты православная церковь и мечеть, места для которых выбраны вполне продуманно. В городе есть гостиница «Норильск», достаточно чистая, опрятная и недорогая (хороший одноместный номер стоит 320 рублей в сутки), так что живут в ней даже иностранцы.
Железная дорога охватывает город почти замкнутым кольцом, нанизывая на себя все промзоны, и идет дальше, в город Талнах, еще добрых 30 км. На этом перегоне – самый большой мост через широкую судоходную реку Норильская, состоящий из трапецеидальных ферм с ездой понизу. Дорога там идет через самый настоящий лес, в котором заметны зоны отдыха и садовые участки!
Когда-то дорога была электрифицирована, там работали специально построенные для Норильска электровозы ВЛ10Н в количестве 10 единиц, №№ 001-010 завода ТЭВЗ и IV-КП-1 завода НЭВЗ . Поступили на дорогу также и электропоезда рижской постройки. В четырёхвагонном варианте эксплуатировалась электричка ЭР1-229, были ЭР2-1345, ЭР2Т-7229, ЭР2Р-7038 с заводскими надписями «НЖД». Известно, что по меньшей мере одна электричка серии ЭР2 вернулась на материк. В 1995 году по решению руководства Норильского комбината, которому принадлежит вся железная дорога, электротяга закончилась с целью сокращения расходов. Теперь остатки электроподвижного состава сосредоточены в основном на станции Норильск. Там почти все электровозы и несколько вагонов от ЭР2-1345. Там же стоит и тот самый «электрический первопроходец» IV-КП-1. В связи с закрытием пассажирских перевозок по железной дороге ликвидирована и соответствующая инфраструктура. Так, были разобраны платформа Октябрьская площадь и все прилегающие к ней пути. Контактная подвеска местами сохранилась полностью, а кое-где остались одни столбы. На перегонах между станциями сначала использовались деревянные (!) опоры, позже их меняли на бетонные, но до конца заменить так и не успели, «деревяшки» и сейчас частенько попадаются. На небольших станциях применялась жесткая подвеска на металлических решетчатых опорах, а на станции Норильск была (и пока еще есть) гибкая подвеска на высоких мачтах.
В первую очередь я отправился на станцию Норильск, за которой обнаружил что-то вроде ПМС. Там стояло на осях около десятка вагонов от электричек См . Некоторые были уже разбиты, но штук шесть использовалось в качестве передвижных бытовок. Рядом, около гаражей виднелись снятые с осей пара НТВ дореволюционной постройки, 18-метровый пассажирский вагон тех же времен и 20,2-метровый пассажирский вагон 1930-х годов постройки завода имени Егорова в Ленинграде (далее – «егоровец»). Двигаясь с обратной стороны станции, я дошел до полуразрушенных сооружений со ржавой табличкой «Норильск-Сортировочный». Рядом без осей были НТВ, пара немецких трофейных крытых вагонов, а на платформе стоял двухосный пассажирский вагон переселенческого типа постройки Усть-Катавского завода 1911 года. Кругом валялись ржавые стрелочные фонари (кстати, все стрелки ручные, иногда с фонарями). На последнем станционном пути стояло два ТЭ109 (!) – 008 и 011. Далее были вагоны электричек, платформы с дизелями, еще один ТЭ109-004, электровозы и несколько полуразрушенных ТЭМ2 (№№ 1422, 260, других не разглядел). В общем, готовый музей!
Мне удалось обойти большую часть Норильского железнодорожного узла. Встречались вагоны от См без тележек, еще один пассажирский 18-метровик. По надписям, проступающим из-под старой краски, стало ясно, что бегал он когда-то по Куйбышевской и Южной дорогам. Кроме того, попались клепаные котлы от трофейных цистерн и четыре кузова почтовых ЦМВ старой конструкции. Видел лежащие на боку на платформах два кузова от ТЭ109 (номера установить, к сожалению, не удалось), а на базе Вторчермета – разобранные ВЛ10Н-002, ТЭМ1-119, ТЭМ1-1421, ТЭМ2-863. Недалеко расположено Норильское локомотивное депо. Около него стояло много секций от 2ТЭ116. Депо современное, большое, прямоугольное, ступенчатого типа. Также на Норильском узле мне встретились: ТЭМ2-7093 (в старом кузове, синий), ТЭМ7А-0253 (оранжевый) и 0131 (оранжевый с синей кабиной), 2ТЭ116-1666 (синий) – все рабочие; ТЭМ2-484, 530, 984, 1938, ТЭМ15-119, ТЭМ7А-0255, 2ТЭ116-057, 073, 570, 846 – все разобранные. Из электровозов ВЛ10Н не удалось найти только № 007, остальные – в наличии.
В эксплуатации сейчас находятся поездные локомотивы – 2ТЭ116, маневровые – ТЭМ2 и ТЭМ7, вагоны (в подавляющем большинстве) – шестиосные думпкары. Грузовые составы ходят длиной 20–30 вагонов: профиль пути очень тяжелый. Пассажирского движения на дороге нет вообще, кроме рабочих поездов, которые ходят «раз в год по обещанию» и под которые используются отстаивающиеся в Дудинке пара вагонов от См и единственный на всей дороге старый ЦМВ. Тепловозы 2ТЭ116 порой используются и на манёврах.
В Дудинку я попал на автобусе за 100 рублей. Трасса хоть и асфальтирована (мне рассказали, что еще лет семь назад она была вообще без твердого покрытия), но быстрее 90 км/ч по ней не поедешь: вечная мерзлота заставляет асфальтированную дорогу вспучиваться и проваливаться.
Мне повезло наблюдать в Дудинке редкое зрелище – ледоход на Енисее! Глыбы нежно-голубого льда толщиной более метра трещали, сталкивались, ломались, наезжали друг на друга, выползали на дорогу, расположенную на 13 м выше уровня воды! Зрелище потрясающее! Рядом с портом накатанные рельсы подъездного пути уходили под воду, а у самой ее кромки стоял маневровый светофор! Вот это я понимаю – паводок!
Сам населенный пункт также застроен современными панельными и кирпичными пятиэтажками, как и Норильск. Есть и девятиэтажки. Город стоит на сильно пересеченной местности, на холмах, с крутыми подъемами и спусками, выглядит более чистым по сравнению с «метрополией».
На железной дороге в Дудинке встретилось много вагонов от Ср и См (на одном различил «Ср-1750»), используемых под склады и бытовки, несколько «егоровцев», все на осях, а также вагоны от ЭР2Т. Встретился даже клёпаный моторный вагон Сд на «родных» тележках! Здесь же увидел рабочий ТЭМ2УМ-885. Недалеко от порта, на месте бывшей станции, попались мне на глаза старые деревянные сооружения. Если бы я не был знаком с особенностями железнодорожной архитектуры (общий стиль построек, функциональные возможности), то, наверное, не разглядел бы в них ничего интересного. Тем не менее это были дошедшие до нас с узкоколейных времен станционное здание служебного назначения, ступенчатое прямоугольное деревянное депо с лозунгами на выцветшем кумаче, с характерной трубой для вытяжки паровозного дыма на крыше стойла. Кстати, видимо, по аналогии с Норильском, есть новая станция Дудинка-Сортировочная, с более поздним локомотивным депо, в котором стоит оранжевый «холодный» 2ТЭ116.
Уже на обратной дороге я заметил остатки узкоколейной насыпи, то исчезающей под современным полотном, то вновь петляющей рядом. Попадались сохранившиеся малые деревянные мостики, рядом с современными железными мостами виднелись остатки старых… На подъезде к Норильску, перед самым медным заводом, метров двести от дороги, на плоском месте обратил внимание на стоявшее без окон большое деревянное здание характерного стиля. Неужели старый вокзал? Как же я раньше не заметил?! Но времени добраться до него уже не было: командировка закончилась, надо лететь домой.
По дороге в аэропорт смотрел в окно на такую экзотическую «мерзлую» железную дорогу. Навстречу по ней полз сборный поезд с оранжевым 2ТЭ116 – редкое для этих мест зрелище. Поезд хорошо был виден на безлесной местности, по солнышку, выглянувшему на прощанье, но плёнка уже кончилась, и оставалось только смотреть невооруженным глазом и наслаждаться этим зрелищем. Все, моё время в Норильске вышло.
|
|
|
|
|
октября 19 2007 10:36:21
>В 1995 году по решению руководства Норильского комбината, которому принадлежит вся железная дорога,
>электротяга закончилась с целью сокращения расходов.
Это не так. Движение электропоездов прекратилось в 1998 году. |
декабря 05 2007 17:29:27
Фотографии http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album=81 |
марта 20 2009 11:24:09
Откуда такие данные про 1998-й год? Мне об этом событии сообщил местный чиновник, да и инфраструктура электрификации вся была уже сильно разрушена в 2001 году, и такое-же всё видели питерцы, бывшие там на год раньше меня. Это при том, что там это особо разрушать некому, металл там не принимают, его оттуда вывозить очень дорого. Так что я настаиваю на 1995-м году. |
марта 16 2010 22:58:44
То, что движение электропоездов закончилось в 1998 году - не подвергается никакому сомнению!
Упоминается в норильской прессе многократно. Где-то встречалось даже с точностью до дня, когда электричка прошла в последний раз.
http://www.norilsk-zv.ru/articles/elektrichka_sbezhala_navsegda.html
http://sbchf.narod.ru/23/njd_lit.html |
марта 16 2010 23:00:02
http://www.gazetazp.ru/cgi-bin/showissue.pl?n=1998/174&i=5
"Заполярная правда" №174 от 06.11.1998
ВЫ СПРАШИВАЛИ
Опять от меня сбежала послендняя электричка?
С некоторых пор в Норильском промышленном районе приостановлено движение электропоездов. Наши читатели этой ситуацией обеспокоились.
Длинной норильской зимой электричка порой здорово выручала живущих в разных местах НПР людей: туда-сюда-обратно, и всем было хорошо в пуржливистые и морозистые темные дни-вечера, потому как народ был уверен, что уж если с автобусом не повезет, то на электричке-то уж всегда можно до дома - в Кайеркан ли, в Алыкель - добраться... Как же быть нынешней зимой?
Вопрос наших читателей мы адресовали главному инженеру Норильской железной дороги Ю.В. Лисичкину. Юрий Валерьянович прояснил ситуацию предельно конкретно:
- Нашим электропоездам уже несколько лет как нужен капитальный ремонт, который возможно произвести только "на материке". Кроме того, в той экономической ситуации, которая сложилась и в России, и в НПР, электрическая тяга, как это ни огорчительно, оказывается экономически невыгодной.
Представьте себе, что эксплуатация электропоездов приносит Норильской железной дороге ежегодно двадцать миллионов рублей (новых) убытка: вместимость электрички - 600 человек, а перевозит она в благоприятные, не метельные, дни в десять раз меньше. Когда мы вынуждены считать каждую копейку, чтобы выжить, поневоле задумаешься об экономической целесообразности.
Большая надежда на НПОПАТ. Если в оставшиеся до нового года месяцы пассажирский автотранспорт покажет свою состоятельность в передвижении пассажиропотоков по Норильскому промышленному району, если автобусы в штормовые дни смогут перевозить людей четко и бесперебойно, то надобность в электропоездах может отпасть. Если же будут какие-то сложности, то постараемся вопрос с электропоездами решить. В общем, зима покажет...
Н. ШУГАНОВА. |
июля 05 2010 01:20:06
http://gazetazp.ru/1997/23/6/
В номере 23 от 03.02.1997
Чтобы от вас не сбежала последняя электричка
Как мы уже сообщали, с 12 февраля Норильская железная дорога ввела новое расписание движения электропоездов. В столицу Таймыра - Дудинку - теперь можно добраться только с пересадкой в аэропорту Алыкель. И, соответственно, из Дудинки в Норильск аналогично.
Существенно сократилось и количество рейсов. Это вызвано снижением спроса на пассажирские перевозки в электропоездах.
Стоимость проезда до Алыкеля как из Норильска, так и из Дудинки, составляет 8 тысяч рублей.
Напоминаем телефон справочной железной дороги: 22-46-32. |
|
|
|
|
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
|
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
|
|
Гость |
Вы не зарегистрированны? Нажмите здесь для регистрации.
Забыли пароль? Запросите новый здесь.
|
|