Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕЧетверг, Ноября 21, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Норильская «железка»
Роман Молочников

Норильская «железка»


В конце мая – начале июня 2001 года мне выпала командировка по служебным делам в Норильск. Понимая, что меня там ждет, я оделся потеплее и не забыл захватить фотоаппарат.

Попасть в те края можно по Енисею, морем или самолетом. Автомобильных дорог туда с материка нет, вода зимой, понятно, замерзает, так что прилетел я рейсом «КРАСАЭРО» в аэропорт Алыкель, что в 40 км от Норильска. К выходу Ту-154 подали передвижную лестницу на базе «ГАЗ-51» с оранжевой кабиной. Пустячок, а приятно. Аэропорт как был в советские времена, так и остался «совковым»: маленький, грязноватый, со старинным оборудованием, с покрашенными масляной краской в сине-серые тона переходами. Меня встречали на машине, так что проблем с выездом из аэропорта не возникло.

День прилета, 29 мая, выдался солнечный, и хотя снега было еще очень много, он шустро таял под теплыми лучами. Выехав из аэропорта, пересекли подъездную ветку к нему: виднелись остатки контактной сети, встретился рабочий поезд с ТГК2-1-9066. Дальше мы все время ехали вдоль железной дороги, и поскольку за полярным кругом растительности маловато, то обзор был прекрасный. Вскоре дорога соединилась с трассой Норильск – Дудинка, и, проехав еще километров десять, вдруг возле моста через речку встречаем паровоз-памятник – узкоколейный Гр-274, установленный возле сохранившегося уникального железнодорожного моста с деревянной фермой системы Гау! Паровоз в прекрасном состоянии и полностью комплектный, а «новодельные» поручни придают ему русский вид. Локомотив привезен с материка в начале 1990-х (из Вапнярки?) и установлен как памятник строителям дороги. По-моему, ему место в Книге рекордов Гиннесса, т. к. это самый северный паровоз-памятник в мире. Сразу хочу сказать, что из узкоколейного подвижного состава я больше ничего не нашёл. На деревянном мосту стояла дата: «год постройки 1936».

Дополнение к сведениям из истории дороги. У руководителя строительства первоначальной узкоколейки А.П. Завенягина был фотоаппарат. До наших дней дошло несколько кадров, сделанных им в 1936–1937 годах, в т. ч. и железной дороги. Сейчас фотоаппарат и снимки экспонируются в Норильском краеведческом музее. Из этих редких фотоматериалов можно определить, что вначале на дороге колеи 750 мм работали паровозы завода «Портер» и отечественные, 157-го типа. На другой фотографии, сделанной в конце 50-х годов XX века в районе угольной шахты города Кайеркан, видно, что уже появилась совмещенная колея и работали ширококолейные паровозы 9П (в кадре 2 локомотива).

На подъезде к Норильску автотрасса проходит через промзону, гаражи, свалки. Часто попадаются снятые с тележек безгофровые вагоны от электричек Ср, используемые в качестве сараев. Очень много вагонов от См с брезентовой крышей. Ближе к городу стоит чудовищный медеплавильный завод, а напротив него – трехэтажное здание Норильского вокзала, где сейчас помещается управление железной дороги. За вокзалом виднеется большая сортировочная станция. Едем еще немного, дорога идет вниз на мост через бурную мутную речку, и вот он, Норильск! Город порадовал своим оптимизмом и бурлящей деловитостью – этакий центр цивилизации на краю света. Названия улиц – как везде: Ленинский проспект, Маркса и т. п. Дома в основном пятиэтажные, но есть и девяти–двенадцатиэтажки. Все здания на сваях: у вечной мерзлоты свои требования. Недавно в Норильске были открыты православная церковь и мечеть, места для которых выбраны вполне продуманно. В городе есть гостиница «Норильск», достаточно чистая, опрятная и недорогая (хороший одноместный номер стоит 320 рублей в сутки), так что живут в ней даже иностранцы.

Железная дорога охватывает город почти замкнутым кольцом, нанизывая на себя все промзоны, и идет дальше, в город Талнах, еще добрых 30 км. На этом перегоне – самый большой мост через широкую судоходную реку Норильская, состоящий из трапецеидальных ферм с ездой понизу. Дорога там идет через самый настоящий лес, в котором заметны зоны отдыха и садовые участки!

Когда-то дорога была электрифицирована, там работали специально построенные для Норильска электровозы ВЛ10Н в количестве 10 единиц, №№ 001-010 завода ТЭВЗ и IV-КП-1 завода НЭВЗ . Поступили на дорогу также и электропоезда рижской постройки. В четырёхвагонном варианте эксплуатировалась электричка ЭР1-229, были ЭР2-1345, ЭР2Т-7229, ЭР2Р-7038 с заводскими надписями «НЖД». Известно, что по меньшей мере одна электричка серии ЭР2 вернулась на материк. В 1995 году по решению руководства Норильского комбината, которому принадлежит вся железная дорога, электротяга закончилась с целью сокращения расходов. Теперь остатки электроподвижного состава сосредоточены в основном на станции Норильск. Там почти все электровозы и несколько вагонов от ЭР2-1345. Там же стоит и тот самый «электрический первопроходец» IV-КП-1. В связи с закрытием пассажирских перевозок по железной дороге ликвидирована и соответствующая инфраструктура. Так, были разобраны платформа Октябрьская площадь и все прилегающие к ней пути. Контактная подвеска местами сохранилась полностью, а кое-где остались одни столбы. На перегонах между станциями сначала использовались деревянные (!) опоры, позже их меняли на бетонные, но до конца заменить так и не успели, «деревяшки» и сейчас частенько попадаются. На небольших станциях применялась жесткая подвеска на металлических решетчатых опорах, а на станции Норильск была (и пока еще есть) гибкая подвеска на высоких мачтах.

В первую очередь я отправился на станцию Норильск, за которой обнаружил что-то вроде ПМС. Там стояло на осях около десятка вагонов от электричек См . Некоторые были уже разбиты, но штук шесть использовалось в качестве передвижных бытовок. Рядом, около гаражей виднелись снятые с осей пара НТВ дореволюционной постройки, 18-метровый пассажирский вагон тех же времен и 20,2-метровый пассажирский вагон 1930-х годов постройки завода имени Егорова в Ленинграде (далее – «егоровец»). Двигаясь с обратной стороны станции, я дошел до полуразрушенных сооружений со ржавой табличкой «Норильск-Сортировочный». Рядом без осей были НТВ, пара немецких трофейных крытых вагонов, а на платформе стоял двухосный пассажирский вагон переселенческого типа постройки Усть-Катавского завода 1911 года. Кругом валялись ржавые стрелочные фонари (кстати, все стрелки ручные, иногда с фонарями). На последнем станционном пути стояло два ТЭ109 (!) – 008 и 011. Далее были вагоны электричек, платформы с дизелями, еще один ТЭ109-004, электровозы и несколько полуразрушенных ТЭМ2 (№№ 1422, 260, других не разглядел). В общем, готовый музей!

Мне удалось обойти большую часть Норильского железнодорожного узла. Встречались вагоны от См без тележек, еще один пассажирский 18-метровик. По надписям, проступающим из-под старой краски, стало ясно, что бегал он когда-то по Куйбышевской и Южной дорогам. Кроме того, попались клепаные котлы от трофейных цистерн и четыре кузова почтовых ЦМВ старой конструкции. Видел лежащие на боку на платформах два кузова от ТЭ109 (номера установить, к сожалению, не удалось), а на базе Вторчермета – разобранные ВЛ10Н-002, ТЭМ1-119, ТЭМ1-1421, ТЭМ2-863. Недалеко расположено Норильское локомотивное депо. Около него стояло много секций от 2ТЭ116. Депо современное, большое, прямоугольное, ступенчатого типа. Также на Норильском узле мне встретились: ТЭМ2-7093 (в старом кузове, синий), ТЭМ7А-0253 (оранжевый) и 0131 (оранжевый с синей кабиной), 2ТЭ116-1666 (синий) – все рабочие; ТЭМ2-484, 530, 984, 1938, ТЭМ15-119, ТЭМ7А-0255, 2ТЭ116-057, 073, 570, 846 – все разобранные. Из электровозов ВЛ10Н не удалось найти только № 007, остальные – в наличии.

В эксплуатации сейчас находятся поездные локомотивы – 2ТЭ116, маневровые – ТЭМ2 и ТЭМ7, вагоны (в подавляющем большинстве) – шестиосные думпкары. Грузовые составы ходят длиной 20–30 вагонов: профиль пути очень тяжелый. Пассажирского движения на дороге нет вообще, кроме рабочих поездов, которые ходят «раз в год по обещанию» и под которые используются отстаивающиеся в Дудинке пара вагонов от См и единственный на всей дороге старый ЦМВ. Тепловозы 2ТЭ116 порой используются и на манёврах.

В Дудинку я попал на автобусе за 100 рублей. Трасса хоть и асфальтирована (мне рассказали, что еще лет семь назад она была вообще без твердого покрытия), но быстрее 90 км/ч по ней не поедешь: вечная мерзлота заставляет асфальтированную дорогу вспучиваться и проваливаться.

Мне повезло наблюдать в Дудинке редкое зрелище – ледоход на Енисее! Глыбы нежно-голубого льда толщиной более метра трещали, сталкивались, ломались, наезжали друг на друга, выползали на дорогу, расположенную на 13 м выше уровня воды! Зрелище потрясающее! Рядом с портом накатанные рельсы подъездного пути уходили под воду, а у самой ее кромки стоял маневровый светофор! Вот это я понимаю – паводок!

Сам населенный пункт также застроен современными панельными и кирпичными пятиэтажками, как и Норильск. Есть и девятиэтажки. Город стоит на сильно пересеченной местности, на холмах, с крутыми подъемами и спусками, выглядит более чистым по сравнению с «метрополией».

На железной дороге в Дудинке встретилось много вагонов от Ср и См (на одном различил «Ср-1750»), используемых под склады и бытовки, несколько «егоровцев», все на осях, а также вагоны от ЭР2Т. Встретился даже клёпаный моторный вагон Сд на «родных» тележках! Здесь же увидел рабочий ТЭМ2УМ-885. Недалеко от порта, на месте бывшей станции, попались мне на глаза старые деревянные сооружения. Если бы я не был знаком с особенностями железнодорожной архитектуры (общий стиль построек, функциональные возможности), то, наверное, не разглядел бы в них ничего интересного. Тем не менее это были дошедшие до нас с узкоколейных времен станционное здание служебного назначения, ступенчатое прямоугольное деревянное депо с лозунгами на выцветшем кумаче, с характерной трубой для вытяжки паровозного дыма на крыше стойла. Кстати, видимо, по аналогии с Норильском, есть новая станция Дудинка-Сортировочная, с более поздним локомотивным депо, в котором стоит оранжевый «холодный» 2ТЭ116.

Уже на обратной дороге я заметил остатки узкоколейной насыпи, то исчезающей под современным полотном, то вновь петляющей рядом. Попадались сохранившиеся малые деревянные мостики, рядом с современными железными мостами виднелись остатки старых… На подъезде к Норильску, перед самым медным заводом, метров двести от дороги, на плоском месте обратил внимание на стоявшее без окон большое деревянное здание характерного стиля. Неужели старый вокзал? Как же я раньше не заметил?! Но времени добраться до него уже не было: командировка закончилась, надо лететь домой.

По дороге в аэропорт смотрел в окно на такую экзотическую «мерзлую» железную дорогу. Навстречу по ней полз сборный поезд с оранжевым 2ТЭ116 – редкое для этих мест зрелище. Поезд хорошо был виден на безлесной местности, по солнышку, выглянувшему на прощанье, но плёнка уже кончилась, и оставалось только смотреть невооруженным глазом и наслаждаться этим зрелищем. Все, моё время в Норильске вышло.

63 октября 19 2007 10:36:21
>В 1995 году по решению руководства Норильского комбината, которому принадлежит вся железная дорога,
>электротяга закончилась с целью сокращения расходов.

Это не так. Движение электропоездов прекратилось в 1998 году.
admin декабря 05 2007 17:29:27
Фотографии http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album=81
geleznyj dorognik марта 20 2009 11:24:09
Откуда такие данные про 1998-й год? Мне об этом событии сообщил местный чиновник, да и инфраструктура электрификации вся была уже сильно разрушена в 2001 году, и такое-же всё видели питерцы, бывшие там на год раньше меня. Это при том, что там это особо разрушать некому, металл там не принимают, его оттуда вывозить очень дорого. Так что я настаиваю на 1995-м году.
63 марта 16 2010 22:58:44
То, что движение электропоездов закончилось в 1998 году - не подвергается никакому сомнению!

Упоминается в норильской прессе многократно. Где-то встречалось даже с точностью до дня, когда электричка прошла в последний раз.

http://www.norilsk-zv.ru/articles/elektrichka_sbezhala_navsegda.html

http://sbchf.narod.ru/23/njd_lit.html
63 марта 16 2010 23:00:02
http://www.gazetazp.ru/cgi-bin/showissue.pl?n=1998/174&i=5

"Заполярная правда" №174 от 06.11.1998

ВЫ СПРАШИВАЛИ
Опять от меня сбежала послендняя электричка?
С некоторых пор в Норильском промышленном районе приостановлено движение электропоездов. Наши читатели этой ситуацией обеспокоились.
Длинной норильской зимой электричка порой здорово выручала живущих в разных местах НПР людей: туда-сюда-обратно, и всем было хорошо в пуржливистые и морозистые темные дни-вечера, потому как народ был уверен, что уж если с автобусом не повезет, то на электричке-то уж всегда можно до дома - в Кайеркан ли, в Алыкель - добраться... Как же быть нынешней зимой?
Вопрос наших читателей мы адресовали главному инженеру Норильской железной дороги Ю.В. Лисичкину. Юрий Валерьянович прояснил ситуацию предельно конкретно:
- Нашим электропоездам уже несколько лет как нужен капитальный ремонт, который возможно произвести только "на материке". Кроме того, в той экономической ситуации, которая сложилась и в России, и в НПР, электрическая тяга, как это ни огорчительно, оказывается экономически невыгодной.
Представьте себе, что эксплуатация электропоездов приносит Норильской железной дороге ежегодно двадцать миллионов рублей (новых) убытка: вместимость электрички - 600 человек, а перевозит она в благоприятные, не метельные, дни в десять раз меньше. Когда мы вынуждены считать каждую копейку, чтобы выжить, поневоле задумаешься об экономической целесообразности.
Большая надежда на НПОПАТ. Если в оставшиеся до нового года месяцы пассажирский автотранспорт покажет свою состоятельность в передвижении пассажиропотоков по Норильскому промышленному району, если автобусы в штормовые дни смогут перевозить людей четко и бесперебойно, то надобность в электропоездах может отпасть. Если же будут какие-то сложности, то постараемся вопрос с электропоездами решить. В общем, зима покажет...
Н. ШУГАНОВА.
63 июля 05 2010 01:20:06
http://gazetazp.ru/1997/23/6/
В номере 23 от 03.02.1997

Чтобы от вас не сбежала последняя электричка

Как мы уже сообщали, с 12 февраля Норильская железная дорога ввела новое расписание движения электропоездов. В столицу Таймыра - Дудинку - теперь можно добраться только с пересадкой в аэропорту Алыкель. И, соответственно, из Дудинки в Норильск аналогично.
Существенно сократилось и количество рейсов. Это вызвано снижением спроса на пассажирские перевозки в электропоездах.
Стоимость проезда до Алыкеля как из Норильска, так и из Дудинки, составляет 8 тысяч рублей.
Напоминаем телефон справочной железной дороги: 22-46-32.
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель