Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Марта 29, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
КАМБАРКА
КАМБАРКА

(Короткая зарисовка о маленьком удмуртском городке)


Павел В. Кашин

В качестве моральной компенсации за пропущенную третью экспедицию в Кировскую область (2005 г.) я планировал совершить какую-нибудь самостоятельную «точечную вылазку». Наиболее реальным и полезным для меня могла стать поездка в Удмуртскую республику на Камбарский машиностроительный завод (КМЗ). Это предприятие долгие годы было практически единственным в СССР, которое специализировалось на выпуске локомотивов и другой техники для железных дорог узкой колеи. Именно поэтому его посещение представляло для меня немалый интерес. Я планировал несколько дней поработать там с архивами. Разумеется, по старой доброй традиции «вечного командировочного» не обошёл стороной я и знакомство с самим небольшим этим городком, о чём и спешу рассказать читателям. Итак…

Солнечным утром одного из последних дней сентября 2005 года я вышел из фирменного поезда Москва – Новокузнецк на низкую платформу станции Камбарка, отстоящей от Москвы на 1180 км.

За деревянным станционным зданием расположен асфальтированный «пятачок» с коробкой автобусной остановки. Помимо меня с поезда сошли ещё два человека. Как я понял из разговора с ними, автобус должен был вот-вот подойти, но можно добраться и на частнике. До КМЗ от вокзала было в действительности далековато для пешего перехода, требовалось воспользоваться колёсной техникой.

Оказалось, что на фоне стоимости проезда в местных автобусах в 3 полновесных российских рубля частное такси по городу стоит… всего 6 руб.! Странно! Неужели частный извоз здесь – выгодный бизнес при заоблачных ценах на бензин? Видимо, да, раз такая услуга предлагается!

Что касается автобусов, то несколько городских и пригородных маршрутов обслуживается исключительно «пазиками», что, в общем-то, и неудивительно. Имеются и междугородные маршруты. В частности, утренний рейс в региональный центр совершается одновременно двумя «ГАЗелями». При этом маршрут проложен не кратчайшим (казалось бы) путём с переправой через Каму на пароме, а кружным, но при этом полностью сухопутным: через соседние Башкирию и Пермский край. При этом Кама пересекается по плотине, расположенной в пермском городе Чайковский. Таким же образом осуществляется сообщение с соседним райцентром – г. Сарапул.

В общем, река Кама практически отсекает этот небольшой удмуртский городок, расположенный в самом юго-восточном «углу» республики, от остальной территории, «Большой земли», так сказать! Кое-какие весьма отрывочные справочные материалы по г. Камбарка я впоследствии «наковырял» во всемирной сети.

Датой основания этого населённого пункта считается 1767 г. Он возник как посёлок при строительстве А. П. Демидовым в 1761–67 гг. чугуноплавильного и железоделательного заводов. Своё название город получил по имени протекающей через него реки Камбарка, которая является притоком Камы. Для нужд завода речка была перегорожена плотиной, в результате чего образовался довольно обширный Камбарский пруд. Топоним «Камбарка», по мнению специалистов, произошёл от слова «канбар». Так именовалась одна из башкирских родовых групп, проживавших на Каме. Существующая плотина, построенная в середине XIX века, в общих чертах сохранилась до наших дней и по праву считается памятником инженерного искусства. Её длина 800 м, в ней имеется 3 водоспуска.

Статус города Камбарка получила в 1945 г. Согласно последним официальным данным, численность населения составляла 13,2 тыс.чел. в 2001 г. и 12,4 тыс. чел. в 2005 г.

В настоящее время это административный центр одноимённого района Удмуртской республики. Район граничит с соседним, Сарапульским районом Удмуртии, а также с Башкирской республикой и Пермским краем. На территории Камбарского района выращивают рожь, ячмень, овёс, горох, гречиху, картофель. Разводят крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Интересный факт: Камбарка – единственное место в Удмуртии, где растёт таёжная мелкоплодная клюква (в черте города имеется клюквенное болото).

Камбарский пруд является фактически географическим центром города: кварталы жилых домов как бы огибают его с двух сторон. Ещё одной, почти естественной границей города стала проходящая по его южной оконечности железнодорожная линия Москва – Казань – Свердловск, т. н. «Южный ход» Горьковской ж. д. Кроме станции Камбарка, никаких других раздельных и остановочных пунктов на этой железной дороге в черте города нет.

Географическое (по карте) расстояние до регионального центра – 90 км на юго-восток, но прямых автодорог туда нет (см. выше). Река Кама несёт в великую Волгу свои воды в 9 км к юго-западу от города. На ней в пос. Кама расположен одноименный с названием города порт Камбарка. Это создаёт некоторую путаницу. На это и я попался: непосредственно через город Кама не протекает!

В XIX веке в посёлке при Камбарском заводе были развиты кузнечное дело и производство тарантасов и телег. В годы индустриализации здесь сначала освоили выпуск элементов узкоколейного рельсового пути, затем вагонов-платформ, мотовозов. С середины 1960-х гг. завод становится монополистом в производстве узкоколейных тепловозов (в основном на колею 750 мм) и других единиц на их базе. В последние годы не утихают страсти по поводу права собственности на КМЗ. Сам завод из-за этого постепенно захирел и окончательно пришёл в упадок. Что будет с ним дальше, не ясно даже нынешнему руководству.

Прямой участок подъездного пути от завода до станции когда-то имел третий рельс. «Трёхнитка» использовалась для обкатки только что выпущенных тепловозов. Теперь надобность в нём отпала. С насыпи этого пути открывается красивый вид на проходящую по равнине двухпутную железнодорожную магистраль «Южного хода» Горьковской ж/д. Равнину последняя пересекает по высокой насыпи, а неширокую речку Камбарку по небольшому мосту, состоящему из одного пролёта с ездой по низу.

В самом городке ничего необычного, помимо уже упомянутого пруда и исторической плотины, я не обнаружил. Даже надписи на удмуртском языке встречены были только на вывеске в здании, где размещаются все городские органы власти. Помимо знаменитого в определённых кругах КМЗ в городе имеются: завод «Металлист» (производство бытовых насосов, сейфов и т. д.), Завод газового оборудования, фабрика «Корд» (кордная нить для ковров, трикотажные изделия), а также лесокомбинат. Недавно запущен в эксплуатацию завод по утилизации химического оружия, давший работу многим уволенным с КМЗ жителям города. Обидно, что только благодаря ему о тихой Камбарке узнала вся страна.

Гостиница, наверное, характерна для таких небольших городков. Просто я с подобным «сервисом» раньше не встречался. Обычное трёхэтажное кирпичное здание. Номер с ванной-туалетом стоит 300 руб. Телевизор и холодильник – у администратора. Что такое горячая вода, здесь давно забыли. Желающим предлагается посетить местную баню. Мне прямо так и сказали при заселении: «А идите Вы в баню!» Но можно попросить администрацию попользоваться огромным двухкиловаттным кипятильником, который выдаётся по первому требованию. Жжёные следы на паркете от неумелого пользования им я обнаружил в своём номере. Бар и ресторан на первом этаже – маленький очаг местной культуры, куда по вечерам подтягивается молодёжь. В продаже всегда имеется свежее пиво. В общем, жить можно!


Поразило, что даже здесь наличествует конкуренция операторов сотовой связи. Помимо тройки лидеров присутствует четвертый по распространенности в России оператор стандарта GSM. Более того, судя по карте покрытия Удмуртии, пользоваться услугами этого оператора не только «всегда дешевле» (фраза из рекламного слогана), но и удобно, потому как он охватывает больше территории 18-го региона, чем остальные. В этом я впоследствии имел возможность убедиться.
Экспозиция городского краеведческого музея на 50% посвящена КМЗ, что и неудивительно. В помещении музея размещено большое количество достаточно крупных моделей узкоколейных тепловозов и мотовозов, когда-то выпускавшихся на заводе.

Вечером последнего дня пребывания в Камбарке я спустился за плотину. Ранний осенний закат. Только что с рёвом и пеной вырвавшаяся на свободу речка мгновенно успокаивалась и неспешно несла воды в Каму, отражая на своей глади всю гамму красок вечернего неба. Где-то на изгибе притаилась еле различимая в сумерках фигурка рыбака. Делаю несколько кадров, почти не надеясь на то, что они получатся.


До новых встреч, Камбарка!

23.08.2006
admin января 08 2008 17:28:33
Фотографии http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=41&rowstart=0
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Правила кормления младенца
Поезд напрокатРусский Обозреватель