Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕСуббота, Ноября 23, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Вязьма
Павел В. Кашин

ВЯЗЬМА

В самой середине августа 2006 г. мне довелось по делам службы побывать в городе Вязьма Смоленской области. Как всегда времени на изучение местных достопримечательностей было маловато, но кое-чем могу поделиться со всеми заинтересованными читателями.

Поезд со счастливым №13 Москва-Берлин прибыл в Вязьму незадолго до полудня. Прицепной «сидячий» вагон с не менее счастливым № 13 был полупустым. Когда главный ход Москва – Смоленск сверху пересекла линия на Ржев, я понял, что пора собираться! Слева по ходу поезда за окнами проплыло локомотивное депо, а немного дальше справа – вокзал и пассажирские перроны.

Локомотивное депо на станции Вязьма (ТЧ-41 Московской ж/д) довольно мощное. В приписном парке пассажирские электровозы ЧС4т и маневровые тепловозы ЧМЭ3. Кроме того, в депо обслуживаются и «чужие» локомотивы: электровозы ВЛ80с, большинство которых – белорусские с характерными белой и жёлтой полосами по кузову, тепловозы 2М62 и московские ЧС7 приписки депо имени Ильича. «Чехам седьмым» здесь делают подъёмку (!), причём не только московским. При мне в депо в работе было по одной машине из Челябинска и Свердловска.

Вокзальный комплекс ремонтируется. Поэтому билеты на все поезда продают во временных кассах на привокзальной площади. Пригородное движение не очень интенсивное и осуществляется по следующим направлениям:

1. Москва – Вязьма – Москва. 3/4 пары до Москвы (приб. 12:01, 18:23 и 22:55; отпр. 03:23, 12:45, 17:35и 20:26) и 2/1 пары до Можайска (приб. 07:32, 14:34; отпр. 08:28). Обслуживаются электропоездами постоянного тока типа ЭР2Р и ЭР2Т. Приписка депо Лобня (участок им. Ильича).

2. Смоленск – Вязьма – Смоленск. 3 пары (приб. 07:41, 11:19, 19:12; отпр. 08:05, 16:58 и 20:09) электропоездов переменного тока, приписки депо Смоленск, вернее – СДПП (Смоленская дирекция пригородных перевозок). В их парке числятся помимо стандартных ЭР9П (целенаправленно переделываемых в ЭР9ПК) довольно экзотические ЭМ9, представляющие собой фактически те же ЭР9ПК, но с изменённой формой кабины машиниста.

3. Ржев – Вязьма – Ржев. 2 пары (приб. 07:32 и 19:55; отпр. 07:52 и 20:15), обслуживаемые, согласно служебному расписанию на 2006 г., АЧ2 Московской ж/д., во время моего пребывания замечены не были.

4. Калуга – Вязьма – Калуга. 1 дневная пара (приб. 15:07, отпр. 15:59). При мне это был дизель-поезд Д1 странной окраски: вишнёвый кузов с бледно-белой полосой по окнам. Надписей о дороге приписки нет! По служебному расписанию их приписка – депо Узловая!

5. Фаянсовая – Калуга – Фаянсовая. 2 пары в сутки (приб. 07:18 и 19:42; отпр. 08:25 и 20:20). Лично не видел ни одного состава. Скорее всего – АЧ2 приписки депо Фаянсовая.

Самое время дать краткую историческую справку по городу, основанную на данных из всемирной сети.
Первое упоминание о Вязьме относится к 1239 году. Название она получила по реке, на берегу которой и была основана. По версии топонимистов и историков такое название происходит от русских «вязь», «вязье», что означает «болото», «топь». Современным однокоренным словом является, например, глагол «увязнуть». С 1403 Вязьма находилась в составе Великого княжества Литовского. В состав русского государства Вяземские земли вошли в 1493 (окончательно – в 1618 г.).

Городом Вязьма становится в 1776 г. В ХVIII веке это крупный промышленный и торговый центр. Здесь развиваются кожевенное и кузнечное ремёсла.
Во время Отечественной войны 1812 года 22 октября близ Вязьмы произошло сражение между отступающей наполеоновской армией и русскими войсками. Ожесточённые бои шли в районе Вязьмы и в Великую Отечественную войну, в период московской битвы 1941–42 гг.

По данным на 2002 г., в городе зарегистрировано около 3000 различных организаций (в т. ч. 25 промышленных предприятий), 14 дневных общеобразовательных учреждений, 3 больницы и 4 поликлиники.

От вокзала до гостиницы решил пройти пешком, периодически узнавая дорогу у аборигенов. Кругом море зелени, изрядно покоцанные тротуары и малоэтажные (в 1-2-3-4 этажа) каменные дома послевоенной постройки. «Это и неудивительно, – думал я про себя, – в войну почти все старые дома наверняка сравняли с землёй!» Слева через дорогу небольшой рыночек, а над ним нависло расположенное сзади серое здание с огромной вывеской «СТОЛОВАЯ». Есть не хотелось. За парком с действующим фонтаном требовалось повернуть налево и идти по улице вниз. «Скорее всего, река там», –подумалось почему-то. Миновав квартал, наткнулся на площадь и ещё один парк.

В центре обширной лужайки, отделяющей площадь и парк, находится скульптурная композиция, посвящённая подразделению генерала Ефремова, геройски погибшему под Вязьмой в Великую Отечественную. Расположенная рядом площадь носит его имя.

Хочется покритиковать сиё творение, сделанное, как мне показалось, не очень добросовестно. Во-первых, бросается в глаза неестественно длинный указательный палец генерала. Что касается его фигуры, то меня не покидало чувство, что я смотрю на памятник Чапаеву. Просто вылитый Василий Иванович, каким мы помним его по знаменитому фильму! Только тачанки не хватает. И указательный палец усиливает это сходство. Может быть, поэтому памятник героям войны воспринимается, мягко говоря, не совсем серьёзно. Какой-то дебил ради шутки воткнул в бронзовую руку одного из бойцов порожнюю бутылку из-под водки. Наверное, кому-то было смешно, а мне стало грустно. Глазеть на монумент я не стал, а вот поваленные ветром венки у подножия поправил.

Городская гостиница. Вопреки размещённому на сайте изображению некоего здания с колоннами, она оказалась абсолютно «плоской» коробкой в 4 этажа. При входе я аж покачнулся от нахлынувшего на меня запаха сырости, устоявшегося за многие годы. Правда, и расценки в ней соответствующие. Одноместный «люкс» с унитазом и умывальником в номере (ванна/душ в номере не предусмотрены в принципе!) обошелся мне всего в 371 руб. за сутки! Думаете, нет денег на ремонт? Вряд ли! Но после евроремонта пришлось бы существенно повысить цены за проживание, а это исключило бы возможность останавливаться в ней жителям ближайших окрестностей. Так мне кажется!

Огромное «асфальтированное поле» Советской площади окаймляет река Вязьма. Рядом – чудом уцелевшее старинное здание с плакатом «Старая Смоленская дорога» и новодельный верстовой столб. Типа, история!

Вечер посвящаю поездке в сторону ст. Вязьма-Новоторжская. Здесь должен был существовать таинственный «почтовый ящик», куда в 1986 г. был отгружен один-единственный ТУ6Д!

Вопреки пессимистичному настрою, «ящик» оказался на месте, правда, с тех пор уже несколько раз поменял название. Со слов заместителя директора предприятия Ю.В. Козырева, ныне полностью ликвидированная УЖД всегда выполняла внутрипроизводственную технологическую функцию подвоза пиломатериалов от места разгрузки из вагонов широкой колеи, выставляемых со ст. Вязьма-Новоторжская, до места их обработки, сушки и т. д. Она была построена в 1947 г. вместе с самим предприятием. В те годы его территория с наибольшей длиной 900 м не была почти на 100% заасфальтирована, как ныне, и перевозки удобнее было осуществлять по надёжному рельсовому пути, а не на подводах по раскисшей почве. По словам Ю.В. Козырева, за всё время на территории «ящика» использовалось 3 локомотива. Первоначально это был некий мотовоз с двигателем андижанского завода. Затем появился мотовоз типа МД54-4. Последним был получен тот самый тепловоз-дрезина ТУ6Д-318. Крановое оборудование с него было сразу же демонтировано за ненадобностью. Он просуществовал до ликвидации путей узкой колеи. Для перевозки пиломатериалов использовались четырёхосные (?) вагонетки.

К 1996 г. движение было остановлено, но пути лежали ещё лет пять. Остатки УЖД были окончательно сданы в металлолом только к 2003 году. О некогда существовавших здесь путях колеи 750 мм ныне напоминает только брошенная на задворках кабина от МД54-4 без заводской таблички, но с читаемым под слоем краски инв. № 160.

На следующий день по совету местных коллег по работе отправляемся в Иоанно-Предтеченский монастырь. Он был основан в 1542 Герасимом Болдиным как мужской. Ныне он действующий, но «поменял пол». Монастырь знаменит двумя храмами. Первая церковь, Вознесения (1650 года), фактически является надвратной. Больше потрясла меня своей необычностью церковь Одигитрии (1635 года постройки). Она устремилась в небо сразу тремя «свечками», которые венчают маленькие «воздушные» куполочки. За территорией монастыря огороды бесконечных частных деревянных домов полого спускаются куда-то вниз, где невидимая за ними неспешно течёт укутанная ряской и экологически чистыми водорослями речка Вязьма.

По традиции немного о городском транспорте Вязьмы. На 2002 г. (свежее не нашёл) в городе числилось 16 автобусных маршрутов. Возможно, теперь, с учётом маршрутных такси, это число несколько изменилось. В любом случае в нумерации маршрутов имеется большое число «пробелов». Как я понял, автобусные маршруты и маршрутные такси в городе принято распознавать больше по конечным пунктам, нежели по номерам. Номера маршрутов встречаются на табличках и указателях не так часто. В муниципальных автобусах проехаться не удалось, а вот в каждой «маршрутке» висит схема городского сообщения. Выполнена она довольно примитивно. Вопреки принятой повсеместно ориентации карт, схем и проч., когда направление на север показывается вверху, а на юг – внизу, в этих схемах всё наоборот. Поэтому я перерисовал её в домашних условиях «по-человечески» и привожу теперь в качестве приложения к данному материалу. Что касается номеров маршрутов, то ниже перечислены те, которые удалось вычитать с указателей во время поездок по городу.

4 Московская – Андрейково
10 Московская – Строителей
12 Мелькомбинат – Ж/д. клуб
21 Русятка – Ж/д. клуб
23 Московская – Русятка
28 Строителей – Московская
30 Строителей – Ж/д. клуб
34 Строителей – Кайдаково
60 Строителей – В[язьма] Брянская

Что же собой представляет подвижной состав городского транспорта в Вязьме.

Маршрутное такси. В подавляющем большинстве это вездесущие «ГАЗели». На капотах многих красуется логотип в виде синей буквы «М» – знак принадлежности к местному перевозчику «М-Авто». Уж не знаю, частный он или частично финансируется муниципальными властями. Стоимость проезда – 6–7 руб. Некоторые маршруты, в основном протяжённые, например в посёлок Юбилейный, обслуживают «ПАЗы». Стоимость проезда – 7 руб.

Автобусы. В городе работают машины двух типов: «секондхэндовские» одиночные MANы и «мерседесы», и, скорее всего не менее «секондхэндовские» «Икарусы-280» в совсем уж невероятной модификации. Машины имеют только две (!) двери в пассажирский салон: условно говоря, 1-ю и 3-ю, т. е. ту, которая рядом с водителем, и сразу после «гармошки». Когда-то давно нечто подобное приходилось наблюдать в Воронеже, но там такие машины уже, наверное, давно почили в бозе. Стоимость проезда варьируется от 6 руб. в «Икарусах», т.к. они на 100% муниципальные, до 9 руб. у какого-то частного перевозчика.

Вспоминается такая картинка. К остановке зарулил «мерседес» и гостеприимно распахнул двери. Бабки тут же запричитали:
- Ой, не садись в его! Дорогуш-ший!
- Проезд 9 руб., льгот нет! – в ответ выкрикнула откуда-то из чрева машины суровая кондукторша. Самое интересное, что снаружи никаких дополнительных надписей о хозяине «тачки» и о стоимости проезда в ней обнаружить не удалось.

Уезжал я 14-м поездом. Такой выбор был совершён после долгих раздумий. Трястись 4 часа в электричке очень не хотелось! Как бы в укор такому решению на путях с распахнутыми дверями стояли сразу два электропоезда-«антагониста»: «переменник» ЭР9ПК-160 у вокзала и «постоянник» ЭР2Т-7136 у второй платформы. Скоро им предстояло разъехаться в разные стороны…


63 апреля 06 2007 21:42:10
Были ли Вы на Вяземском графитовом заводе?

Возможно (хотя и маловероятно), что там тоже имелась УЖД.
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Влажныи корм консервы для кошек molina.ru. . Семинар 3 миссия и цели организации marketolog.mts.ru.
Поезд напрокатРусский Обозреватель