Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕСуббота, Ноября 23, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
ОМСК. На стрелке Оми и Иртыша
Павел Кашин
НА СТРЕЛКЕ ОМИ И ИРТЫША


Моё давнее желание посетить один из старейших городов Западной Сибири наконец-то исполнилось летом 2005 года.

Всех прилетающих в Омск впервые стоит предостеречь от согласия на услуги местных «бомбил»: доехать до города можно без проблем на городском транспорте (в часы его работы, естественно), а расстояние от аэропорта до города совсем небольшое. Впрочем, заоблачные цены на услуги частного извоза встречаются повсеместно.

Остановку совершили в гостинице «Омск». Здание – типовая совковая гостиничная ж/б коробка времён незабвенного Л.И. Брежнева. Её основное, как мне показалось, преимущество заключается в том, что расположена она на набережной Иртыша, и из окон части номеров открывается весьма приятный вид. По дороге в гостиницу, на бульваре Победы, обнаружились высоченные (выше человеческого роста!) пластиковые контейнеры с поясняющей надписью: «Для мусора». Как говорится, чистота – залог здоровья!

Естественно, наибольшую часть времени пребывания в командировке в Омске у меня занимало решение рабочих вопросов. Но на изучение самого города с населением в 1 млн 122 тыс. чел. (по данным на 2004 г.) и, главное, его городского транспорта, я всё-таки изыскал несколько часов свободного времени. Вечером первого же дня со своим напарником по работе, который взял на себя обязанности моего гида, выходим на прогулку по городу. Возле цирка прыгаем в первый попавшийся автобус…
– Паша!!! Кашин!!! – послышалось с задних рядов.
Наваждение? Нет! Мир всё-таки тесен! С кем можно встретиться в Омске, за 2,7 тыс. км от столицы? Это были работники локомотивной службы и депо Свердловской ж. д. Только совсем недавно я встречался с ними «на их поле», в Екатеринбурге, и вот новая неожиданная встреча. Выяснилось, что свердловчане приехали сюда «по обмену опытом»!

Оставив лирику на потом, считаю нелишним дать краткую историческую справку об Омске. Она была вычитана мной из купленной схемы города (правда, к сожалению, без указания городских маршрутов), выпущенной в 2005 г.
Место для Омского острога (крепости) определили ещё в 1608 г. татарские воеводы. Спустя 20 лет последовал указ царя Михаила Романова о строительстве крепости, но различные военно-политические и экономические обстоятельства не позволили осуществить этот замысел. Крепость при впадении в Иртыш реки Омь, на левом берегу последней, была заложена только летом 1716 года. На месте, где, по преданию, и появилась старая крепость, сейчас стоит памятный знак в виде огромного пушечного ядра, который местным населением в шутку именуется «яйцо губернатора». Сквер вокруг – место отдыха горожан. (Именно возле этого яй.., т. е. ядра, мы и сфотографировались на память со свердловчанами.)

Омский острог стал главным укреплением на юго-восточных рубежах Российской империи, а с устройством Пресно-Горькой укреплённой линии он приобрел ключевое значение. Поэтому новый командующий линией генерал-поручик И.И. Шпрингер переносит свой штаб и резиденцию сюда. В мае 1768 г. начинается строительство Новой Омской крепости на противоположном, правом берегу Оми. Она также не дожила до наших дней. О ней напоминают только сохранившиеся каменные Тарские и Тобольские ворота.

В 1782 г. Омская крепость становится уездным городом Тобольского наместничества, а в 1822 г. образуется Омская область с центром в Омске. Город становится также и резиденцией Западно-Сибирского генерал-губернаторства.
Своим становлением в качестве экономического центра обширного края Омск обязан строительству Великого Сибирского ж. д. пути и железнодорожной линии Тюмень – Омск. Строительство последней было закончено в 1913 г. Создаётся самостоятельная Омская ж. д. В здании управления Омской ж. д. в годы гражданской войны, с июня 1918 г. по ноябрь 1919 г. располагается ставка адмирала Колчака, объявленного верховным правителем России. Сейчас здесь расположена Омская государственная академия путей сообщения. Здание бывшего управления Омской ж. д. одно из знаменитых городских строений. Приковывает внимание скульптурная группа полуобнажённых нимф, символизирующих отдельные железнодорожные службы! Тарифное расстояние по стальной колее до Москвы (через Тюмень – Свердловск – Пермь – Киров – Ярославль) составляет 2710 км. Это подтверждается соответствующим километровым столбом, стоящим за крайним от вокзала путём, практически по оси пассажирских платформ. Замечу, что путь до столицы через Казань окажется на 150 км короче, а через Петропавловск – Курган – Челябинск (т.е. по «классическому Транссибу») – на 180 км длиннее. В 2005 г. омский вокзальный комплекс находился на коренной реконструкции. Введена система турникетов на выход к пригородным поездам. Как всегда, не обошлось без дополнительных «удобств» для пассажиров: был реконструирован надземный пешеходный переход, а вот выходы из подземного перехода под путями не просто закрыты, а заложены кирпичами! Получились эдакие частично застеклённые пустотелые кирпичные кубы, не имеющие никакого практического применения.

От вокзала перенесёмся к стрелке Оми и Иртыша. Отсюда до крепостных ворот можно дойти либо по улицам города, либо вдоль берега Иртыша, по городскому парку. Я использовал оба маршрута. Именно возле речной «стрелки» расположен, как я понял, исторический центр города. Здесь имеются две гостиницы, речной вокзал и стоянка речных трамвайчиков, на которых в период навигации каждый желающий может совершить путешествие по Иртышу.
Напротив стрелки расположено здание Омского государственного музыкального театра, которое я про себя обозвал «трамплином» из-за характерной формы крыши. За Омью (если двигаться от ж. д. вокзала) имеется небольшой уголок старого города. Венчает его здание Омского академического театра драмы, постройки 1905 г. Здесь же всякий желающий может ознакомиться с двумя образцами городской скульптуры, такого популярного ныне направления. Первая скульптура – «Любаша» – собирательный образ жены омского генерал-губернатора. Туристы считают своим долгом обязательно посидеть рядом с ней на её лавочке. (Я тоже не удержался от соблазна!) Напротив, на другой стороне улицы, высунулся из импровизированного канализационного люка слесарь-сантехник «Степан». Уже несколько российских городов оспаривают первенство в установке памятника представителю этой уважаемой в быту профессии. Но Омский вроде как и впрямь был первым. Утверждать сиё, правда, не берусь.
Согласно упомянутой исторической справке, первым общественным городским транспортом Омска стали не трамваи, а автобусы, движение которых было открыто в 1925 г. В 1929 начинаются авиарейсы из Омского аэропорта, и только в 1936 г. пущена первая очередь трамвая!

Несмотря на все старания, карты города с маршрутами пассажирского транспорта мне приобрести не удалось. Поэтому мои познания в области маршрутов городского транспорта ограничились только теми, что нужны были для непосредственного передвижения по городу. Лишь трамвайную сеть (см. прилагаемую схему) я изучил более подробно. Позднее я исправил и дополнил её сетью троллейбусных маршрутов. Источником информации послужил официальный сайт города.

Пару слов скажу про омские автобусы. У меня как приезжего сложилось впечатление, что муниципальные машины составляют здоровую конкуренцию вездесущим маршруткам. Так что «вымирание как виду» автобусам здесь явно не грозит. Более того, парк был недавно пополнен бело-голубыми ЛиАЗ-5256. Такое, согласитесь, теперь встречается далеко не в каждом городе. Подвижной состав довольно разнообразен: помимо ЛиАЗ-5256, встречаются и АКА-6226 «Русич», Mersedes O345 и его сочленённый аналог, а также совсем уж экзотичные сочленённые чешские «Каросы». До этого «Каросы», да и то одиночные, приходилось встречать только в Туле.

Больной вопрос – строительство в городе метрополитена. В местной прессе эта тема обсуждается довольно часто. Приходилось прогуливаться и возле строящегося метромоста. Однако даже мне, неспециалисту, при беглом взгляде на возводимые пролётные строения становится ясно, что мост будет автомобильным и никаких заделов под пути метро пока не предусмотрено. Что будет дальше, поживём – увидим!

Знакомство с Омским трамваем начинается в непосредственной близости от железнодорожного вокзала, где рядом с рынком находится самая южная (ныне) конечная трамвайная станция «Ул. Котельникова». Интересен тот факт, что значительно южнее её, в районе города, гордо именуемом «Порт-Артур», находится улица, до сих пор носящая название «1-я трамвайная»! Она является напоминанием о том, что когда-то трамвайные пути шли дальше. Вот только насколько дальше?

Относительно недалеко от вокзала, по адресу Проспект Карла Маркса, дом 45а, находится и трамвайное депо. Попасть в него в нерабочее время было невозможно. Но как мне показалось, ничего неординарного за забором я не разглядел.

Подавляющее большинство регулярно выходящих на омские маршруты трамваев составляют вагоны типа 71-605 различных модификаций – знаменитые КТМ-5М3. Почти все они имеют стандартную окраску. Лишь продолговатый синий овал с вписанным внутрь белой краской бортовым (городским, гаражным – кому как нравится его называть) номером отличает омские вагоны от точно таких же из других городов. Нумерация трамвайных вагонов сквозная. Как удалось выяснить, относительно недавним приобретением стали вагоны типа 71-608КМ (КТМ-8КМ), полученные городом в количестве 7 штук. На маршрутах лично наблюдал 5 вагонов этого типа с бортовыми №№ 48 – 51 и 53. Какие бортовые номера имеют в городе оставшиеся 2 вагона КТМ-8КМ, не уточнял, но догадаться несложно.

В заключение – небольшая зарисовка. Много раз, бывая в городах, где подвижной состав имеет одно – и двузначные бортовые номера, я задумывался о том, что вполне логично было бы выпускать такой подвижной состав на маршруты, соответствующие бортовым номерам. Тогда и вопросов у «недалёких» пассажиров возникало бы меньше. В Омске я увидел воплощение своей идеи первый и пока единственный раз. Это были трамваи борт. № 2 (работающий на маршруте № 2), №4 (работающий на маршруте № 4) и троллейбус № 4, также работающий на 4-м троллейбусном маршруте.


Использованы материалы из карты города Омска, выпущенной ФГУП «Омская картографическая фабрика» (ОКФ) в 2005 г.
admin февраля 26 2008 13:57:22
Омск: http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=17
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
челябинск . Клинкерная брусчатка и кирпич тротуарный.
Поезд напрокатРусский Обозреватель