Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Марта 29, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Загадка станции А
Один из наших постоянных авторов

ЗАГАДКА СТАНЦИИ А


Кто бы мог подумать, что в 2006 году в Подмосковье обнаружится никому не известная узкоколейка, причём действующая? «Бред!» – скажете вы. И ваша фраза логична. Подмосковье давным-давно вдоль и поперёк обследовано туристами, различными путешественниками, а также любителями железных дорог. Уж куда только интересующиеся люди не попадали! И под землю лазили, и с воздуха фотографировали. После распространения в нашей стране сети Интернет, наводнённой различными форумами, отчётами, впечатлениями, шанс найти никому не известную железную дорогу свёлся к нулю. Но чудо произошло!

Как-то зимним вечерком просматривал я данные об отгрузке узкоколейных тепловозов с Камбарского машиностроительного завода. Практически все адреса организаций-получателей по Московской и окрестным областям были известны, эти узкоколейные дороги были посещены либо мной самим, либо товарищами по увлечению. Внезапно на глаза попался один интересный адрес: станция А Мск.ж.д, в/ч В. А это ещё что такое? Перерыв список получателей, я понял, что адрес повторяется несколько раз, значит, ошибки в названии быть не может. На станцию А ушли тепловоз ТУ6 в 1973 году, ТУ6А в 1982 году и ТУ6Д в 1985-м. Учитывая, что имеющиеся у меня данные – только малая часть отгрузки, сохранившаяся на заводе, три тепловоза – немало! Станция А… Это, в общем, не так далеко от Москвы, туда можно доехать на электричке! Вряд ли, правда, там от этой дороги что-то осталось, но проверить захотелось. Ездим ведь по всяким Архангельским, Кировским областям, а тут прямо под носом «белое пятно» узкоколейной истории обнаружилось…

Поехали мы на разведку не на электричке, а на моём «уазике». Расположение части стало известно из Интернета, про узкоколейку там, естественно, никакой информации не было. И вот пасмурным зимним утром отправились мы с Ильёй по оживлённой трассе в сторону интересующей станции. У знакомого поста ГАИ я свернул на бетонку, проехал некоторое расстояние по ней; сверившись с картой, вырулил на неприметный просёлок. Начались абсолютно незнакомые мне места. Белая дорога вела в пушистый, присыпанный снегом лес. По дороге попались останки КПП, разрушенные воинские объекты – следы одного из колец обороны Москвы. Руководствуясь картой, мы немного попетляли среди полей и перелесков и, наконец, по совсем узкой и практически нечищеной дороге прибыли к забору действующей части. Разведка удалась: прибыли, как оказалось, с глухого тыла.

КПП №2 расположился на берегу небольшого живописного прудика со старинными ветлами и камышами. Дежурная по посту выслушала нас и, не комментируя, соединила по телефону с дежурным по части. Тот, как ни в чём не бывало, сообщил, что узкоколейка в части действительно ЕСТЬ(!), но для её посещения необходимо разрешение вышестоящего начальства, и дал необходимые координаты. В воздухе плавно кружился пушистый снежок, падал на колючий забор, за которым от глаз ошарашенных находкой исследователей пряталась очередная, никому доселе не известная узкоколейка…

Как ни странно, разрешение мы получили. И в назначенный будний день, отпросившись с работы, отправились в путь. На этот раз компанию нам составил Павел. Выехали из Москвы ранним утром, в темноте. Шоссе было довольно свободным. Основной поток машин двигался навстречу нам, в город, слепя разномастными световыми приборами. Рассвет застал уже на подъезде к станции А. На этот раз мы поехали не «тайными тропами», а официальным путём попадания в часть. За полем – небольшой населённый пункт. Из-за домов показываются опоры контактной сети. Звонко сигналя тифоном, к высокой платформе прибывает полная пассажиров электричка на Москву. Пропустив её, переезжаем пути и по скользкой безлюдной дороге следуем в недра густого елового леса. Едем медленно, всматриваемся в окна машины. Охватывает волнение: до части осталось всего несколько километров, что же ждёт нас впереди?

За разлапистыми ёлками слева показались ряды колючей проволоки, вышки с часовыми. За ними такой же ничем не примечательный ельник. Павел молча указал на знаки, предупреждающие, что колючая проволока находится под напряжением. Мы также молча кивнули, напряжённо всматриваясь в спокойный лес. Пять рядов ограждения, вооружённый патруль с собаками – это не хилый деревянный забор со свисающей с него колючей проволокой, который мы видели несколько дней назад у КПП № 2. «Парадный» вход у части совсем другой. Сразу видно, что в лесу находится серьёзный, хорошо охраняемый объект. И мы зачем-то на него едем!..

У проходной нас встретил строгий сержант: «Кто такие, с какой целью?» Объясняем, что получили предварительное разрешение на посещение части. «Сдайте паспорта и документы на машину дежурному и ждите, сейчас доложу о вашем прибытии командиру», – был ответ. Сдав паспорта, мы попросили разрешения подождать в машине. Там было как-то уютнее. Минут через пятнадцать ворота отворились, сержант вынес нам документы и разрешил проезд на территорию: «Машину поставите вон там, на стоянку, затем следуйте в здание штаба, к командиру части».

Полковник встретил нас настороженно. Долго выяснял, какую конкретно деятельность ведём мы в плане изучения узкоколеек, много ли их ещё в России осталось, как поживает производитель тепловозов Камбарский завод. Выслушав краткий рассказ о наших экспедициях, немного «растаял», вспомнил, как сам на родине ходил с отцом в лес на охоту и натыкался на рельсы давно заброшенной лесовозной узкоколейки. В конце беседы командир переписал наши данные, получил подписку о неразглашении «военной тайны», после чего вызвал своего помощника и велел ему провести нас в депо и показать узкоколейную дорогу.

Депо находилось метрах в трёхстах от штаба, но уже на другой территории, ограждённой очередным забором с колючей проволокой. В свежем белом снегу приятно блеснули рельсы узкоколейки. За кривой показались стрелки, и вот впереди – четырёхстойловое локомотивное депо. Пути к двум стойлам накатаны, перед депо на одном из них стоит «воинский» тепловоз - тёмнозелёный ТУ6А с красной крышей и поручнями. На одном из двух неиспользуемых путей, ведущих к левым стойлам, находится четырёхосная платформа с красной пожарной ёмкостью. Рядом две женщины лопатами очищают пути от снега. У ворот в стареньком военном бушлате нас встречает начальник депо. Он оказался самым старым работником транспорта, служил здесь с начала 70-х годов и многое поведал нам об узкоколейке. Для публикации рассказ этот, в целях неразглашения «военной тайны», пришлось немного ужать, но всё равно информация любопытная.

Воинская часть В занимается охраной и содержанием крупного военного объекта, назначение которого я по понятным причинам не называю. Часть занимает несколько квадратных километров, около 90% из которых – это непосредственно охраняемый объект, на остальной площади размещаются казармы и жилой городок для персонала части.

Узкоколейная железная дорога в воинской части у станции А была основана в 30-х годах. В то время на ней применялась конная тяга. Двухосные вагонетки, использовавшиеся в то время для перевозки имущества части, сохранились на УЖД до сих пор, они, правда, задействованы уже не на УЖД, а служат в качестве пожарных щитов и ёмкостей для песка.

В послевоенное время на узкоколейке появились мотовозы. Сначала это, по-видимому, были мотовозы типа МУЗ или им подобные. В 60-х годах на узкоколейку поступили 4 мотовоза МД54-4. Часть из них проработала на УЖД до середины 80-х годов и была порезана лишь во второй половине 90-х. Долгое время на УЖД работал мотовоз-электростанция ЭСУ1.

В 1973 году на узкоколейку поступил первый тепловоз серии ТУ6. В 1978 и 1983 годах локомотивный парк пополнился двумя тепловозами ТУ6А, а в 1985 году поступил последний тепловоз – ТУ6Д. До конца 70-х годов связь части со станцией А осуществлялась по узкоколейной железной дороге. Получается, пути узкоколейки подходили прямо к станции, и их можно было видеть из окна электрички! После строительства в часть ширококолейного подъездного пути этот участок УЖД был разобран. До середины 80-х годов существовал и ещё один участок узкоколейки, выходящий за территорию части. Это была ветка на карьер протяжённостью около 1,5 км.

До начала 2000-х годов воинская часть имела собственный мотовоз широкой колеи ТГК2. Также имелся собственный снегоочиститель ЦУМЗ. К 2005 году оба они были списаны, и в настоящее время движение по ведущему в часть подъездному пути и очистка его от снега осуществляется маневровыми локомотивами РЖД.

Узкоколейка имеет обширную разветвлённую сеть, сконцентрированную на территории строго охраняемого объекта. За пределы объекта на хозяйственную территорию части выходит лишь путь, ведущий в депо, именуемое «мотовозный гараж». В наличии имеются два тепловоза ТУ6А. Вагонный парк состоит из четырёхосных платформ, нескольких вагонов-дозаторов для балластировки пути и спецвагонов, изготовленных на базе платформ. Также есть самодельный пожарный поезд, представляющий собой платформу с ёмкостью и пожарным снаряжением, и снегоочиститель со срезанным верхом. Раньше в железнодорожном хозяйстве имелось несколько пассажирских вагонов ПВ-40.

После осмотра депо нам устроили короткую экскурсию на сам объект. Поводом послужили стоящие на его территории тепловоз ТГК2, узкоколейный и ширококолейный снегоочистители. Тепловоз был ширококолейным, но старым, и нам удалось убедить военных, что эта тема нам не менее интересна. Чужие машины на объект не допускаются, поэтому прямо у депо нас посадили в местный армейский «уазик» и в сопровождении заместителя командира части повезли вдоль узкоколейки к многорядному ограждению.

При въезде на объект – отдельный КПП. Здесь проверяют разрешение на проследование, снова записывают наши данные, и предлагают пройти небольшой личный досмотр, отбирая при этом спички, зажигалки и колюще-режущие предметы. И вот массивные ворота, увешанные «колючкой», открываются, за ними следующие. Миновав все многочисленные, в том числе и находящиеся под напряжением, ограждения, мы попадаем внутрь. Такая конструкция пропускного пункта именуется «шлюз». А рядом, через аналогичный «шлюз» проходит на объект узкоколейный путь. Вот, оказывается, где у них настоящий кордон стоит, потому и забор с тыловой части у КПП № 2 ветхим кажется. Настоящий забор глубже спрятан, и через него уже незамеченным никак не проберёшься.

По присыпанной снегом лесной дороге «уазик» медленно направился в глубь засекреченной территории. Видимая часть охраняемого объекта представляла собой множество «точек обслуживания», разбросанных среди леса и связанных между собой сетью путей узкоколейки. Система путей имела несколько закольцовок, при этом к некоторым «точкам» шли специальные тупиковые пути, вдоль других пути шли «на проход». За очередным поворотом дороги показался ширококолейный путь. В тупике широкой колеи находилась погрузочная площадка. На ней обычно происходит перегрузка грузов с ширококолейной дороги на узкоколейную и обратно. По словам сопровождавших нас военных, движение по узкоколейке нерегулярное. Она постоянно содержится в полной боевой готовности, ведутся путевые работы, зимой производится очистка от снега основных путей. Но перевозка грузов осуществляется довольно редко – такова специфика работы объекта.

Фотографирование брошенного в сугробе ТГК-2 и снегоочистителей вызвало ряд проблем. Согласно распоряжению командира, его заместитель следил, чтобы ни одно из сооружений и устройств не попадало в кадр. Но вот экскурсия завершена, и мы, полные впечатлений, возвращаемся в часть. Закрываются за нами неприступные ворота объекта, убегают вправо блестящие нитки рельсов узкоколейки.

Поблагодарив командира и его заместителя, мы покидаем таинственную воинскую часть. Да, кто бы мог подумать, что скрывают в себе этот опутанный колючей проволокой забор, стройный пушистый еловый лес. А впереди бежит знакомая скользкая дорога средь подмосковных полей и лесов, мимо загадочной станции А. Точнее, уже не загадочной, а вполне изведанной. И так хочется сразу поделиться сенсационной новостью с друзьями, коллегами по увлечению. Но нет, делать этого нельзя, подписку-то давали. Рассказать о своей находке мы, конечно, расскажем, но спустя несколько лет и только с железнодорожной стороны дела, не затрагивая «военную тайну».

– Блин! А ведь не поехал бы я с вами сегодня, вы бы и мне не рассказали о том, что увидели? – осенило Павла.
– Нет, конечно! Не рассказали бы! – хором ответили мы с Ильёй.

Напоследок хочется высказать своё мнение относительно перспектив существования этой необычной подмосковной узкоколейки. Скорее всего дорога сохранится ещё долго. Части она нужна, поскольку является единственной транспортной артерией объекта. Вопросы содержания дороги и проблемы закупки при необходимости новой техники руководство не беспокоят, поскольку решаются через соответствующие подразделения Министерства обороны без проблем. Перешивка узкоколейки на широкую колею бессмысленна, поскольку ширококолейные пути не впишутся на территории объекта между «точками обслуживания», они не заменят узкоколейные пути с тяжёлым профилем и многочисленными кривыми малого радиуса. Да и в стратегических целях применение УЖД выгодно: маленькая узкоколейка удачно прячется среди кустарника и вековых елей в глубине леса, и её практически не видно с воздуха.


P.S. Данная история отнюдь не полный вымысел, как может показаться на первый взгляд. Что в ней правда, а что нет – судите сами. Но описанная узкоколейная дорога реально существует, подтверждением того служат сделанные нами фотографии. Точное местоположение выдавать не буду, если есть желание - листайте карты, гадайте. Скажу только одно: после этого случая я реально поверил, что даже у себя «под носом» можно внезапно обнаружить всё, что угодно. Жизнь полна интересных сюрпризов, главное уметь их искать!

2006 г.

admin марта 31 2009 23:21:20
фото - здесь: http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=80
ksv апреля 01 2009 08:12:10
Подмосковье - это Подмосковье. smiley
geleznyj dorognik апреля 01 2009 08:34:58
Да, очень интересно! Вот я не поехал, и теперь не знаю, где это и что это! smiley
63 апреля 01 2009 08:47:05
Понять где - очень просто. Но раскрывать действительно не надо, чтобы не стекались толпы "любителей".
admin апреля 01 2009 13:08:19
Хорошё, что возобладала мудрость! smiley
Ngrw_Paul апреля 01 2009 13:23:52
А уж как я то рад, что мудрость восторжествовала. smiley
63 апреля 05 2009 11:49:08
А вот у некоторых товарищей мудрости не оказалось. Зря всё-таки эта страница столь усиленно рекламировалась на сторонних ресурсах.
Vladlen мая 12 2009 10:35:39
Супер. Красиво!
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель