Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕСреда, Октября 16, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Кемерово
КЕМЕРОВО


Павел В. Кашин

На рубеже веков некоторое время я практически жил в Новокузнецке Кемеровской области. Лишь ненадолго моя персона появлялась в родном доме, чтобы «почистить пёрышки», помыться и постираться. Потом снова на самолёт, и – здравствуй, Кузбасс!

По традиции занимаясь в свободное время сбором историко-познавательных сведений о месте пребывания, я был немало удивлён следующей местной особенностью. Несмотря на то что формально Новокузнецк является всего лишь районным центром Кемеровской области, он больше региональной столицы – г. Кемерово – и по занимаемой площади (424,27 кв. км против 283,3 кв. км) и по численности народонаселения (562 тыс. чел против 520 тыс. чел, по данным на 2008 год). Ну прямо Нью-Йорк и Вашингтон какие-то!

Поэтому неудивительно было слышать, как новокузнечане пренебрежительно называли Кемерово «деревня Щегловка».
– Здрасьте! А начальник у себя? – спрашивает работник предприятия у секретаря.
– Не будет его сегодня. Он на совещание в Щегловку поехал!
Примерно такой диалог мог я услышать в приёмной какого-нибудь большого новокузнецкого начальника. Тогда в Кемерово я так и не попал. Хотя очень хотел познакомиться с этим городом, походить по улицам, прокатиться на местном трамвае. Но до него – 200 километров по автодороге, а по «железке» прямого направления, можно сказать, и нет вовсе. Пассажирский поезд Таштагол – Новокузнецк – Кемерово ходил окольным путём через Белово и Ленинск-Кузнецкий. Поэтому занятые граждане отдавали предпочтение автомобильному транспорту. Мне почему-то думалось, что эти города должны быть очень похожи, раз похожи их железнодорожные ворота – вокзалы, в их черте протекает одна и та же река Томь, имеются крупные индустриальные предприятия, соответственно и рабочие жилые районы, построенные в стиле «совковых каменных джунглей» 1930- и 1950-х гг.

Последующие события показали, что настоящее «кузнецкое дежа-вю» я испытал, попав в Нижний Тагил. Кстати, Новокузнецк и Нижний Тагил являются городами-побратимами, и это вполне логично. Ну, а что же такое город Кемерово?

Как следует из исторических сведений, доступных во Всемирной сети, на месте современного города действительно была деревня, уходящая своей трехсотлетней биографией в историю освоения Сибири. В 1701 году в географическом атласе этих российских территорий указана заимка Щеглово при впадении в Томь безымянной речки (Искитимки). В 1721 году русский рудознатец, казачий сын Михайло Волков, поднимаясь на струге от Томска вверх по течению Томи, обнаружил у самой кромки воды трехсаженный угольный пласт. Куски угля он послал в Московскую берг-коллегию.

Так был открыт кузнецкий «горючий камень». Именно здесь, в районе небольшого села Щеглово на левом и деревни Кемерово на правом берегу Томи и были заложены первые рудники. Но настоящий подъём добычи угля в Кузбассе начинается в 1921 году. 30 марта 1918 года Томский губернский исполком постановил образовать новый уезд. Он стал именоваться Щегловским, его центром определили город Щегловск, преобразованный из с. Щеглово Верхотомской волости. Дата эта отныне и является официальным днём рождения Кемерово.

Осенью 1924 года Кузнецкий и Щегловский уезды были выделены из Томской губернии и преобразованы в отдельный Кузнецкий округ, административным центром которого стал Щегловск.

С развитием промышленного строительства начинает расти и город. В июне 1930 года сессия городского Совета рассмотрела эскизный проект планировки Щегловска. Город проектировался на 130 тысяч жителей. При рассмотрении проекта возник вопрос о названии города. Понятие «гигант социалистической индустриализации», по мнению тогдашних руководителей плохо увязывалось с именем бывшего торгового села Щеглово. Нейтральный топоним «Кемерово» посчитали более подходящим. Поэтому горсовет обратился в президиум Западно-Сибирского краевого исполнительного комитета с ходатайством о переименовании Щегловска в город Кемерово. (Т.е. по имени деревни, территория которой также вошла в состав нового города.) 27 марта 1932 года Президиум ВЦИК вынес соответствующее постановление. Наконец, 26 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кузбасский промышленный регион выделяется в самостоятельную Кемеровскую область. Город становится её административным центром.

Вторая мировая война застала Кемерово деревянным, одноэтажным, с грязными неблагоустроенными улицами и заболоченными пустырями. Жилой массив состоял из бараков и охватывал левобережную часть – от коксохимзавода до речки Искитимки. Несколько капитальных домов на Притомском участке, восемь четырехэтажных зданий школ, Дворец труда и кинотеатр «Москва» были украшением города. В предвоенные и военные годы Кемерово застраивалось без генерального плана, хотя, как мы помним, в 30-е годы и была сделана попытка его разработки. В 1947–1951 годах был составлен новый генеральный план, по которому осуществлялась застройка города до конца 1960-х годов. По этому плану было предусмотрено бурное развитие города, его жилого массива в Заискитимской части. В 70–80-е годы город продолжал расширять застройку. 27 апреля 1979 года в Ленинском районе состоялась закладка микрорайона Шалготарьян. Новый микрорайон отличался необыкновенной новизной планировки – высотные дома облицовывались керамической плиткой, а торгово-бытовые точки выносились во встройки между домами.

От себя добавлю, что река Томь делит город на две части. Северная часть города – высокое правобережье. Здесь расположены два из пяти городских районов. Левобережье несколько больше, и именно здесь сосредоточены основные промышленные предприятия города, расположены железнодорожный и автобусный вокзалы. Через Томь в черте города перекинуты один железнодорожный и два автомобильных моста. Совсем недавно на смену старому и узкому Коммунальному мосту пришёл Кузнецкий мост. Его строительство было начато осенью 1990 года, а затем заброшено. В ноябре 2005 года работы возобновили и вместо 2 запланированных лет сдали мост в эксплуатацию через 11 месяцев. Это один из самых широких мостов (40,5 м) в Сибири. Шире него только Октябрьский мост в Красноярске. Хотя, надо заметить, от пробок в пиковые часы он автомобилистов не сильно спасает. Зато движение трамваев организовано теперь, как и положено, по двум путям. На узком старом мосту был уложен всего один путь, и движение вагонов было реверсивным. Протяжённость Кузнецкого моста составляет 634 м.

Случай посетить столицу 42-го российского региона выдался в конце 2008 года, когда по делам службы я снова, спустя 7 лет, ступил на землю Кузбасса. Встречающие в аэропорту коллеги сразу же повезли меня к месту постоянной дислокации – в г. Анжеро-Судженск, провезя по региональному центру транзитом. Почему-то взгляд зацепил только характерные уличные светофоры, смонтированные на оригинальных мачтах, выкрашенных в яркий оранжевый цвет. Не заметить эти сигнальные точки в городе просто невозможно! Как потом оказалось, такие светофоры – своеобразная визитная карточка городов Кузбасса. И только Новокузнецк, по словам местных жителей, не спешит оснастить такими свои улицы.

В первый же выдавшийся мне свободный денёк прыгаю в междугородный автобус, и через два часа поездки я на автовокзале в Кемерово. Здесь моим своеобразным экскурсоводом стал местный любитель железнодорожного и городского общественного транспорта Андрей Сергачёв. Но в первую половину дня у него случилась какая-то домашняя неприятность. Поэтому вылазку к коллекции железнодорожных раритетов и на одну из самых молодых в России детских железных дорог (ДЖД) я совершал под его чутким, но виртуальным руководством.

Мини-музей натурных образцов ж/д техники располагается в конце Пионерского бульвара у бывшего здания самостоятельной когда-то Кемеровской ж.д. Она была выделена в 1970–80-е годы из состава Западно-Сибирской – «Запсиба». Однако в эпоху заката горбачёвской перестройки «большое руководство» вернуло её, приносящую реальные деньги, в лоно сугубо транзитного «Запсиба». Статус управления дороги понизили до уровня Кузбасского отделения Западно-Сибирской ж.д. Итак, на площадке обнаружился джентльменский набор:
– два паровоза, Л-3242 и ЭР786-61;
– два тепловоза, ТЭП60-0687 и 2М62, номера которого так и не разглядел;
– электровоз ВЛ22М-1932;
– набор пассажирских и специализированных вагонов с деревянным кузовом.

По случаю выходного дня территория была закрыта. Охранник категорически отказался пустить залётного любителя с фотоаппаратом, т.е. меня. Но, правда, ничего не имел против съёмки «с улицы». Понятно: его начальники разбираться не будут – уволят к чертям собачьим, ежели что. А кому охота работу терять? В качестве компенсации дядька указал на начальника Кемеровской ДЖД, который как раз подходил к подъезду управления своей маленькой дороги на противоположной стороне улицы.

Протяжённость Кемеровской ДЖД составляет 3,8 км. Она идёт от Пионерского бульвара вдоль берега Томи в район Московского и Ленинградского проспектов. Конечная станция – Городская – находится на берегу речной старицы – Красного озера. Здесь начато строительство новой зоны отдыха, и ожидается, что в летние месяцы дорога будет пользоваться спросом не только как аттракцион, но и как реальный, пусть и экзотический вид городского транспорта. Дорога имеет две конечные и одну промежуточную станцию – разъезд. Последняя станционного здания не имеет. Парк дороги состоит из двух камбарских тепловозов ТУ7А за №№ 3345 и 3348 и 6 пассажирских вагонов. Тепловозы стилизованы умельцами под паровозы так же, как и их собратья на Новосибирской и Казанской ДЖД. Вагоны сделаны на том же Камбарском машзаводе «по мотивам» классических ПВ-40, а точнее – по переработанным (видимо. – Примеч. автора) чертежам Мытищинского машзавода. Весь подвижной состав «живёт» на станции Городская, что мне показалось странным. По логике возле отделения дороги пригляд за ними в нерабочее время мог бы быть лучше.

Если подняться от Городской вверх к панельным многоэтажкам, то попадаешь в тот самый спальный район Шалготарьян. (Интересное название, не правда ли?) Отсюда троллейбусом можно вернуться на привокзальную площадь. К слову сказать, троллейбусы сосредоточены в левобережье. В правобережную часть по состоянию на октябрь 2008 года ведёт всего один троллейбусный маршрут № 12 с конечной станцией «Проспект Шахтёров». Эту линию планируется продлить дальше в глубь жилых кварталов правого берега. Для справки: первый кемеровский троллейбус начал свой путь с площади Советов 25 августа 1970 года. Во время моего посещения в городе действовало 9 постоянных маршрутов, 1 маршрут был в ходу только по рабочим дням (№ 8) и один работал в выходные и праздничные дни
(№ 9).

Когда во второй половине дня мы всё-таки встретились с Андреем, я в числе прочего поинтересовался, как кемеровчане относятся к выпадам в свой адрес со стороны новокузнечан. (Помните пресловутую Щегловку?) Оказалось, очень болезненно, что и неудивительно! Но мне понятна язвительность жителей Новокузнецка. Она сродни чувствам старого специалиста, начальником которого сделали молодого, но напористого выпускника вуза. Короче, противостояние имеется… Ну прям как между москвичами и питерцами в вопросе, какой город «столичнее». Поэтому хочется верить, что всё это относится скорее к категории «милые бранятся – только тешатся».

Но вернёмся к вопросу о гортранспорте. Автобусы. Судя по всему, в городе, как и по всей области, проводится унификация подвижного состава. Взамен разнотипных сэконд- хендовских машин поступают новенькие трёхдверные «НефАЗы» и «ЛиАЗы». Последних значительно меньше.

Что касается трамваев, то, по словам Андрея, ныне городские власти весьма агрессивно продвигают этот вид транспорта. Такой факт меня не мог не обрадовать. Вообще, как я понял, в отличие от райцентра Новокузнецка, имевшего возможность в советский период позволить себе чешские «Татры», областному Кемерово пришлось довольствоваться лишь продукцией Усть-Катавского завода. Зато теперь от разнообразия типов у меня зарябило в глазах! Помимо классических КТМ-5М3 (71-605) и их уже прошедших капитально-восстановительный ремонт собратьев, здесь эксплуатируются ультрасовременные вагоны семейства КТМ-19 и даже питерские ЛМ-99! Трамвайное движение открыто в 1940 году на Первомай. На октябрь 2008 года в городе действовало 6 трамвайных маршрутов. Как и кемеровский троллейбус, трамвай находится в ведении ОАО «Кемеровская электротранспортая компания» (КЭТК).

Но вдоволь поснимать трамваи мне не удалось. Поздней осенью и так-то темнеет рано, а тут ещё и пасмурная погода своей мрачности добавляла. В общем, настала пора возвращаться. Сначала к месту командировки, а потом и вовсе домой. Но я всё же надеюсь, что смогу когда-нибудь приехать сюда и уж тогда вдоволь надышаться кемеровским воздухом, пусть и не очень чистым из-за многочисленных промышленных предприятий.

29.01.09 г.
admin февраля 09 2009 16:08:53
Фотографии - ЗДЕСЬ
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель