САМАЯ ЗАПАДНАЯ
Прислано admin на Марта 25 2008 14:23:04

Данный материал был опубликован в альманахе «Локотранс» в № 3 за 2008 г.

Сергей Костыгов

САМАЯ ЗАПАДНАЯ

Постепенное «умирание» узкоколеек в России – процесс неизбежный. Каждый год уносит в историю несколько очередных дорог, а «оставшиеся в живых» с каждым годом становятся всё ценнее и уникальнее. Но вопреки общей тенденции новые узкоколейки в России, хоть и редко, но всё же умудряются возникать. Одна из таких дорог появилась на западном краю нашей земли, на берегах Балтики, совсем недавно, в 2007 году. Новая узкоколейка Калининградской области со стандартной колеёй 750 мм сразу же стала примечательна тем, что явилась не только самой западной узкоколейной, но и вообще самой западной железной дорогой России. А вышло это вот как…

В 2006 году строительная компания (город Санкт-Петербург) начала подготовительные работы по реконструкции южного мола порта Балтийск. В роли заказчика выступал Росморпорт. Для доставки строительных материалов по молу решено было построить временную узкоколейную железную дорогу. Эксплуатация автотранспорта по молу была нецелесообразной в связи с малой шириной мола, а также возможностью обледенения дороги в зимний период в связи с постоянным попаданием на поверхность мола брызг от волн.

На предыдущих строительных объектах компании УЖД не использовалась, поэтому для работ в Балтийске узкоколейное железнодорожное хозяйство пришлось покупать специально. В 2006 году строители приобрели в Костромской области останки закрывшейся узкоколейной железной дороги Мисковского торфопредприятия, а именно тепловоз ТУ7-2232, два с небольшим километра рельсов Р24 и два вагона ТСВ, с которых срезали кузова, а рамы с тележками использовали в качестве технологических платформ для перемещения по узкоколейке стройматериалов.

В конце 2006 года на моле началась укладка узкоколейного пути. В январе 2007 года закончилось восстановление тепловоза. Локомотив был приведён в работоспособное состояние, проведено его техническое освидетельствование. В том же месяце началась эксплуатация узкоколейки.

В январе 2008 года мне удалось посетить Балтийскую узкоколейку. Дорога шла почти до самого конца мола, её протяжённость при этом составляла около одного километра. В основании мола находились база строителей, склад стройматериалов. Примерно на середине мола располагались два строительных крана, к которым посредством УЖД подвозились стройматериалы и ГСМ. Стрелочных переводов на УЖД не было. Тепловоз работал с одной платформой (находящейся относительно него со стороны конца мола), вторая платформа была снята с рельс на базе. Тепловоз находился в отличном техническом состоянии, с рабочими пневматическими тормозами, световыми приборами, сигналом, песочницами, выглядел ухоженным. В качестве силовой установки использовался дизель ЯМЗ-236 (поставленный вместо штатного 1Д12-400 ещё в период работы на торфопредприятии). В кабине были демонтированы кресла для локомотивной бригады, управление локомотивом производилось стоя. Окраска локомотива – чёрная рама, синий низ, белый верх.

Рабочие в оранжевых гидрокостюмах набились в кабину, и тепловоз, выпустив в хмурое балтийское небо облачко сизого дыма, в окружении брызг волн и стаи вездесущих чаек медленно пополз на мол. Я долго провожал старого (ещё по Мискову) знакомого взглядом. Жаль было лишь то, что узкоколейка эта является временной линией и вскоре перестанет существовать. Завершение работ на моле планируется в 2009 году. Будет ли использоваться тепловоз на других объектах строительства, пока неизвестно, ясно лишь то, что через год-полтора всё встанет на свои места, и самая западная железная дорога России исчезнет так же незаметно, как и появилась.

Р.s. Географическая справка из Интернета:
Самой западной железной дорогой России считается участок от станции Мамоново до границы с Польшей (перегон Мамоново – Бранево). Госграницу он пересекает в точке с координатами N54'26.220, E19'52.550. Координаты оконечности южного мола порта Балтийск – N54'38.720, E19'51.880. Таким образом, крайняя точка мола находится на 720 метров западнее крайней точки перегона Мамоново – Бранево!