Новокузнецк
Прислано admin на Февраля 14 2006 14:54:15

Этот город, расположенный на юге Кузбасса, в самом центре угольного района я довольно часто посещал по работе в период 1999 – 2001 года. За время, проведённое здесь, мне довелось многое узнать из его истории, найти для себя «точку возврата» и вдоволь нагуляться по его улицам.
Традиционный и наиболее доступный путь в этот западносибирский город лежит по железной дороге. Первое, что встретит Вас в этом случае, – железнодорожный вокзал (ж/д ст. Новокузнецк – Пассажирский). На сленге местных работников ж/д транспорта станция эта зовётся коротко: «Пассажирская». На привокзальной площади расположен и городской автовокзал. Так что если вы сторонник автобусного путешествия, всё равно попадёте на ту же привокзальную площадь. Здесь путешественников встречал незамысловатый рынок – «барахолка», горячие пирожки и неповторимый шашлык «на лампах». Как объясняли местные жители, какое-то бывшее военное производство наладило выпуск мангалов с кварцевыми нагревательными элементами. Погружённые в металлический параллелепипед мангала, они были похожи на не горящие, но раскалённые и обильно покрытые стекающим с жарящегося мяса жиром традиционные люминесцентные осветительные лампы!

Аэровокзал расположен на значительном от города удалении. Достаточно отметить, что прямо при выезде с дороги, ведущей в аэропорт, на автомобильную трассу вас встречает, остающаяся несколько в стороне стела с надписью «ПРОКОПЬЕВСК». В годы моего пребывания в Кузбассе в обычные сутки расписание самолётов было таковым: прилёт из Москвы в 6 часов утра по местному времени, вылет в Москву – в 8 утра! Таким образом, аэровокзал жил полноценной жизнью только рано утром. У автобусного перрона, среди нескольких маршрутов автобусов в Прокопьевск и Киселёвск, скромно затесался маршрут № 160, которым вы сможете попасть на ту же городскую привокзальную площадь.

Отсюда веером расходятся три городских проспекта и одна улица. Направо от площади (если вы стоите спиной к ж/д вокзалу) начанается проспект Курако. Назван он так в честь одного из выдающихся мастеров сталелитейного дела. Далее справа налево идут проспект Металлургов, проспект Бардина и, наконец, параллельно ж/д путям – ул. Транспортная. На Металлургов расположена гостиница «Металлург». Я всегда останавливался в ней. Это было довольно дёшево, но в тоже время не очень комфортно: номера с «удобствами» внутри можно пересчитать по пальцам. Однако от неё до вокзала одна остановка или 10 – 12 мин. пешком.

Все три упомянутых проспекта пересекает ул. Кирова. (Будучи в Минске, на одноимённой улице, я натолкнулся на вывеску, которая на белорусском языке гласила «ул. Кирава». Я пошёл дальше, размышляя, что могло означать слово «кирАва», пока не прочитал очередную вывеску: «ул. Ульянаусская». Тогда стало понятно, о чём речь! Но с тех пор моё сознание упорно твердит мне малопонятное постороннему человеку слово «кирАва» всякий раз, когда я в очередном городе натыкаюсь на улицу имени этого коммунистического деятеля.) В Новокузнецке она является одной из центральных. Мне довелось прогуляться по ней в День города, отмечаемый в июле, когда она из оживлённой транспортной магистрали превратилась в огромную пешеходную зону. Пересечение Кирова, Бардина и Октябрьского проспекта составляет площадь, на которой находится центральная гостиница города, носящая его же имя. Это, собственно, и есть «скелет» современной центральной части.

Улица Кирова выходит на берег р. Томь. В черте города через неё по течению перекинуто четыре моста: первым идёт автомобильный, потом железнодорожный и ещё два автомобильных за ним. Возле второго автомобильного моста расположена конечная остановка троллейбусов и части автобусных маршрутов. Она именуется «Левый Берег». Далее троллейбусного движения здесь нет, на правый берег перебираются только автобусы и трамваи. За рекой расположена историческая часть города, когда-то именовавшаяся Кузнецком. Удивительно, но по прошествии многих лет создаётся впечатление, что жители Правобережья так и не смирились с тем, что их объединили с «левобережными» новокузнечанами: на всех вывесках здесь употребляется «Кузнецк», а если «Новокузнецк» и встречается, то как-нибудь «кривенько» или в неявном виде.

Тут самое время дать некоторую историческую справку. Острог на высоком правом берегу реки Томь при впадении в неё Кондомы был основан в 1618 году неким Остафеем Харламовым, купеческим сыном. За название «Томь» ничего не скажу, а вот слово «Кондома» переводится с языка аборигенов этих мест – шорцев – как «Кровавая река». В месте слияния этих двух горных рек трудно сказать, какая река в какую впадает, однако предпочтения географы отдали Томи. Чуть ниже по течению эта горная река «остепеняется», становясь равнинной.

Своё первое название Кузнецкий острог получил оттого, что местные татары занимались выплавкой в кузницах железа из руды. Уже в 1622 г. Кузнецк стал центром управления Кузнецкого уезда с территорией в 80 000 кв. вёрст. Под защитой крепости в окрестностях получило развитие хлебопашество, горные и кустарные промыслы. В 1740-е гг. в городе проживало 3020 чел., было 454 дома, 6 церквей, 2 кирпичных, 1 кожевенный и 3 мыловаренных завода.
XIX век ознаменован усиленным развитием промышленности и исследованием природных богатств Кузнецкого края. Открытие залежей каменного угля и прокладка севернее города (правда на значительном удалении) Транссибирской железнодорожной магистрали послужили основой будущего развития тяжёлой промышленности. Но в те же годы город становится и местом ссылки писателей, публицистов и других представителей интеллигенции. Именно в Кузнецке ссыльный Ф.М. Достоевский связал свою судьбу с Марией Дмитриевной Исаевой. Пребывание в этих краях великого русского писателя нашло отражение в его творчестве.

С 1929 г. на левом берегу Томи начато строительство Кузнецкого металлургического комбината (КМК), которое завершилось в 1932 г. Вместе с заводом и рядом с ним вырос новый город – Новокузнецк. В мае 1932 г. оба города объединили в один и назвали Сталинск. Именно поэтому многие считают обратное переименование двух объединённых городов (Кузнецка и Новокузнецка) в единый Новокузнецк не совсем корректным.
В годы Великой Отечественной войны в городе разместили эвакуированные из европейской части СССР предприятия. В их числе: Волховский и Запорожский алюминиевые заводы, машиностроительный, ферросплавов и другие. С 1957 г. в городе строится второй металлургический гигант – Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК). Так город постепенно становился одним из металлургических центров Сибири.

Современный Новокузнецк является районным центром Кемеровской области (42-й российский регион). Согласно данным на 2002 г. его население составляло 550,1 тыс. человек, что почти на треть выше, чем в областном центре (г. Кемерово). Ещё в советское время существовали планы устранения такого нехарактерного для России демографического перекоса (население райцентра больше областного) путём переноса «столицы» региона сюда. Но эти планы не были выполнены, что, возможно, и к лучшему.
Исторические предпосылки определили современную экономико-географическую структуру города. Условно его можно разделить на несколько довольно удалённых друг от друга частей.

1. Собственно Кузнецк. Расположен, как и прежде, на правом берегу Томи. Этот район характерен большим количеством сохранившихся частных домов. Классические пятиэтажки и более старые кирпичные дома выросли только вдоль ул. Ленина – центральной в этой части города. На высоком холме расположена отреставрированная к 380-летию Кузнецкая крепость. К слову, она никогда не имела сплошных стен: часть, выходящая на отвесный речной берег, была открыта, что называется всем ветрам. Здесь находится моя «точка возврата» в Новокузнецке. Я поднимался на крепостной холм даже когда приезжал в Новокузнецк зимой! В правобережной части расположен один из трёх металлургических гигантов города – Новокузнецкий алюминиевый завод – НКАЗ.

2. Собственно Новокузнецк. Расположен на левом берегу Томи. Появившийся в годы индустриализации вместе с КМК, ныне является центральной частью города. Здесь расположены городские административные здания, драматический театр, железнодорожный и автовокзалы, а также не раз упомянутый КМК. Про структуру главных лиц в этой части города я уже рассказывал.

3. Заводской район. Расположен на правом берегу Томи, но значительно ниже Кузнецка по течению. Появился как жилой сектор самого молодого и самого большого металлургического гиганта города: ЗСМК. В просторечии так и именуется: «Запсиб». С центральной частью города связан последним автомобильным мостом и железнодорожной веткой, ведущей от Пассажирской через ж/д мост. Таким образом, участок от ст. Новокузнецк – Сортировочный до Новокузнецка – Северного является полноценной составляющей городского пассажирского транспорта (по сути, конечно, а не по ведомственной принадлежности).

4. Если миновать Кузнецк и продолжить движение в восточном направлении, можно попасть в самый удалённый от современного центра городской район Абашево.

Что касается климата, то он в какой-то степени стандартный для юга Западной Сибири. Благодаря тому что Новокузнецк находится примерно на широте Воронежа, лето здесь может быть достаточно жарким. В июле 2000 г. температура переваливала за +37оС. Доводилось наблюдать, как на привокзальном рынке один мужичок сбывал собственноручно выращенные на огороде арбузы(!). Их отличие от привычных нам астраханских заключалось в преобладании в окраске полосатой ягоды жёлтого цвета вместо белого. Что касаемо зимы, то температура –20оС для этих мест – нормальное явление. Хотя, как утверждают местные жители, однажды на Новый год в городе шёл дождь!

Планировка города предопределила и структуру маршрутов традиционного городского пассажирского транспорта.
Как и везде, наиболее развитой является автобусная сеть. Вернее, была. Муниципальный автобус в Новокузнецке на рубеже веков постепенно сдавал свои позиции в пользу новомодных маршрутных такси. На муниципальных маршрутах, наряду с традиционными ЛиАЗ-677 и «Икарусами-260» и 280 приходилось наблюдать некоторое количество «нестандартных» машин. Это и «колбасы» с эмблемой «Саннос» на радиаторе, и странные автобусы типа мичуринских МАРЗов. Коммерческие маршруты обслуживались всем разнообразием автобусной техники от междугородних ЛАЗов и импортного «секондхэнда» (последние, правда, в очень незначительном количестве) до пресловутых «ГАЗелей» и ПАЗ-672. Что удивило, так это то, что на маршрутных досках коммерческих автобусов писалось что-то типа «частный автобус». Кстати, на октябрь 2000 года стоимость проезда в трамвае, троллейбусе и городском (не коммерческом) автобусе составляла 2 рубля. Коммерческие цены колебались в пределах 4 – 6 рублей.

В отношении новокузнецкого трамвая в данном материале могу привести только сведения, полученные чисто визуально, по уже описанным выше причинам. Парк пассажирских вагонов уверенно делят пополам Усть-Катавские вагоны типов КТМ-5М3 и КТМ-8 двух модификаций (с «прямым» и «обрезанным» передками – мод. 71-608К и 71-608КМ соответственно). Стоит отметить, что передняя дверь вагонов КТМ-8 не открывается и вместе с прилегающим пространством салона составляет что-то типа служебного помещения для водителя. Примерно так же, как это сделано в части автобусов «Икарус-280» во многих городах России. Еще летом 1999 года на линии 4-го маршрута ходила Чешская «Татра» с бортовым № 201. Её внешний вид уже тогда намекал на ближайшие перспективы этого вагона. Я не пожалел времени и, скоротав его за кружечкой пива в ближайшем летнем кафе, дождался, когда этот вагон, сделав круг, снова проедет по Металлургов. Как я понимаю, мне повезло увидеть и отснять последнюю из самых Восточных «Татр» в России. Начиная с декабря 1999 г. «Татры» встречаются на городских улицах только в качестве служебных (но не грузовых и вышек (!)) вагонов.
В настоящее время трамваи Новокузнецка перевозят пассажиров по 9 городским маршрутам. В городе расположено три трамвайных депо. При этом депо № 1 обособлено от остальных и обслуживает единственный маршрут №10 в районе ЗСМК. Характерной особенностью вагонов 1-го депо являются «маршрутные доски», нанесённые краской прямо на кузова вагонов. И это правильно: маршрут-то один! Хотя позднее на окраинах «Запсиба» удалось обнаружить разобранное полотно с остатками трамвайной подвески и пассажирских павильонов. Куда вела эта линия, уточнить так и не удалось. Депо № 2 обслуживает Центральный и прилегающие районы современного Новокузнецка, а также расположенный на его окраине КМК. Вагоны 2-го депо «бегают» по маршрутам №№ 1, 3, 4 и 12. Депо № 3 обслуживает правобережную часть города, Кузнецк, а также связывает эту часть города с КМК. К депо № 3 относятся маршруты №№ 2, 6, 8 и 9. Обратил на себя внимание тот факт, что в Новокузнецке не используются т.н. «спарки»: трамвайные поезда из двух сцепленных вагонов. Единственная «спарка», которую удалось увидеть в один из дней, ходила по маршруту № 12. В 2001 г. стал свидетелем своеобразной борьбы между этими парками за тот же 12-й маршрут. Движение обеспечивалось общими усилиями.

Что касается троллейбуса, то провода в годы моих посещений были подвешены по ул. Кирова, проспектам Металлургов, Октябрьскому, Бардина и Строителей. Самый длинный маршрут троллейбуса Новокузнецка – № 1. Он начинается на Октябрьском проспекте у троллейбусного парка и, пройдя всю центральную часть города по Бардина и Металлургов, миновав ж/д вокзал через последний по течению Томи автомобильный мост, уходит на «Запсиб». Если бы этот отдалённый район города не считался его частью, то участок от моста до «Запсиба» вполне сошёл бы за пригородную линию. Помимо «единички» на рубеже веков в Новокузнецке имелось ещё два маршрута: №№ 3 и 4. Маршрута № 2 не наблюдалось!
Движение машин по всем трём маршрутам было регулярным. Наименьшие интервалы были на маршруте № 1. На линиях работали исключительно «старые добрые» ЗиУ-682 различных модификаций. Поскольку троллейбусный парк в городе один, нумерация машин сквозная. При этом не наблюдалось номеров выше 70-80, хотя на бортах номера нанесены в трёхзначном исполнении с неизменной цифрой «0» впереди, например, «051».
Пожалуй, на этом мой обзор по Новокузнецку стоит завершить. Напомню, что всё, что описано выше, относится максимум к лету 2001 года, и что-то к настоящему времени могло измениться.

Павел В. Кашин


Использованы материалы:
1. НОВОКУЗНЕЦК. Карта города из серии «Карты городов России». ФС Геодезии и картографии России, 1997 г.
2. Кашин П.В. Трамваи Кузбасса. Статья в журнале «Бугель» № 1. Издательство «ЖДД».
3. Кашин П.В. Новокузнецкий троллейбус. Статья в журнале «Пантограф» № 2 (12), июнь 2004 г.