ЗАТЯНУВШИЙСЯ ПОСТСКРИПТУМ
Прислано admin на Декабря 17 2007 14:29:00
ЗАТЯНУВШИЙСЯ ПОСТСКРИПТУМ


Сергей Костыгов


Долгими зимними вечерами изучал я добытые графики КТУ. И многое из них вырисовывалось. Помимо подвижного состава прояснялись характер движения поездов, наличие раздельных пунктов, работа торфопредприятий. Прорисовывалась схема дороги по состоянию на 1981 год. Подняв путевые заметки и выписки из архивов КТУ, которые мне удалось сделать в 1995 году, по новой перелистав книги «Тейковские торфяники», «Земли и солнца кладовые», описывающие зарождение торфоразработок в Ивановской области, первые вехи и этапы развития КТУ, собрал я воедино огромный материал об узкоколейной железной дороге Комсомольского транспортного управления. Но в процессе сортировки данных выявилось в нём несколько довольно обширных белых пятен, а главное, практически не было у меня иллюстраций за исключением чёрно-белых фотографий, снятых в 1995 году, когда, собственно, от КТУ уже оставались лишь руины.
– А в 1995 году в конторе альбомы были с паровозными фотографиями, – посетовал я как-то Роме, обсуждая результаты проделанной архивной работы.
– Ну так надо ещё туда съездить, поискать альбомы-то!
– Да где же их искать-то, когда конторы той, наверное, уже и след простыл, организации-то самой скоро 15 лет как не существует!
– Кто ищет, тот всегда найдёт, поехали! – с решимостью заявил Роман.
Надо сказать, что на ближайшие выходные (17– 18 ноября 2007 года) была у нас запланирована традиционная встреча зимы в Тверской области, на узкоколейке Ранцевского торфопредприятия, которая, по неутешительным сведениям, работала скорее всего последнюю зиму. Но благодаря настоятельным требованиям Ромы маршрут был изменён. Как и ровно год назад, наш маленький коллектив в том же составе отправился в Комсомольск, чтобы поставить точку на исследовании давно ушедшей в прошлое огромной торфовозной узкоколейной дороги.

На этот раз мы поехали в зимнюю экспедицию на моём новом «уазике» модели 315195 «Хантер», купленном менее месяца назад на смену старичку– труженику «Уху» (моему старому «уазику», служившему верой и правдой на протяжении восьми лет). Новый «уазик» пробежал лишь полтысячи километров, и эта экспедиция являлась для него обкаткой, которую он, скажу, забегая вперёд, успешно прошёл, нигде не подведя своих пассажиров – ни на трассе, ни в заснеженном лесу.

Знакомый поворот на Подозёрку, шоссе во все стороны занесено снегом. Год назад мы в это время зиму только встречали, сейчас же она во всю властвует на просторах Ивановской области. На Подозёрском переезде был свежий накат. След проехавшего локомотива едва успели припорошить пролетающие переезд легковушки. Только куда ЭСУ проехала – на болото или в посёлок?.. Вдруг в субботу решили привести груз? Решив проверить это предположение, я свернул на снежную дорогу, ведущую через поле на Комсомольск, мимо старинного, уже упоминавшегося мною села Семёно-Сарское со старенькой кирпичной церквушкой.

«Уазик» с лёгкостью прошёл по засыпанному первым, но довольно обильным снегом следу через лес к месту нашей прошлогодней ночёвки. Маленькое путешествие по знакомому участку узкоколейки на торфоучасток не оправдало надежд: оказывается, в этом году ЭСУ ездит на болото резервом два раза в сутки – утром и вечером, днём же по выходным по-прежнему движения нет. Что же касается торфа, то в этом году его возить ещё не начали, только положили времянку и подготовились к вывозке, планируемой с середины следующей недели. Сейчас же котельная, отделившаяся от торфопредприятия в самостоятельную структуру (ЖКХ), временно топится привозным торфом, который доставляется в Подозёрку автотранспортом аж из Гусь-Хрустального. Мда, решение неумное, особенно при наличии собственного торфа… Чуден мир наш! Закончив беседу со сторожем, мы сфотографировали обитающего на участке кота, который с жалобным мяуканьем перемещался за нами по головке узкоколейного рельса, вернулись к машине и продолжили свой путь в Комсомольск.

За год в Транспортном посёлке (так называется район города Комсомольска, прилегавший когда-то к станции УЖД КТУ) мало что изменилось. У диспетчерской стояла «ГАЗель», из трубы валил дым. Работает наш знакомый предприниматель, подумали мы. Двухэтажное здание конторы КТУ я узнал почти сразу. Оно находилось рядом со старинным одноэтажным домом – старой конторой, построенной в 1931 году и позднее переделанной в клуб. Контора была частично заколочена, частично цела, но следов обитания в ней не наблюдалось. Дверь заперта на замок, следов на снегу нет.

Не теряя надежды, мы стали опрашивать местных жителей. Как удалось выяснить, после ликвидации КТУ архив был передан Комсомольскому механическому заводу КЭМЗ, разместившемуся на бывшей деповской территории. Только сейчас и завода этого как такового уже не существует. Оставшиеся сотрудники заняты закрытием бухгалтерии и распродажей имущества. Территория завода огорожена, находится под охраной. На первой проходной охранник вежливо послал искателей истории куда подальше, мол, нечего в выходной день здесь шляться. На второй же проходной нам повезло больше. Воспользовавшись найденным там телефонным справочником, я обзвонил несколько последних работников КТУ. Не добившись успеха, пошли по выданным ими адресам жителей Транспортного посёлка, не имеющих телефонов.

Каково же было наше удивление, когда одна из жительниц – Егорчева Татьяна Николаевна – поведала нам, что совсем недавно, во время очередного визита в разграбленную контору за архивом пенсионного фонда, по настоянию местных активисток (бывшего начальника службы движения Пармёновой Евлампии Евлампиевны и бывшего парторга Гречиной Нины Михайловны) вынесла из аварийного здания альбомы и спрятала их в гараже. Спустя полчаса мы уже перелистывали ветхие страницы старых альбомов, разглядывая паровозные фотографии. Да, кто бы мог подумать, что спустя 13 лет они ещё целы, и я снова увижу их…

Субботний комсомольский рейд закончился найденной на окраине Транспортного посёлка кабиной зубчатоколёсного узкоколейного электровоза «Шварцкопф», установленной в качестве сарая. Если бы не только что увиденная фотография этого электровоза, мы эту будку навряд ли бы узнали! Покинув Комсомольск, мы решили вернуться сюда на следующий день, чтобы побеседовать с несколькими ветеранами транспорта, адреса которых получили накануне. Сейчас же по скользкой снежной дороге я спешил в Подозёрку, к вечернему рейсу ЭСУ на болото.

Внутри депо стояли две аккуратно выкрашенные ухоженные ЭСУ2а и одна ЭСУ1, переделанная в самоходный щёточный снегоочиститель. Бригада ЭСУ уже была готова к рейсу, ждали ночного сторожа. Наконец, ворота гаража распахнулись, затарахтел двигатель, и из тёплого светлого стойла в морозный вечерний сумрак, светя фарами, выкатилась зелёная «эсушка». Захватив нас, мотовоз начал свой очередной рейс по последнему участку дороги Комсомольского ТУ.


Перед переездом была графиковая остановка. Одетый в оранжевую жилетку с отражателями кондуктор пошёл разворачивать шлагбаум. Вскоре за переездом пошла знакомая мне по прошлому году дорога. Путь был в отличном состоянии. Так сохранился он за много лет благодаря уложенным со времён транспортного управления сварным плетям (по 5 звеньев) и наплавленным стыкам. ЭСУ шла по редким стыкам ровно, без колебаний и не разбивала при этом путь. Движение осуществлялось с редкой для нынешних узкоколеек скоростью – около 30 км/ч. В лесу, недалеко от стрелки 19-го км, машинист по нашей просьбе остановил локомотив, устроив нам так называемый стоп-кадр. Светящая всеми световыми устройствами «эсушка» причудливо смотрелась в сумрачном, припорошенном снежком зимнем лесу.

Когда приехали на базу, совсем стемнело. Поменяв сторожей, ЭСУ отправилась в обратный путь, разрезая фарами темноту погружающегося в ночь густого леса. Вернувшись в Подозёрку к заждавшемуся «уазику», мы поехали назад, в тот самый лес, по которому только что ехали на мотовозе, на старое место ночёвки, ставшее за два года традиционным.

Зима и на этот раз не подвела. С наступлением темноты с неба огромными пушистыми хлопьями повалил снег. Он мгновенно занёс дневные следы, блестящие рельсы, навесил на разлапистые ёлки тяжёлые снежные шапки. В усилившемся снегопаде едва было видно, куда идёшь, что делаешь. И именно это вызывало в душе радость от наступления долгожданной настоящей зимы.

Ночь была холодной, если верить прогнозу, было –8 градусов. Утром, покинув палатку, я не смог выколотить вчерашний чай из котелка, не разведя костёр. Над лесом вставал морозный рассвет, а где-то вдалеке уже тарахтел дизелёк, со стороны посёлка не спеша торил белый покров архаично вписывающийся в природу зелёный мотовоз. Проезжая мимо, машинист посигналил нам, видно, узнал вчерашних попутчиков. Интересно, что подумал, увидав в зимнем лесу палатку?..

Последние «дыры» в истории Комсомольской узкоколейки мне удалось закрыть в ходе бесед с бывшим машинистом тепловоза Антиповым Иваном Павловичем, машинистом-инструктором Прокофьевым Иваном Егоровичем, помощником машиниста паровоза, а позже начальником службы движения Пармёновой Евлампией Евлампиевной, конструктором КТУ Белоусовым Виталием Васильевичем и его супругой Альбиной Григорьевной, долгое время работавшей техником в локомотивном депо. Пообщавшись с ветеранами в Комсомольске, мы добрались по старой насыпи узкоколейки до моста через Ухтохму. Несмотря на усердие собирателей металлолома, массивное искусственное сооружение было ещё цело. Тщательно изучив конструкцию, Рома поведал нам с Ильёй, что мост «с ездой поверху» состоял не из мостовых ферм, а из двух ферм ширококолейных поворотных кругов Селлерса, причём разной длины. Подобные круги заменялись на сети НКПС в период массовой реконструкции паровозных депо после появления в парках паровозов ФД, не влезавших по длине на старые поворотные устройства. Происходило это как раз в самом начале 30-х годов, когда, собственно, и строился этот участок узкоколейки.

Напоследок, перед возвращением домой, мы решили заглянуть в Марково. Там мы хотели найти кирпичный завод, обслуживавшийся узкоколейкой КТУ, посмотреть останки бывшей станции УЖД. Осмотр начали с ширококолейной «Станции 26 км». Так гласила надпись на симпатичном одноэтажном вокзальчике. Пути были занесены снегом, но светофоры горели. Видно было, что редкое движение здесь всё-таки существует. Зимой, как оказалось, на линии Текстильный – Комсомольск, принадлежащей Ивановскому МППЖТ-1, уже два года сохраняется только грузовое движение. Пассажирский поезд, как сказали нам местные жители, ходит только летом, по пятницам, субботам и воскресеньям. Вокзал был закрыт, дежурства в воскресный день в Марково не велось. Под стеклом у входа мы обнаружили интересный листок с расписанием пассажирского поезда на ноябрьские праздники 2007 года. Бумага гласила: 2 ноября – вечером, 3 и 5 ноября – утром и вечером, 6 ноября – утром, 4 ноября пассажирский поезд не курсирует. Времени отправления не было, его, видимо, даже местные собаки знали.

От станции УЖД в посёлке Марково остались лишь насыпи путей, а от кирпичного завода – одни руины. На этом наше исследование Комсомольской сети закончилось, и мы не спеша тронулись в обратный путь. Завершить же повествование я хочу тем, с чего оно и начиналось – Гав-Ямом. Дело в том, что времени у нас оставалось достаточно, и на обратном пути мы решили снова заглянуть в этот прекрасный старинный городок, попробовать хотя бы немного проехать по насыпи узкоколейки к заброшенному пионерскому лагерю.

Вот шоссе на Ярославль осталось далеко позади, замелькали за окнами машины заснеженные городские улочки, двухэтажные деревянные фабричные дома. На станции широкой колеи, к нашему удивлению, стоял поезд. Пёстрый тепловоз ЧМЭ3 с крытым вагоном готовился к отправлению на Семибратово. Насыпь узкоколейки, присыпанная снегом, выглядела не так пугающе, как год назад. По ней в лес шёл утоптанный «уазиком» и тракторами наезженный след. Попробуем, – решили мы. Но через полтора-два километра следы на дороге стали таять, разъезжаться в лес. В колее появились замёрзшие лужи, опасные колейные места. Скорость движения резко снизилась. Вскоре впереди остался один след – снегохода. Вот на чём в лагерь по зиме ездят!

.
Развернулись мы обратно, когда спидометр показал 5,4 км. Насыпь впереди сильно заросла кустарником, продираться по такой на новой машине не хотелось. Да и смысла не было, через час стемнеет, а ночью по такой дороге выбираться будет очень сложно.

Результат нас не огорчил. Будет ещё один повод снова попасть в эти места. А пока нужно подвести итоги и как можно подробнее и красочнее описать читателям наши похождения, не забыв, не упуская деталей, воссоздать полную историю развития Комсомольской узкоколейки – одной из старейших и крупнейших торфовозных сетей России.



12.12.07