КИРИЛЛОВ и КИРИЛЛО-БЕЛОЗЁРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Прислано admin на Июля 16 2007 14:40:36
КИРИЛЛОВ и КИРИЛЛО-БЕЛОЗЁРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Павел В. Кашин

Отдельные части данного материала ранее были опубликованы в альманахе «Локотранс» № 6 за 2007 г.

В июне 2006 г. инициативной группой любителей узкоколейных ж.д. была осуществлена т. н. «Третья архангельская экспедиция». Её цель, впрочем, как и цели аналогичных наших экспедиций, – изучение истории и современного состояния железных дорог узкой колеи определённого региона или локализации.

По дороге «туда» предусматривалось попутно изучить находящиеся на нашем маршруте районы Вологодской области. А раз уж мы направлялись в сторону северо-западной оконечности этого российского региона, по моему настоянию в культурную программу был включён осмотр Кирилло-Белозёрского монастыря в городе Кириллов.

Через этот город проходит Северодвинская водная система – один из старейших искусственных водных путей в России, открытый в 1828 г. и дважды перестроенный: во 2-й половине XIX и начале XX в. Он представляет собой цепочку небольших рек и озёр, соединённых короткими каналами. Система эта соединяет Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) с рекой Сухоной, впадающей в Северную Двину.

От Вологды двинулись на северо-запад – запад вдоль длинного Кубенского озера по трассе Вологда – Вытегра. Тут вспомнилось, что на фотографиях коллег по увлечению неоднократно приходилось видеть снимки прямого как стрела Кишемского канала, сделанные с автомобильного моста над ним. Довольно, надо сказать, «пристрелянное» место для съёмок. Поэтому первый на нашем маршруте фотостоп был выбран без споров! Действительно знаковое место! Где-то дальше на север видна гладь очередного озера. Берега канала укреплены вертикально вкопанным кругляком, по одному ряду на каждой стороне. Древесные стволы представляют ажурную ровную окантовку водной глади. И это несмотря на то, что кое-где берега подмыло, нарушив строгую геометрию искусственного творения человеческих рук. «Интересно, – подумалось, – сколько эти брёвна стоят в воде?» Если верить вышеупомянутым сведениям, то уже 100 лет. Неплохо! Ещё подумалось: «Вот он, пример настоящего напоминания о себе потомкам! Получше бронзовых идолов будет!»

Одной существенной детали в пейзаже не хватало: по водной глади не проплывало ни одного корабля. Ой! О чём это я? Как говорят работники водного транспорта (речники – моряки), «плавает» только одно всем известное… Корабли же, вернее, суда – «ХОДЯТ!» Не согласиться с их мнением нельзя!

Перед поворотом на Кириллов «заправились» в придорожном кафе: когда-то ещё такая возможность выпадет? Рядом на стоянке остановился подновлённый свежей краской травяного цвета старый междугородний «ЛАЗ» (путаю их модификации) с трафаретом «Кириллов – Вологда». Разумеется, он был мной зафиксирован на фотоплёнку.

В Кириллове сидящий за рулём Сергей Костыгов направил машину в сторону от мелькнувших за окном величественных белых стен Кирилло-Белозёрского монастыря, главной и, в принципе, единственной цели нашего посещения Кириллова. На возмущённые восклицания остальных участников поездки возразил:
- Ща такую точку съёмки покажу, завоете от наслаждения!

«Точка» оказалась малость обезображена свежим бетонным забором и видом весьма грязной угольной площадки на переднем плане. Скорее, это даже была пристань на берегу одного из заливов Сиверского озера. Последнее – также часть Северодвинской системы. Рядом с только что описанной площадкой из него вытекал (или вливался, уж и не знаю!) Кузьминский канал. Берега также «окантованы» вертикально вкопанными круглыми брёвнами. У самого начала канала городская улица упирается в живописный понтонный мостик. Каждая машина, да даже и велосипедист провоцировали волнение поверхности катания, что вызывало таинственное поскрипывание и вкупе с «шевелением» проезжей части создавало ощущение огромного живого существа, лежащего в воде и подставившего свою спину автовладельцам и пешеходам.

Моё внимание привлёк светофор на противоположном берегу. На мачте обыкновенного, если стоит где надо, железнодорожного светофора были подвешены две двузначные сигнальные головки, «смотрящие» в противоположные стороны. Сигнализация для судов, однако! А расположенная с нашей стороны будка дежурного совсем уж железнодорожного типа дополняла иллюзию железнодорожного переезда. А где же рельсы? Да-а-а… Только представить, где находится ближайшая железная дорога, – уже страшно!

Вторая точка, показанная Сергеем, была с противоположной стороны монастыря и показалась мне более удачной. По крайней мере, можно было вдоволь побродить в высокой прибрежной траве, выбирая ракурс. Что из этого вышло – судить тому, кто будет разглядывать наши снимки. Пока мы ходим по берегу с фотоаппаратами, самое время занять внимание читателей на некоторое время, чтобы дать небольшую справку. Как и прежде, я воспользовался услугами всемирной сети, но это того стоило, не ругайте сильно за использование (небольшое) чужих материалов.

Кирилловский монастырь основан в 1397 г. монахом московского Симонова монастыря Кириллом, учеником и последователем Сергия Радонежского. Борьба, которую вели Москва и Новгород за освоение богатых северных земель, была причиной особой заинтересованности Московского княжества в овладении Белозерьем. Располагавшееся почти в центре новгородских владений, оно являлось удобной базой для дальнейшего наступления Москвы на эти земли.

Спустя почти 380 лет, в 1776 году, поселение, постепенно выросшее вокруг основанной Кириллом обители, было провозглашено уездным городом Кирилловом, ставшим впоследствии центром самого отдаленного северо-восточного уезда Новгородской губернии. Площадь Кирилловского уезда составляла 13 078,8 кв. верст, т. е. была в 2,5 раза больше современного Кирилловского района. Для создания нового уездного центра не случайно была выбрана слобода Кирилло-Белозёрского монастыря. К семидесятым годам XVIII века она стала уже довольно крупным населенным пунктом, насчитывающим 335 жилых домов. В 1785 году в городе находилось 3 кузницы и 4 мельницы, 3 соляных и 2 винных магазина, 4 «питейных дома»; среди горожан были 67 ремесленников и 33 купца. Деревянный гостиный двор на Торговой площади насчитывал в то время более 150 лавок. Город Кириллов имел свой герб, утвержденный в 1781 году. Облик исторической части Кириллова в значительной мере определен планом, составленным Николаем Чечериным и утвержденным Екатериной II в 1777 году. В советское время, в 1927 году, Кириллов стал районным центром Ленинградской, а десятилетие спустя – Вологодской области.

Вернёмся в наши дни. С этой стороны Сиверского озера можно по достоинству оценить, сколь величаво раскинулись монастырские строения на его берегу! Те яркие воспоминания, которые остались у нас, можно описывать сколь угодно долго. Дело это в любом случае будет практически безнадёжным, так как всё равно не передаст всей гаммы чувств и полученных впечатлений. Даже брошенный армейский грузовик «ЗИЛ-157» удачно вписался в окружающий пейзаж, а потому тоже отображён на моей фотоплёнке.

Прогулка по самому монастырю получилась несколько скомканной. Что делать: необходимо было ехать дальше на север, а ходить по территории обители, изучать её памятники, как мы поняли, можно бесконечно долго. Да и плёнку, запасённую на всё время экспедиции, можно было «угробить» всю и сразу, если не включить внутренние «тормоза»!

Пройдя территорию монастыря насквозь, выходим с противоположной стороны к водной глади. Мощённая камнем дорожка полого спускается в воду. Здесь, видимо, была пристань! Какие корабли приставали к ней? С берега озера монастырские стены выглядят как суровые стены неприступной крепости. Да так оно и было когда-то! А теперь откуда-то справа слышан весёлый смех купающихся в столь жаркий день ребятишек. Да-а-а. Сейчас бы тоже скинуть намокшую от пота одёжку и нырнуть в синюю гладь. Эх, не так поняты будем... Не без сожалений поворачиваем назад, к машине: нас ждут новые дороги и незабываемые виды российской глубинки. А что до жары, то даже и не верится, что на севера едем!

В лежащий на нашем маршруте не менее известный Ферапонтов монастырь заезжать не стали. Очень хотелось выполнить дневную программу и найти достойное место для ночлега… Очень! Но до этого оказалось ещё слишком и слишком далеко! Почему? Ответ когда-нибудь, возможно, появится у нас в разделе «Экспедиции»!

Переработана для сайта «Переезд. ру»
15.07.07 г.