Нижний Тагил
Прислано admin на Апреля 10 2007 14:02:31
НИЖНИЙ ТАГИЛ

Павел В. Кашин

В Нижнем Тагиле Свердловской области в период 2002-2005 гг. мне приходилось бывать неоднократно. Первое знакомство было скоротечным. Я приехал зимним днём на свердловском электропоезде-экспрессе, что называется, «по обороту». При въезде в город, когда поезд, миновав платформу 365 км и выйдя из-за кривой, начинает полого спускаться к ж/д станции Нижний Тагил, городские кварталы и трубы металлургического гиганта видны как на ладони. В этот момент я с грустью заметил сизую дымку, слегка оттеняющую пейзаж. Она оказалась не только «экологической», но и морозной.
Да уж! Моего «запала» хватило только на то, чтобы выскочить на привокзальную площадь, дождаться первого проезжающего трамвая, щёлкнуть затвором фотоаппарата и побежать назад в кабину отогреваться.
Во второй раз я приехал в обкатку на экспрессе поздно вечером, с тем чтобы вернуться в региональный центр в первой половине следующего дня. Выйдя в седьмом часу утра из дома отдыха локомотивных бригад на мороз, я всё-таки проигнорировал трамвай и решил пройтись до вокзала (это 2 остановки) пешком. Тут только я понял, что значит состояние «дежавю»: я шёл к станции, и меня не покидало ощущение, что я в Новокузнецке! Такое же здание вокзала, только не зелёного, а коричневого цвета (в темноте этого не видно!), иду я к нему практически под тем же углом, опять же, трамвай рядом. Отличие только в светящемся огнями клубке металлических заводских сооружений прямо по курсу, за вокзалом. Устремлённые вверх конструкции окутаны облаками то ли дыма, то ли пара. Оттуда с равными промежутками раздаётся «уханье». Полное впечатление, что завод – живое существо и таким образом дышит! В Новокузнецке этого не было. Знаменитый КМК расположен на достаточном удалении от привокзальной площади.

«Сейчас я войду в вокзал, в центре зала будет лестница, ведущая в подземный переход под путями», подумал я практически инстинктивно. И лестница вниз оказалась там! (Вообще, всё это объясняется просто: вокзалы построены в период индустриализации по типовому проекту, центральные жилые кварталы тоже.) Потом, часто возвращаясь в Нижний Тагил, я не переставал сравнивать два этих промышленных города, отстоящих друг от друга почти на 2000 километров.

История Нижнего Тагила тесно связана с историей горнозаводской промышленности Урала. Желая познакомиться с ней поближе, я отыскал во всемирной сети официальный сайт города (www.ntagil.ru). Кое-какие сведения с него, как говорится, «для общего развития» будут приведены ниже.

Разрешение на постройку чугуноплавильного завода у горы Магнит (позже она стала называться Высокой) было дано по Указу Петра I. Он гласил: «...Велено тулянину Никите Демидову в Сибирской губернии в Верхотурском уезде на государевой … земле, за речкою Выей, где он нашел медную руду, на оном месте построить ему медный завод за свои деньги и на том заводе плавить ему медь... А лесу ему за речкою Выею близ того медного заводу на железный его завод, который он начал строить на Тагиле реке у Медной горы, рубить и возить не велено под опасением немалого штрафа, чтобы в том лесу оскуднения не было». (Тут мне вспомнилось варварское уничтожение лесов в наше время!)

Строительство Нижнетагильского чугуноплавильного, железоделательного и Выйского медного заводов продолжалось несколько лет и велось по лучшим европейским образцам. Выйский завод был пущен в 1722 году. Около него возник поселок, носивший, по установившейся на Урале традиции, имя своего завода. В том же году был пущен в эксплуатацию и Нижнетагильский железоделательный завод, на котором, по переписи того времени, числилось 537 душ «мужского полу».

В 70-х годах XVIII века все больше сливавшиеся с другими Нижнетагильский и Выйский поселки представляли, по свидетельству современников, крупное поселение городского типа почти с пятитысячным населением и со значительной торгово-промышленной прослойкой. Но подавляющее большинство составляли все-таки крепостные – «горнозаводские крестьяне господ Демидовых». К концу XVIII века Нижний Тагил был заметным промышленным и культурным центром.

В 40-х годах XIX века в Нижнем Тагиле насчитывалось 140 различных частных промышленных заведений, из которых 24 занимались изготовлением подносов, украшенных живописью, и лакированных вещей. Здесь впервые встал на рельсы российский паровоз, изобретенный отцом и сыном Черепановыми. Не многие знают, что Нижний Тагил – родина старейшего и уникального промысла по изготовлению подносов.

В январе 1918 года Декретом СНК за подписью В. И. Ленина округ Нижнетагильских и Луньевских горных заводов был национализирован, и промышленные предприятия вошли в состав Нижнетагильского металлургического треста. Права города Нижний Тагил получил 20 августа 1919 года постановлением Екатеринбургского военно-революционного комитета. В мае 1920 года бывший Верхотурский уезд был разделен на четыре, один из них – Нижнетагильский. Город стал уездным. В 1923 году Постановлением ВЦИК была образована Уральская область с шестнадцатью округами, в том числе Нижнетагильским округом, который просуществовал до июля 1930 года. 1920-е годы – годы восстановления разрушенного за период гражданской войны хозяйства. Ожил Высокогорский рудник, заработал металлургический завод. В 1926 году в городе работали пять клубов и восемь библиотек, появился первый радиоузел.

В 1930 году создан Нижнетагильский район, в состав которого, кроме города, вошли семь сельсоветов. 13 октября 1931 года Президиум Уралоблисполкома принял постановление
№ 101 о развитии Нижнего Тагила в связи со строительством коксохимического комбината, нового металлургического и вагоностроительного заводов. Первый грузовой вагон с конвейера Уралвагонзавода сошёл в октябре 1936 г. 25 июня 1940 года на Нижнетагильском металлургическом заводе выдан первый чугун, а в сентябре – первая сталь. Нижнетагильский металлургический комбинат – НТМК и Уральский вагоностроительный завод – УВЗ и поныне остаются градообразующими предприятиями. Расположенный рядом с железнодорожным вокзалом (ст. Нижний Тагил Свердловской ж. д.) и исторической частью города НТМК периодически «накрывает» город своими удушливыми «выхлопами».

В Великую Отечественную войну в городе, опираясь на его мощную индустриальную базу, были размещены эвакуированные Криворожский металлургический и коксохимический, Московский и Ленинградский машиностроительные заводы, трест Ленруда. За четыре года войны нижнетагильцы построили мощную третью домну, четыре мартена, две коксовые батареи, агломерационный комбинат. Был освоен выпуск феррохрома, ферромарганца, ферросилиция необходимых для производства специальных сталей. За 1941 – 1945 годы в городе сошли с конвейера 35 тысяч знаменитых «тридцатьчетверок».

С 1940 года до конца 1960-х шло бурное строительство предприятий металлургической, химической, горнодобывающей, пищевой промышленности, объектов культуры, спортивных сооружений. Численность населения возросла в 2,1 раза и составила 338,5 тыс. человек.

В настоящее время Нижний Тагил – классический образец индустриального центра. По численности населения и экономическому потенциалу он входит в число 30 крупнейших городов России, второй – в свердловской области. Город занимает территорию в 298 кв. км, что составляет 0,65 % территории региона. Расположен он в 140 километрах к северо-северо-западу от регионального центра – города Екатеринбурга. Через город проходит старейшая на Урале железнодорожная линия – бывшая Горнозаводская ж. д. Она в позапрошлом веке связала Екатеринбург и Пермь и долгое время оставалась «обособленной», т. е. не была связана с общей сетью ж. д. России.

Жилой сектор современного города можно условно разделить на четыре части:
1. «Историческая часть», расположенная в географическом центре города между ж.д. линией ОАО «РЖД» Свердловск – Пермь и руслом реки Тагил.
2. Гольяново-Горбуновский жилой массив – ГГМ, расположенный в юго-западной части города, рядом с карьером, бывшим когда-то горой Высокой, и нынешним началом Висимо-Уткинской узкоколейной ж. д.
3. Район УВЗ, в просторечии – «Вагонка» – расположенный в восточной части города, за огромной территорией НТМК.
4. «Тагилстрой» – район, расположенный в северной части вблизи крупного железнодорожного сортировочного узла ст. Смычка Свердловской ж/д.
Кроме того, в современную черту города входят посёлки Северный и Старатель.

Нижний Тагил простирается на 28,9 км с севера на юг. На 1 января 1997 года его постоянное население составило 404 тысячи человек 96 национальностей. Плотность
населения – 1363 человека на 1 кв. км. К 2002 году численность населения снизилась и составила только 390,6 тыс. человек. Более свежих данных нет.

Климат территории Нижнего Тагила – континентальный – с суровой зимой и коротким летом. Среднегодовая температура воздуха в Нижнем Тагиле -0,3оС; официальные рекорды температур составляют: абсолютный максимум +37оС, абсолютный минимум - 49оС.

В городе имеется два института, 13 средних специальных учебных заведений, 79 общеобразовательных школ, три театра, два музея, цирк, девять дворцов и домов культуры, более ста промышленных предприятий.

Я всегда останавливался только в гостинице «Тагил», расположенной напротив ж/д. вокзала. Причина проста: от работы, т. е. от железной дороги, недалеко. Здание построено по типовому проекту и похоже на своих «родственников» – «Свердловск» в Екатеринбурге, «Москву» в Туле и т. д. Гостиница популярна у постоянных приезжих, и поэтому периодически в ней не бывает свободных мест. Зато если вы поселились в одноместном номере, вам уготован чудный пейзаж с видом на вокзал и на НТМК за ним! (Я серьёзно! Промышленная архитектура тоже может вызвать интерес.)

По официальным данным на 1987 г., городские перевозки автотранспортом осуществлялись по 20 маршрутам общей протяженностью 199 км. Сейчас муниципальных автобусов в городе катастрофически мало. Сиротливо смотрятся они на привокзальной площади в гуще «ГАЗелей» – маршрутных такси. Последние принадлежат, судя по всему, двум крупным автоперевозчикам, красящим свои машины в белый и ярко-жёлтый цвета соответственно. Отследить все коммерческие маршруты приезжему человеку практически невозможно!

Помимо этого в городе существует сеть трамвайных линий, охватывающая практически все части города. Первый трамвай в Нижнем Тагиле пущен в 1932 г. Судя по схемам, вывешенным в вагонах, по состоянию на 2003 год в Нижнем Тагиле числилось 13 маршрутов, наглядно показанных на прилагаемой схеме. Общая протяженность трамвайных путей составляет 284,7 км, а их протяженность в однопутном исчислении – 109 км.

Маршруты обслуживаются двумя городскими трамвайными депо. Одно расположено рядом с трамвайной станцией «УВЗ», т.е. на «Вагонке». Трамвайные вагоны, приписанные к этому депо, имеют двузначные бортовые номера и обслуживают в основном восточную часть города. Другое депо расположено в Новой Кушве. Вагоны этого депо имеют бортовые номера на 3хх. Еще одно депо, служебное, расположено на проспекте Мира. При мне на его территории стоял вагон-лаборатория контактной сети № 07, переоборудованный из КТМ-5М3.

Вагонный парк состоит в основном из вагонов типа КТМ-5М3. Часть из них ходит «спарками». На бортах вагонов часто можно встретить т. н. «социальную рекламу». Причём совершенно невероятную, вроде «Сколько-то там лет такому-то району города или дому культуры!» Встречается на линиях некоторое количество вагонов типа КТМ-8К и КТМ-8КМ. По данным на март 2003 года, в город поступило 8 вагонов «Спектр» (мод. 71-402) из Екатеринбурга. Кроме того, по непроверенным данным, трамвайное хозяйство получило «на пробу» 1–2 «питерских» вагона типа ЛМ-93. Однако в регулярном пассажирском движении они так и не принимали участия. Трамвай этого типа с бортовым № 20, переоборудованный в учебный, довелось однажды увидеть на улице.

Стоимость проезда на июнь 2005 г. составляла 5 руб., но по городу ходили упорные слухи о скором повышении тарифа на 1 рубль. Интервалы движения вагонов на линиях довольно велики, особенно в «непиковые» часы. Кроме того, как я успел заметить, многие маршруты работают только в часы пик. Исключение составляет, пожалуй, маршрут № 15, проходящий мимо вокзала и центральной части города и связывающий их с удалённым ГГМом. Интенсивность на этом маршруте выше, чем на других. По моим наблюдениям, в течение
2004–2005 года вагоны маршрутов №№ 4 и 9 на круг у ВМЗ не заходили. Он использовался только в служебных целях. Ни разу не довелось встретить у вокзала вагоны проходящего мимо него 12-го маршрута.

Интерес для людей, увлекающихся историей техники, безусловно, представляет старый Демидовский завод, в советское время носивший имя Куйбышева. Ныне он превращен в уникальный для нашей страны музей-завод. Правда, официально посетить его можно только в составе экскурсии, о чём заблаговременно требуется известить руководство. Мне же посоветовали попасть на территорию неофициально, через площадку с железнодорожной техникой. Здесь представлены паровоз 9П и пара десятков уникальных вагонов промышленного типа. Сам завод – величественное и вместе с тем грустное зрелище. «Безработный» металл неудержимо ржавеет, трава пробивается отовсюду. Из-под стоящих возле осиротевших домен вагонов вытащили рельсы! За остановленным заводом требуется уход едва ли не больший, чем за работающим, но, увы, я его не заметил. По заросшим ж/д путям, над которыми висят никому уже не нужные изоляторы от существовавшей когда-то контактной сети, выхожу в город. Зачем?

Помимо трамвайного хозяйства заинтересовали меня и опоясавшие Нижний Тагил подъездные пути Высокогорского горнообогатительного комбината – ВГОКа. Они электрифицированы на постоянном токе напряжением 1500 В и обслуживаются германскими электровозами ЕЛ21 (EL21). В их числе машина под № 265 – последний электровоз этого типа, поставленный в СССР. Кроме них в парке ВГОКа числятся несколько ЕЛ2 (EL2), переделанных в электровозы-толкатели с дистанционным управлением, работающие на пунктах погрузки горячих железорудных окатышей, а также два IVКП-1. Оба используются зимой для перемещения по путям комбината платформ с «ветродуями» – устройствами для обдувки стрелочных переводов от снега. Один, за № 6530, германской постройки 1949 г., второй, за № 134, – НЭВЗовский.


Словом, сколько ни приезжал я в Нижний Тагил, мне всегда находилось что поисследовать в свободное от основной работы время. И тем не менее многое, как говорится, «осталось за кадром». Например, знатоки обратят внимание на то, что в этом материале не упоминается знаменитая тагильская узкоколейка – Висимо-Уткинская. Я не мог обойти её своим вниманием, но это тема отдельного рассказа.



22.08.2006.