80 лет московскому троллейбусу
Прислано admin на Ноября 25 2013 12:14:12

Москва. Ретро парад в честь 80-летия троллейбуса

Павел В. Кашин

Погода в субботу 16 ноября 2013 года была просто бесподобной! Судите сами: низкая облачность, создающая интимный полуденный полумрак, пронизывающий ветер. Только проливного дождя не хватало! Фотоаппарат для съёмки пришлось «выкрутить» на минимально допустимые настройки, т.е. чтобы и картинка была не слишком тёмной, и двигающиеся предметы не «мазались» в кадре, и цветовых шумов был бы минимум. Для чего всё это? Что заставило меня в такую малоприятную для прогулок на свежем воздухе погоду покинуть уютную квартиру?

Для начала стоит вспомнить, что 15 ноября 1933 года в 11 часов утра в Москве состоялось открытие движения по первой троллейбусной линии, которая связала Белорусский вокзал с селом Всехсвятским, что было расположено около нынешнего путепровода Волоколамского шоссе над путями Московской окружной ж.д. Тамошняя конечная так и называлась: Окружная ж.д.

С пуском троллейбуса не всё было гладко. Открывала движение по новой линии машина с бортовым номером «2» (не «1»!), а само мероприятие так и не удалось приурочить к очередной красной дате календаря, 7 ноября. (На передке первых троллейбусов успели поместить памятные надписи «Подарок XVI годовщине Октября».) В короткой заметке перечислять причины того, почему так получилось, я не вижу смысла. Тут поисковые системы всем в помощь!

Протяжённость первой линии составила 7,5 километра. При этом часть её от вокзала до стадиона «Динамо» была двухпутной, а далее – однопутной. Никаких аналогов трамвайных разъездов не было. Просто при необходимости разъехаться водитель одного из троллейбусов снимал с проводов свои штанги и пропускал встречную машину. Но почему первая троллейбусная линия появилась не в центре города, а была, мягко говоря, пригородной?

Первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович был всерьёз увлечён строительством метрополитена. Поэтому он отрицательно отнёсся к идее своего заместителя, Никиты Хрущёва, о появлении в Москве ещё и какого-то непонятного гибрида автобуса и трамвая. Тогда последнему пришлось пойти на некоторые хитрости. Во-первых, трассу экспериментального троллейбусного маршрута проложили на дальней окраине города, чтобы её строительство не мозолило глаза «шефу». А кроме того, первую модель советского троллейбуса назвали ЛК — «Лазарь Каганович». «Вот теперь и посмотрим, как это наш Лазарь запретит сам себя!» — якобы усмехался Хрущев.

День 80-летия данного события приходился на пятницу, поэтому парад техники руководство Мосгортранса (МГТ) решило провести в ближайший выходной, т.е. в субботу. Программой мероприятия предусматривалось, что колонна музейных и современных троллейбусов начнёт движение в 10 часов утра от 1-го троллейбусного парка и проследует по маршруту: Ленинградский проспект – 1-я Тверская-Ямская улица, Тверская улица, улица Охотный Ряд. По прибытии на Театральную площадь была запланирована часовая выставка троллейбусов – участников парада. В 12:00 колонна отправляется далее по маршруту. Огибает центр города и Кремль, выходит на Воздвиженку и далее через Новый Арбат, Кутузовский проспект, улицы Генерала Ермолова и Дениса Давыдова прибывает в Филёвский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП). Оттуда машины должны были развести по местам их постоянной дислокации. В параде приняли участие троллейбусы:

1. АКСМ-101ПС № 7843 (линейный, 7 парк);
2. МТБ-82Д № 1777 (музейный);
3. СВАРЗ ТБ-ЭС № 421 (музейный);
4. СВАРЗ МТБ-ЭС № 701 (музейный);
5. ЗиУ-5 № 2323 (музейный);
6. ЗиУ-5Г № 2672 (музейный);
7. ЗиУ-682В № 1152 (музейный);
8. ЗиУ-682Г № 2536 (музейный с ноября 2008 года, самый молодой из «пенсионеров», так сказать);
9. ТролЗа-5275.00 № 2720 (линейный, 2-й парк).

Замыкала парад по традиции спецтехника МГТ, которую один мой знакомый когда-то окрестил «реанимацией». Ну да, её функции – оперативно взять на прицеп машину, внезапно вышедшую из строя во время мероприятий.

Проанализировав маршрут следования колонны, я решил отснять её в двух точках. (Больше всё равно бы не успел!) Во-первых, на углу Манежной площади, когда колонна будет сворачивать с Тверской на Охотный Ряд. Во-вторых, уже после стоянки, где-нибудь в районе Большого Каменного моста и Боровицкой площади. Конечный выбор второй точки съёмки – по месту!

Разумеется, такой «вумный» я был не один! Общение со встреченным на первой точке старым коллегой по увлечению здорово скрасило томительные минуты ожидания колонны. Мои переживания по поводу постоянно прибывающих машин с телевизионщиками (не дадут нормально отснять, блин!) оказались напрасными: они приехали на открытие какого-то там Сочи-Олимпийского надувного павильона. Последний как раз располагался за нашими спинами. Но вот появляются ОНИ! Колонна троллейбусов чинно спускается по Тверской, сворачивает в сторону Театральной площади. Нервно щёлкают затворы камер. О том, получилось что-то лично у меня или нет – судите по результату!

Выставка. Троллейбусы поставили «морда к заднице» довольно плотно, чтобы вписаться в маленький пятачок под памятником Карлу Марксу напротив Большого театра. В считаные минуты импровизированная выставочная площадка наполнилась народом. Кто-то давал интервью, кто-то изучал технику, возможно, невиданную доселе. Люди занимали очередь на вход в очередной музейный экспонат и фотографировали, фотографировали, фотографировали. При такой расстановке машин сделать т.н. технический снимок было совершенно нереально. Поэтому каждый изгалялся как мог, напрягая фантазию в производстве милых фото типа «ребёночек с воздушным шариком в окошке», «мы на фоне…» или «молоденькие красотки позируют в интерьере ретро троллейбуса». Я двинулся изучать вторую точку съёмки.

Побродив по началу Большого Каменного моста и полюбовавшись туманной перспективой Кремлёвской набережной, я решил снимать с Боровицкой площади. Подсказал мне это решение линейный троллейбус, следовавший в том же направлении, что и праздничная колонна. В самый «фотогеничный» момент его от меня заслонили несколько легковушек, «4-колёсных консервных банок», как я их называю. А где гарантия, что их не будет в момент прохождения колонны?
Нет! С северного тротуара Боровицкой площади м.б. и не такой хрестоматийный вид, зато:
– при желании в кадр попадают башни Кремля;
– можно снять троллейбус на фоне храма Христа Спасителя на далёком заднем плане;
– колонну можно «провести» в сторону Моховой улицы с домом Пашкова на заднем (опять же) плане;
И САМОЕ ГЛАВНОЕ: перекрыть колонну в момент съёмок может только какой-нибудь «членовоз», выезжающий из ворот Кремля. К слову сказать, таковой казус чуть не произошёл. Хорошо, что колонна разумно пропустила «слугу» на чёрной иномарке вперёд.

Отправление с Театральной площади задержалось на 15 минут. Более того, в троллейбусы не пустили почти никого из любителей! В салонах ехали только работники МГТ и представители прессы. Ну… и ещё кое-кто из тех, что везде пролезут без мыла! Почему? Как писали потом в сети, в СПб (к примеру), музейный подвижной состав числится на балансе как обычный линейный. Поэтому и перевозка людей в нём допускается на общих основаниях. В Нерезиновой же музейная техника вовсе не техника, а, типа, экспонаты, и перевозить пассажиров в них категорически нельзя! (А прессу и работников МГТ, значит, можно?) Тогда странно, что помешало пустить всех жаждущих в первый или последний троллейбус, которые являются линейными? Непонятно!

Ну а я, завидев колонну, спешно растёр озябшие руки и принялся щёлкать затвором своей фотокамеры. Когда «дедушки» неспешно взбирались уже на Моховую, внезапно «заглох» самый молодой участник парада, ТролЗа. Уже один из «реаниматоров» перестроился и готов был взять «занемогшего» на буксир. (Неужели пригодились?) Но тут, видимо, испугавшись такого несусветного позора, машина дёрнулась и ожила. От помощи тягача отказались.

В общем, по моему мнению, мероприятие удалось, пускай и немного «со скрипом». А вот размещённые впоследствии в сети многочисленные снимки выявили, что ещё одна неплохая точка съёмки была, оказывается, на перекрёстке Моховой и Воздвиженки. Запомним на будущее!


19.11.2013