Узкоколейка уходит в туман..
Прислано admin на Декабря 07 2011 17:06:42

Сергей Костыгов

Узкоколейка уходит в туман…


Зима в 2011 году наступать никак не хотела. После первых, казалось бы, уверенных морозов и снегопадов вновь наступила хмурая дождливая осень. И запланированная как закрытие сезона экспедиция на Горбачёвскую УЖД Бабаевского ЛПХ последней в 2011 году не стала. 3 декабря наш коллектив в составе Сергея Костыгова, Ильи Некрасова и Николая Белоконя решил навестить старую знакомую - Нелидовскую УЖД. Вышедший накануне репортаж РЖД ТВ «В посёлке Межа стараются сохранить узкоколейку» свидетельствовал о том, что дорога цела, но давно не используется для вывозки леса. При строительстве ЛЭП где-то посередине был демонтирован стометровый участок пути, вместо которого местные жители сделали из брёвен деревянную дорогу. Проехать там можно лишь на «пионерке» - а это то, что нам нужно. «Пионерка» - то у меня есть!

Москва провожала нас снегопадом. Неужели в Нелидово нас ждёт зима? Нет, увы! За Истрой падающий снег стал мокрым, а в Тверской области превратился в противный холодный дождь. Хорошо одно: когда окончательно рассвело, и на горизонте показалось Нелидово, дождь прекратился.

История Нелидовской узкоколейки подробно описана в рассказе «Узкоколейка лесов Оковских». Её исследование проводилось мной в 1997 и 2007 годах. Что же изменилось здесь за последние 4 года? Станция Межа встретила нас ржавыми рельсами, да развалинами брошенной диспетчерской. На одном из зарастающих травой станционных путей стоял длинный ржавый порожняк. Как оказалось, в 2009 году вывозка леса по узкоколейке была прекращена по причине вырубки последних выделенных площадей. Вдоль магистрали остался лишь молодой, неспелый лес. Руководство Нелидовского ДОКа – владельца дороги, приняло решение разобрать все усы, спрятать оставшиеся три тепловоза в депо под охрану, а магистраль УЖД законсервировать до 2015 года. По уверению работников лесхоза, к этому времени станет пригодным к вырубке лес, посаженный на старых делянках у Тросно в 50-х годах. Тогда узкоколейка снова понадобится, ведь без неё в труднопроходимый болотистый лес не попасть!

И вот впереди знакомый перегон Межа – Тросно. Путь здесь хорошо сохранился. Дорога ровная, прямая, без перекосов и выбросов. Рельсы со шпалами с каждым годом всё глубже уходят в мох, что придаёт пути надёжность. Вросшие в дёрн рельсы «пионерку» и без шпал отлично держат. На 6-м км, под новенькой ЛЭП, начинается «деревянная дорога». Владельцы дрезин нарубили длинные лаги, уложили их в путь, закрепив колею вертикальными кольями.

Последние тучи ушли к горизонту, над нами чистое голубое небо, с которого светит яркое солнце. Вот это подарок природы! За крутыми кривыми поляна посёлка Тросно. Большинство домов сгнило и разрушилось. Возле линии обитаемый дом один – с синенькой вывеской «отделение связи». Похоже, раньше здесь располагалась почта. От станции Тросно остался двухпутный разъезд. По сторонам – море бурьяна, да остовы развалившихся строений. На 9-м км высокий, слегка покосившийся мост через речку Тросну. Над водой склонился массивный дуб. С него, блестя в лучах яркого низкого солнца, падают в воду капли тающего на ветвях льда.

Длинный ус 10-го км, по которому мы ездили в 2007 году, оказался разобран. Разобраны были и остальные усы – 15-го, 18-го км. Зато вся магистраль до разъезда 18-го км была сохранена. Последние километры сильно заросли, после прошлогодних снегопадов над узкоколейкой склонились десятки берёз. Летом они так и не распрямились, образовав своеобразный тоннель. А вот более ломкие ольхи и осины попадали поперёк пути. Судя по многочисленным следам пропилов, местным «дрезинщикам» пришлось тут с завалами повозиться.

18-й км. Сразу за входной стрелкой разъезда огромный завал. Пилить его никому не нужно, потому что за выходной стрелкой рельсы заканчиваются. Сюда местные ездят на охоту, ходят по разобранной узкоколейке на болота за клюквой.

Движемся в обратный путь к Тросно. Сзади горящий, словно раскалённый металл, путь, идёт прямо на красный диск заходящего солнца. Живописное зрелище! Но вот солнце заходит за лес, смеркается. Лагерь у речки, на окраине поляны посёлка Тросно, ставим уже в сумерках. Запылал, наконец, долго не разгоравшийся костёр, на небе появились россыпи звёзд. Впереди долгая декабрьская ночь.

Около десяти утра наступил тусклый рассвет. С хмурого неба моросит мелкий дождь. И куда только девались вчерашнее солнце, голубое небо? Узкоколейка уходит в туман. В начале одиннадцатого со стороны Межи раздаётся стук колёс, мимо нас медленно проходит гружёная народом «пионерка». Снова шум со стороны Межи. Вторая дрезина останавливается в Тросно, на объездной.

Погода не радует, но до отъезда домой хочется прояснить один старый вопрос. С Ильёй отправляемся на 13-й км, чтобы исследовать место пересечения Нелидовской УЖД с трассой довоенной узкоколейки Богдановского фанерного завода. Морось в воздухе, стук колёс гулко раздаётся в мокром осеннем лесу. Уходящая вперёд узкоколейка скрывается в тумане. Вот и 13-й км. Вправо уходит насыпь Курово-Белохвостовской ветви, проложенной в 50-х годах по трассе Богдановской узкоколейки. Эта насыпь отчётливо читается в лесу, а вот место пересечения найти не удаётся. Более того, совершенно не видно трассы старой узкоколейки в сторону Земцов. То ли её прокладывали как времянку, не создавая земляного полотна, то ли строители Нелидовской УЖД перепрофилировали в этом районе всю местность, возможно даже срыли часть старой насыпи, использовав её для создания новой. Одним словом, следов пересечения и насыпи узкоколейки на Земцы обнаружить нам не удалось.

Межа. Прибываем на главный путь станции. Жители окрестных домов с интересом рассматривают незнакомую «пионерку». Погрузка в «буханку» Николая. В туманной станционной дали раздаётся шум мотоциклетного двигателя. С бокового пути на перегон выходит местная «пионерка». С учащающимся стуком колёс удаляется в лесную даль, в сторону бывшего посёлка Тросно. Так и живёт Нелидовская узкоколейка. Ездят местные по ней на «пионерках», сами чинят путь, пилят завалы. Смотря на это, хочется верить, что придёт обещанный 2015 год, снова пойдут по маленьким рельсам поезда с лесом и «узкоколейка лесов Оковских» получит второе рождение.

Как вы думаете, так будет?