У самого Белого моря. Дорога на Белое озеро
Прислано admin на Июня 02 2010 13:53:00
Первая часть -ЗДЕСЬ

С. Костыгов

ЧАСТЬ 2. ДОРОГА НА БЕЛОЕ ОЗЕРО


Утренний пассажирский прибыл согласно графику. На этот раз состоял он из трёх классных вагонов, один из которых оказался магазином. В течение дня в Водогоне его загрузят продуктами, которые с обратным вечерним рейсом поедут в Белое Озеро. Тепловоз сегодня был другой: ТУ8-332, да и машинист тоже, поэтому пришлось представляться заново. Пока многочисленные прибывшие в город пассажиры выгружались из поезда, нашёлся и начальник СМУП «Белое Озеро» (владельца узкоколейки). Он без проблем разрешил нам проезд по УЖД, велел только согласовать сегодняшнее движение с машинистом тепловоза. А тот оставил состав пассажирского в разъезде, прицепил стоявшие в Водогоне две порожние платформы и отправился на 24-й км на путевые работы.

Утро было ясное. Тёплые солнечные лучи только начинавшегося в этих краях лета радостно светили с голубого неба. Над берёзками плыли редкие кучерявые облачка. Зеленели едва «вылупившаяся» на деревьях листва, редкая молодая трава. Погода радовала глаз, и куда только девалась за ночь вчерашняя непогода?
Но воздух был холодный. Сырость и мрак караулили за каждым кустом, в каждом уголке, куда не проникали яркие солнечные лучи. Сгрузив дрезину, мы приготовили котелки, топор, палатку, а также тёплые вещи в дорогу. Главное – не расслабляться, погода в этих краях коварна. Оставив ребят на солнечной лужайке привязывать вещи на «пионерке», я поехал на окраину города, чтобы оставить «уазик» на платной стоянке, приглянувшейся по пути сюда. Все местные, по словам машиниста, оставляют машины в Водогоне прямо у путей. Но это местные! Лучше не рисковать, подумал я и, заплатив за стоянку, пошёл ловить такси, чтобы поскорее вернуться в Водогон. Автобус ждать не хотелось, не терпелось ощутить под собой звенящие рельсы УЖД, услышать стук колёс и стрекот минского мотоциклетного движка, почувствовать ветер странствий

– В лес – это хорошо, – мечтательно произнёс водитель такси. – Везёт! Сейчас бы тоже бросить всё – и на «пионерке» в Палозеро! У меня там дом, от бабки остался. Три недели уже не был: то дела, то с женой выходные не совпадают!

Запуск дрезины – торжественный момент. Гружённый походным скарбом агрегат поставлен на рельсы, согласно указанным в паспорте пропорцям приготовлена и залита в бак смесь бензина с маслом. Несколько движений заводной рукоятки, и двигатель издаёт «чих», плавно переходящий в громкий рокот. Из «глушака» вырывается напористый дымный выхлоп.

И вот колёса стучат на стыках, дрезинку болтает на выбросах, мы радостно мчимся по солнечной весенней узкоколейке в окружении низкого коридора корявых северных берёз. Нажимаю кнопку сигнала, лесную даль наполняет задорный высокий звук. Едущие по тропинке вдоль УЖД велосипедисты съезжают с насыпи, уступают дорогу.

– А быстрее можешь? – вдохновлённо спрашивает Антон. Он на моей «пионерке» в первый раз едет, раньше как-то не складывалось.
– Молчи, ты с неё ещё не падал! – резонно замечает Александр.
Я гнать тоже не намерен. Действительно, за всё время эксплуатации этого необычного транспортного средства «полётов» хватало. Благо, почти все из них заканчивались удачно, без травм.

За знакомым переездом 7-го км начались сплошные кривые. Они переходили одна в другую, узкоколейка плавно извивалась между берегом Кудьмозера и раскинувшимися по его берегам деревнями Таборы, Волость и Лахта. Узкоколейка шла «огородами»: петляла между баньками, деревянными заборами, хозяйственными постройками. За береговым кустарником поблёскивала синяя водная гладь. В нескольких местах УЖД выходила прямо к берегу. Пересекающие пути тропинки вели к окружённым тростником песчаным пляжикам, сушащимся на берегу лодкам. Это слева. А справа стояли северные деревянные домишки, огороды, прямо у путей играли ребятишки, кудахтали куры, паслись козы.

На счастье, встречных «пионерок» на этом извилистом участке пути не попалось. За озером «населёнка» закончилась, узкоколейка вошла в стройный сосновый лес. Площадка разобранного разъезда 13-го км, ещё один переезд, на котором мы вчера снимали пассажирский поезд, дачный посёлок Пихкалы. Здесь когда-то тоже был разъезд, но значительно раньше, ещё до появления «13-го».

За Пихкалами нас встречал озёрный край. Узкоколейка пересекла несколько полноводных притоков и вышла на берега Пихкальских озёр. Путь петлял между причудливыми изгибами рельефа местности, выходя на берег, огибая лесистые холмы, пересекая болотистую низину. С удалением от Белого Моря небо нахмурилось. Поверху бежали кучные облака, заслоняя солнце, на тёмно-синей поверхности озёр появились волны, набегающие на берег, плещущие тёмную холодную воду у самой насыпи узкоколейки.

На 21-м км устроили привал. Время полдень, перед посещением Белого Озера решили пообедать. «Пионерку» оставили на рельсах, благо в этом месте была достаточно длинная прямая и при появлении какого-либо транспортного средства у нас было время на то, чтобы снять дрезину и освободить путь. У насыпи развели костерок. Он никак не хотел разгораться, ведь весь лес, включая ветки и хворост, был пропитан многодневным дождём и только начинал подсыхать. Маленький огонёк заставлял парить аккуратно уложенный сверху него хворост, облака белого дыма, кружа над землёю, прижимались к кустам, растворялись в сыром замшелом лесу.

На 23-м км справа от пути на куске рельсов стоял самодельный крытый вагон-бытовка с деревянным кузовом. Внутри лавки-лежанки, путевой инструмент. Метрах в пятистах от него, у моста через маленькую речушку, работали путейцы. Бригада, в основном состоящая из женщин, с помощью стандартного леспромхозовского путеподъёмника производила капитальный ремонт пути. В колее белели свежие уложенные в путь шпалы, виднелись и следы балластировки. Тепловоза на месте производства работ не было, видимо, уехал в посёлок.

В тупике за бывшим разъездом 24-го км мы обнаружили старый самодельный путеукладчик, сконструированный из стандартных 8-тонных платформ. По оси платформ были уложены рельсы-направляющие для звеньев рельсошпальной решётки, в конце состава на платформе стоял остов трелёвщика, выполнявший функцию лебёдки.

На 26-м км начались балластные карьеры. Сначала старый, выработанный, потом действующий. На этом участке узкоколейка в немыслимых кривых огибала высокие песчаные холмы. Их и разрабатывали. Под деревянной эстакадой, с которой трелёвщик «лопатой» сбрасывает натащенный впереди себя песок, стояла пара платформ. «Пошёрстная» стрелка карьерного пути, очередная левая кривая, резко переходящая в правую. По этим местам приходилось ехать в сильном напряжении. Узкоколейка маневрировала между холмами и ровным моховым болотом, видимость не превышала 100 метров, а навстречу нам в любую минуту мог показаться следующий из посёлка за путейцами тепловоз. Но вот начался достаточно ровный сосновый лес, несколько длинных (по меркам Кудемской УЖД) прямых, и мы попадаем в посёлок Белое Озеро, центральный пункт исследуемой узкоколейки.

Слева – бывшее вагонное депо, у которого в тупиках стоят вагоны-«решётки», за ним путь к штабелям леса. На том пути виднелся сегодняшний оранжевый тепловоз. По всей видимости, машинист подъехал поближе к дому, бригада обедала. Справа от грязного месива переезда – здание локомотивного депо. Возле него – второй тепловоз, 284-й, тот, что ездил с пассажирским вчера. А дальше – сама станция, трехпутная, уютно расположившаяся на берегу тихого лесного озера. Крайний путь ведёт к бревенчатому пакгаузу, в конце станции – дощатая пассажирская платформа и одноэтажное здание диспетчерской на бугорке. На диспетчерской вывеска «Станция Белое Озеро». Окна смотрят прямо на водную гладь, простирающуюся за станционными путями.

Озеро не очень большое, но извилистое. По берегам на сосновых возвышенностях виднеются домишки посёлка. Основная же его часть расположена слева от станции, за пологим песчаным холмом. В центральной части посёлка несколько двухэтажных деревянных домов, рядом припаркован местный автотранспорт – заляпанные грязью «КрАЗ» - лесовоз и «ЗиЛ-157» - вахта. Возле этих впечатляющих своим внедорожным видом машин на сухом островке возле огромной лужи сидели, повернув в наши стороны мохнатые морды, две местные собаки – рыжая и чёрно-белая; лениво повиливали пушистыми архангельскими хвостами.

Внимание посетителей посёлка не могла ни привлечь достаточно высокая красная вышка с антенной, расположившаяся на бугре за станцией, возле старой деревянной водонапорной башни. «Похоже на вышку сотовой связи», – усмехнулся Санёк. Забегая вперёд, скажу, что он оказался прав. Совсем недавно в Белом Озере обосновался один из сотовых операторов, чья связь сильно распространена на просторах северного региона, но чтобы вышку поставили в глухом лесном посёлке?!. А местные жители, особенно дети, уже несколько месяцев пребывали в эйфории, с восторгом покручивая у носа своих соотечественников простыми, но блестящими новыми мобильниками. Пообщаться по «мобиле» с белоозёрским соседом – это действительно круто. Можно ещё в Северодвинск позвонить. А самое главное, телефон берёт и в окрестностях посёлка, если, например, за грибами или на охоту идёшь!

Все четыре стойла локомотивного депо были пусты. Лет пятнадцать назад в парке УЖД числилось 24 единицы, сейчас же, кроме встреченных нами двух ТУ8, локомотивов на дороге не было. Работавшие в депо мужики сразу же вызвали на встречу с нами начальника Кудемской УЖД. Пришёл он вместе с сыном – пареньком лет 10–11.. Историю своей узкоколейки они рассказывали нам наперебой. Видно было, что парень гордится отцовской профессией, знает на узкоколейке каждую кривую, каждый километр пути. Он рад бы идти по стопам отца, дай то Бог, чтобы узкоколейка до того времени сохранилась!

На окошке диспетчерской висело расписание движения поездов, внутри, как ни странно, велся график исполненного движения. Движение-то… один тепловоз, в редком случае два, а график они ведут! – отметили мы. Среди старых плакатов на тему движения поездов нашли мы журналы движения за конец 80-х – начало 90-х годов, старое расписание пассажирского поезда, ещё до Палозера, а самое главное – проект строительства второй очереди УЖД, датированный 1952-м годом. Вот с этих пожелтевших страниц и хочется мне начать повествование о Кудемской узкоколейной железной дороге, 33 км которой мы уже успели проехать, а о том, сколько этих километров ещё лежит впереди, и не задумывались.

ПРОДОЛЖЕНИЕ следует!