ИШИМ
Прислано admin на Апреля 20 2006 03:18:23
Павел В. Кашин

В августе 2004 г. мне предстояло поехать в командировку в г. Ишим Тюменской области. Об этой точке на карте России я имел довольно смутное представление, честнее будет сказать – почти никакого, кроме того, что однажды проезжал ж. д. станцию с таким названием по дороге на Алтай. По совету друзей «залез в сеть» и нашёл кое-какие сведения об этом городе. Их тоже было не очень много, но поехал я уже не вслепую, а имея некоторое представление о цели своей командировки.

Моё непосредственное знакомство с городом началось тёплыми летними вечерами (была середина августа) и заключалось в пеших прогулках по улицам. Сначала это носило спонтанный характер, что называется, «иду, куда ветер дунет», потом стало приобретать некую систематичность. Удивила необычайная чистота на улицах и наличие постовых милиционеров на каждом перекрёстке. Потом, правда, местные жители пояснили, что сиё является только остаточным явлением подготовки и празднования Дня города, который отмечался накануне моего приезда – 7 – 8 августа 2004 г. К осени (мой второй приезд в Ишим) постовые почти исчезли и пыль с грязью заняли своё обычное место. (Но надо отдать должное городским коммунальным службам: некое подобие чистоты и порядка в городе тем не менее поддерживается.) Понятно, что не узнать хотя бы минимальных исторических сведений о городе, в котором я провёл относительно длительное время, я не мог. Итак…

Город Ишим расположен на юго-востоке Тюменской области, аккурат между двух областных центров: Тюмени и Омска на берегу одноимённой реки. Старожилы вспоминают времена, когда она была судоходной. И на картах до сих пор рисуют довольно существенную водную артерию. Однако действительность намного грустнее. Из-за построенных выше по течению нескольких плотин теперь эта сибирская река здорово обмелела и заросла. О её былом величии напоминают разве что следы прежних берегов да многопролётный железнодорожный мост.
Свой статус города и новое название «Ишим» этот населённый пункт получил в 1782 г. по велению Екатерины Великой. До этого на картах Российской империи он числился как Коркина слобода, основанная в 1687 г. тобольским дворянином Петром Онофриевым. В 1793 г. в городе окончательно построен и освящён Богоявленский собор. Его строительство началось через 2 года после присвоения Коркиной слободе статуса города. У стен храма начинались известные сибирскому народу ярмарки. Зимняя Никольская ярмарка во второй половине ХIХ века считалась «первой», т. е. главной в Западной Сибири.

В 1913 г. через город пролегла железная дорога Тюмень – Омск, ставшая вторым, северным, ходом Транссибирской магистрали. В настоящее время по станции Ишим (2428 км от Москвы) осуществляется смена локомотивных бригад как в грузовом, так и в пассажирском сообщении – поэтому все пассажирские поезда, следующие по участку Тюмень – Омск и обратно имеют здесь
10 – 15 минутную остановку. Пригородное сообщение представлено двумя парами поездов на запад сообщением Ишим – Вагай (145 км) и тремя парами поездов на восток Ишим – Называевская (135 км). Обслуживаются они четырьмя четырёхвагонными (!) составами типа ЭР1, №№ 38 (3801, 3802, 3810, 3809), 41 (4101, 4106, 4110, 4109), 52 (5201, 5204, 5208, 5209; поступила в шестивагонном исполнении, вагон 5207 отставлен от работы, а вагон 5206 используется в качестве подменного) и 174 (17401, 17402, 17406, 17409). Кроме того, ежедневно, исключая среду, в обращении находится электропоезд-экспресс сообщением Ишим – Тюмень, обслуживаемый составом ЭТ2М-054. Поскольку в настоящее время локомотивное депо Ишим (бывш. ТЧ-8) является одним из подменных пунктов депо Тюмень, все электропоезда формально приписаны Тюмени (ТЧ-7), хотя техобслуживание и малый ремонт проходят «дома». Уже позднее, в 2005 году, был введён в обращение ещё один электропоезд – экспресс повышенной комфортности сообщением Тюмень – Омск. Приписан он к Западно-Сибирской ж. д.

Современный Ишим имеет население около 65 тыс. человек. Он расположен вдоль ж. д. линии Тюмень – Омск с обеих её сторон. С юга город ограничен рекой. Центральная, она же историческая часть города, ныне именуемая «Коркинская слобода», расположена также с южной стороны от железной дороги в излучине р. Ишим. Практически от самого ж. д. вокзала берёт своё начало улица Карла Маркса, пожалуй, наиболее протяжённая в городе. Застроена она в основном кирпичными и блочными многоквартирными домами, в то время как подавляющее большинство жилых построек в городе – частные деревянные, значительно реже – кирпичные дома.

Несмотря на небольшие размеры, в городе имеется четыре церкви. Но не это удивительно. Все они принадлежат аж трём (!) различным конфессиям. Старейшая церковь в городе – Богоявленская – принадлежит Русской зарубежной церкви (РЗЦ), две – Святителя Николая и деревянная Покровская – приходы традиционной Русской православной церкви (РПЦ). Наконец, недалеко от ж. д. вокзала расположена Римско-Католическая Церковь Божьего Милосердия.

Для меня стало традицией начинать знакомство с населённым пунктом с поиска его главной водной артерии, при условии, конечно, ежели таковая имеется. В первый же вечер пребывания в Ишиме, примерно сориентировавшись на местности (карты не было), выхожу на Карла Маркса и, пройдя по ней пару кварталов в сторону центра, сворачиваю налево, туда, где за небольшой чередой жилых домов виднеется бескрайняя небесная синь. Я не ошибся. Миную пару кварталов кирпичных зданий, квартал частного сектора и... Вот она, река Ишим: обмелевшая, но окончательно не побеждённая (к счастью) людьми, несёт свои воды куда-то на север, расположившись в старом русле, как на дне большого природного корыта. Ну что ж, отличное место для «реперной точки»! Именно сюда я потом возвращался не один раз, а однажды перед погрузкой в поезд стоял здесь довольно долго, зная, что если и вернусь в этот город, то очень и очень нескоро!

Городской пассажирский транспорт Ишима не мог не вызвать моего интереса. Он представлен муниципальными автобусными маршрутами (обслуживает ПАТП г. Ишим) и дублирующими их частными маршрутными такси. На муниципальных автобусных маршрутах используются различные типы подвижного состава: ЛиАЗ-5256, МАЗ-104, МАРЗы, HUNDAI, изрядно состарившиеся, но непобедимые ЛиАЗ-677 и др. Маршрутные такси – всевозможные вариации на тему «ГАЗелей», значительно реже используются автобусы ПАЗ-672. Отличительная черта маршруток в Ишиме – обязательное наличие в каждой кондуктора (!!!). Вы представляете себе кондуктора в «ГАЗели»? Лично мне такого не приходилось видеть ни в одном городе, где довелось в последнее время побывать.

Обращает на себя внимание наличие существенных «дыр» в нумерации городских автобусных маршрутов. Приезжий человек наверняка будет пользоваться только «единичкой», «одиннадцатым» и «четвёркой». Все они идут по Карла Маркса от вокзала (№№ 1 и 11) или мимо него (№ 4). Маршрут № 1 проходит по всей ул. К. Маркса и, минуя современный центр города, уходит на его западную оконечность. Обслуживается исключительно муниципальными автобусами. Дублирующие его маршрутки ходят по укороченному маршруту № 1к. Маршрут № 11 связывает центральную часть города с расположенным за железной дорогой посёлком Стрехнино. Он несколько отстоит от основной части города, но административно подчинён Ишиму, своеобразный «ишимский анклав». Почти так же как г. Зеленоград для Москвы. (Да у многих больших и не очень городов есть свой «Зеленоград»!)

Большинство пригородных и междугородних маршрутов, в т. ч. и в областной центр, берут своё начало от городского автовокзала, расположенного недалеко (1 квартал) от вокзала железнодорожного. Это, впрочем, характерная черта многих небольших и средних городов.
Тут, к слову, стоит заметить, что с автовокзала г. Ишим регулярно отходят автобусы в Казахстан до Петропавловска. По автодороге это порядка 140 – 150 км. Местные (казахские) аборигены считают, наверное не без оснований, что в нынешних условиях таможен и границ гораздо быстрее и удобнее использовать комбинированный авто-железнодорожный маршрут поездки в этот северный областной центр сопредельного государства. Т. е. доезжать из европейской части России на поезде до Ишима и далее пересаживаться на автобус. Так что благодаря транзитным пассажирам автобусный и железнодорожный вокзалы города не пустуют никогда!

Об организации движения маршрутов по улицам Ишима можно узнать из составленной мною и прилагаемой к данному материалу карте города. Сразу оговорюсь, что линии маршрутов автобусов (маршрутных такси) в тех частях Ишима, куда не ступала моя нога, показаны приблизительно.

Пристанищем приезжих служит единственная в городе гостиница, расположенная также на ул. Карла Маркса, в нескольких остановках от вокзала. Об условиях проживания в ней я могу только догадываться, т. к. мне всегда предоставлялось (редчайший случай в моей практике!) служебное жильё.

16.02.2006 г.