Прощание с Рязановкой
Прислано admin на Июня 03 2009 11:33:26
Сергей Костыгов

ПРОЩАНИЕ С РЯЗАНОВКОЙ



Все жители Москвы и Подмосковья, а также ряда других регионов, интересующиеся узкоколейными железными дорогами, знают Рязановку. Многие там были. До последнего времени Радовицкая УЖД была крупнейшей торфовозной узкоколейкой Подмосковья. Но вот пришёл губительный 2008 год. Год, когда сменившая владельца Шатурская ГРЭС была переведена на газ и Радовицкое торфотранспортное предприятие (РТТП), равно как и остальные составляющие «Шатурторфа», остановилось. Перспектив найти нового потребителя не было, и объединение вынуждено было начать процесс ликвидации. Зимой пути узкоколейки лежали под толстым слоем снега. В истории дороги это была первая зима, когда вообще не было вывозки, не чистили путь. За зимой пришла весна 2009 года, с наступлением которой РТТП было закрыто, а Радовицкая узкоколейка пошла «под автоген». В конце мая, когда движения по УЖД практически не было, а на болотах началась разборка путей, мы решили проехать по зарастающим травой перегонам на моей «пионерке», чтобы попрощаться с дорогой, взглянуть напоследок и запечатлеть то, что спустя месяц-другой канет в прошлое, будет безвозвратно уничтожено.

Разрешение в «Шатурторфе» было получено, и 23 мая я, Иржи Индра, Максим Колганов и Дмитрий Неумоин с невесёлым чувством отправились в путь. Встретила Рязановка нас дождём. То сильный, то слабый, со временем перешёл он в монотонный и непрекращающийся. Хмурое небо окончательно затянуло, болота накрыла серая пелена. Поняв, что это на весь день, мы натянули плащи и покинули своё временное пристанище – старенький снегоочиститель, брошенный на 6-м пути станции Торфяная. Заурчал движок «пионерки». Смахнув воду с сиденья, мы устроились на нём и с прощальным сигналом отправились с притихшей станции на перегон.

Перегон Торфяная – пост Комсомольский был когда-то трёхпутным. Помимо I и II главных путей, был здесь ещё III Весовой путь. На нём размещались весовая и пробоотборник, останки этих строений до сих пор сохранились на насыпи узкоколейки у берега Рязановского озера. На Весовой путь принимались все торфовозные поезда, следующие в Рязановку. Отбор пробы торфа – процесс длительный. Состав теряет на этом 15–20 минут. Вот и построили специальный путь для того, чтобы гружёный состав при проходе через «пробу» не держал за собой следом идущие поезда. Узкоколейка узкоколейкой, а в 70 – 80-х годах движение здесь было более чем активное. На перегруз в Рязановку ежедневно поступало от двадцати до тридцати 26-вагонных составов с торфом. А помимо них, были рабочие, путейские, хозяйственные поезда…

Вот и Комсомольский пост. Справа из зарослей акации выглядывают стены разрушенного здания из красного кирпича. А несколько лет назад здесь стоял аккуратный ухоженный домик, до 2003 года в нём велось круглосуточное дежурство. Комсомольский был крупной узловой точкой узкоколейной дороги. Трёхпутка здесь превращалась в две двухпутки. Одна вела на юг к посту Лесной (компенсатору Рязановского торфопредприятия), вторая – на восток к посту Северный, во владения торфопредприятий «Радовицкий Мох» и «Мещёрское». В 1990 году из-за сокращения объёмов вывозки вторые пути этих участков перестали эксплуатироваться. В 1993–94 годах я застал их ржавыми, к 2000 году они были полностью разобраны. Сейчас от крупного поста, оборудованного централизацией стрелок и сигналов, осталась одинокая стрелка с ручным переводным механизмом.

С Комсомольского поехали прямо, на Лесной. Узкоколейка здесь успела сильно зарасти пышной молодой травой. Рельсы порой просматривались всего метров на 10–15 вперёд. По таким местам приходилось ехать «вслепую», уповая на то, что не успели ещё растащить путь с момента прохода последнего тепловоза.

Промелькнули в туманной дали серые домишки деревни Радовицы, шпиль старинного Николо-Радовицкого монастыря. Бетонные плиты остановки рабочего поезда, деревянный мост через заросший канал. Справа тянется едва заметная насыпь. Это старая перегрузочная эстакада, о которой мало кто знает. Когда-то, в далёком 1945 году с этого места и началась Рязановка. Здесь, на небольшом суходоле среди непроходимых торфяных болот силами военнопленных был построен Первый рабочий посёлок Рязановского торфопредприятия. Для вывозки торфа со станции Кривандино протянули к нему ветвь широкой колеи. Её тупик находился тогда между деревней Радовицы и Первым посёлком. Отсюда строились на болота первые пути узкоколейки. И только значительно позже, в 50-х годах, у посёлка Рязановский, ставшего на предприятии центральным, были построены торфоперегрузочная станция, паровозное депо и прочие службы узкоколейной железной дороги. Тупик широкой колеи к Первому посёлку со временем разобрали.

Площадка разъезда Радовицы, левая кривая. Узкоколейка идёт на высокой насыпи средь залитых водой старых торфяников. Вокруг широкое болото с торчащими из тёмной торфяной воды обрубками деревьев. Вот и 8-й км, самое аварийное место дороги. Насыпь здесь регулярно «плыла», в результате чего путь всегда изобиловал выбросами, просадками и перекосами. В канавах у насыпи постоянно валялись сошедшие с рельсов вагоны ТСВ. Один на боку, другой вверх колёсами… Сейчас их не было. Похоже, узкоколейку основательно готовили к разборке, собрав весь металлолом в полосе отвода.

За переездом шоссе Рязановка – Белоомут мы выехали на открытое пространство болота. С юга дул практически ураганный ветер, клоня макушки деревьев. Против такого ветра даже на «пионерке» ехать было тяжело. За бывшим постом Лесной узкоколейка повернула налево, пошла в зелёном тоннеле под кронами высоких берёз. Насыпь заросла ландышами. Жаль, что цветы эти ещё не распустились! Справа за берёзами потянулись залитые водой торфяники. Разгоняемые ветром чёрные волны плескались о торфяные берега. С неба не прекращал литься неугомонный дождь.

На 5-м участке сделали остановку, забившись на стоящую возле путей автобусную остановку. Судя по расписанию автобуса на Егорьевск, написанному краской на стене, притащили её сюда из Рязановки. Пешеходная дорожка от узкоколейки вела к конторе торфоучастка. Обрамляли её старые плакаты на красном фоне, гласившие о необходимости соблюдения техники безопасности и повышения качества торфа. У конторы стояли ряды торфяной техники. Тракторы, комбайны, гусеничные прицепы. За ними находился вагончик-бытовка сторожа, из трубы струился дымок.

Немного перекусив, мы отправились дальше. Через километр после 5-го участка проследовали стрелку примыкания пути на 3-й участок, за ней начались действующие торфяные поля. Точнее, действовавшие до недавнего времени. По краям стояли невывезенные караваны торфа. Все времянки были уже разобраны и сданы в металлолом, так что караванам, похоже, суждено остаться здесь навечно.

За обменным разъездом – остаток последней времянки и шпалы разобранного пути к Щучьему озеру. Когда-то здесь была вторая связка торфопредприятий «Рязановское» и «Радовицкий Мох». В 2004 году я фотографировал следующий со стороны Щучьего озера состав с торфом. А съездить в ту сторону так и не удалось.

Вернувшись к стрелке, повернули на 3-й участок. В кривой нас ждало препятствие в виде упавшей на путь берёзы. Берёза была толстая, для уборки её с путей пригодилась взятая с собой в дорогу бензопила.

Узкоколейка пошла вдоль 10-й валовой канавы между свежих торфяных полей. Через два километра мы попали на Микинский треугольник и, проследовав его, оказались на разъезде 3-го участка. Помню, как 12 лет назад приезжал я сюда в кабине ЭСУ2а-883, следовавшей с рабочим поездом. Участок мало изменился. Всё то же здание конторы, утопающее в разросшихся кустах сирени, деревянная столовая, высоченная пожарная вышка. На 3-м участке сторожа не было. Скорее всего потому, что нечего было тут уже сторожить. Все трактора были перевезены на 5-й участок, а на предназначавшейся для их отстоя полянке сиротливо смотрелись ремонтный ангар и разорённый склад ГСМ.

Внутри конторы было вполне уютно, если не считать того, что в кабинете начальника участка прохудилась крыша, водой залило стол и шкаф с документами. На потолке висела не простая лампочка, а целая люстра, на окнах занавески. На стенах развешаны схемы торфяных полей, планы и показатели добычи торфа на 2008 год. Да, меньше года назад здесь ещё кипела жизнь. Интересно, после разборки узкоколейки оставят этот дом для охотников или просто сожгут?

Напоследок залезли на пожарную вышку, чтобы сфотографировать панораму участка и бескрайние просторы залитых водой чёрных торфяных полей, на которых никогда уже больше не будут добывать торф. Над полями нависло низкое серое небо. Края торфомассива терялись в унылой дождевой пелене. Под порывами ветра металлическая вышка вибрировала и покачивалась. Наверху от этого было как-то неуютно, и, взглянув на окрестности, мы заспешили вниз.

3-й участок является крайней точкой южного направления узкоколейки. Раньше ведущий через него путь образовывал закольцовку на пост Лесной, сейчас же обрывался в километре от участка. Взглянув на вереницу старых шпал, вросших в торфяной покров насыпи, мы развернули дрезину и тронулись в обратный путь.

На обратной дороге дождь закончился, небо слегка посветлело. В Рязановке участникам поездки пришлось разделиться. Макс с Димой пошли на пригородный поезд Рязановка – Кривандино, состоящий из тепловоза ЧМЭ3 и одного классного вагона (увы, у них не было альтернативы вернуться домой), а мы с Иржи, убедившись, что все чёрные тучи ушли на север, решили съездить по второму направлению дороги, в посёлок Радовицкий Мох. Итак, высадив ребят на перегрузе, в 16.20 мы отправились в путь.

На перегоне Комсомольский – Северный узкоколейка была накатана. Как выяснилось позже, по рабочим дням тепловоз с платформой ездил к разъезду Лосиный на разборку пути. Однако столь скудное движение не мешало молодой траве поглотить в свои заросли маленькие узкоколейные рельсы. «Пионерка» шла вперёд неохотно, сметая рамой воду с травы, боксуя на мокрых рельсах. Знакомая узкоколейка в окружении высоких раскидистых берёз вела на восток, на насыпи второго пути читался слабый автомобильный след.

9-й км, пост Северный. Треугольник с разрушенным зданием дежурки слева от пути. Когда-то здесь, как и в Лесном, ведущая из Рязановки двухпутка расходилась на две однопутки, в итоге образующие закольцовку по торфяным полям. Дежурство на Северном было отменено в 1994 году. В 1993 году я ещё застал этот пост «живым».

Накатанный путь повернул направо, на Лосиный. Прямо, на Радовицкий Мох, пошла ржавая узкоколейка на плывущей из стороны в сторону торфянистой насыпи. Смотря на две рыжие нитки рельсов, петляющие в густой траве, мне не верилось, что ещё год назад здесь лежал ровный блестящий накатанный путь, далеко просматривающийся вперёд. В конце 2008 года с закрывающегося торфопредприятия «Радовицкий Мох» была перевезена в Рязановку почти вся железнодорожная техника, а именно тепловоз ТУ7-3026 и два ТУ6А. В посёлке должна была оставаться только одна ЭСУ, оставленная так, на всякий случай. Судя по всему, в этом году она из депо не выезжала.

Магистраль вела нас на высокой насыпи по ярко-зелёному травяному ковру с редкими, пожелтевшими от весенних пожаров соснами и обугленными стволами упавших осин. В воздухе витал запах горелого торфа. В некоторых местах среди кучек оранжевой торфяной золы струились в небо дымки непотушенных пожаров. Справа от узкоколейки возвышались отвалы старинного канала Жилинского – памятника мелиорации XIX века. Этот канал провела здесь экспедиция царского генерала Жилинского с целью осушения непроходимых мещёрских болот задолго до начала добычи торфа, а образованные позже торфопредприятия успешно привязали к нему систему осушения торфяных массивов.

Открытые просторы сменились густым берёзовым лесом. За плотной зелёной стеной мелькнула слева широкая водная гладь. Это водохранилище, созданное для хранения противопожарного запаса воды на случай жаркого лета и засухи. От располагавшегося на его берегу разъезда Октябрьский остались одинокая стрелка бокового пути да руины типового здания дежурки. В 1994 году, когда я попал в это место в первый раз, на Октябрьском уже не велись дежурства, но сохранялись три приёмо-отправочных пути, тупик экипировки пожарного поезда, шаткая деревянная пожарная вышка на развалинах базы 1-го участка торфопредприятия «Радовицкий Мох».

На следующем перегоне, ведущем к бывшей станции Прокша, путь был местами завален деревьями. Приходилось останавливаться и разбирать завалы. По насыпи второго пути (когда-то здесь тоже была двухпутка) вела уверенная грунтовая автодорога. По ней пылил впереди рыбацкий «уазик».

Станция Прокша когда-то тоже была узловой. Здесь встречалось несколько направлений Радовицкой узкоколейки: главный ход с Рязановки на Пилево (на Мещёрское торфопредприятие), путь на посёлок Радовицкий Мох, внутримассивные пути на южные торфоучастки и на разъезд Фарафоново (Лосиное кольцо). На Прокше были три приёмо-отправочных пути, кирпичное станционное здание, совмещённое с гаражом «сэпов» – мотовозов-путеукладчиков. Узкоколейку на юг разобрали в начале 80-х годов, в 1990 году было прекращено движение на Пилево, а в 2006-м перестали ездить на Фарафоново. В итоге, к 2009 году от станции не осталось ровным счётом ничего, кроме двух полуразобранных, никуда не ведущих стрелок и фундамента кирпичного поста централизации.

На перегоне Прокша – Свежая путь пошёл по высокой сосновой гриве, плавно перешедшей в болото, заросшее густым лиственным лесом. На 22-м км слева из кустов вынырнул ржавый, частично раскантованный путь, ведущий на ГСМ и эстакаду отгрузки сельхозторфа к станции Сороковой Бор широкой колеи ветки Сазоново – Пилево. Почти километр два пути шли рядом, после чего за длинной пологой кривой показалась станция Свежая. За станцией виднелись труба котельной и строения посёлка. Это и есть Радовицкий Мох. Откуда же такое название у станции, спросите вы? Ещё в 90-х годах меня долго мучил этот вопрос. Оказалось, полное её название – Свежая Вода, а произошло оно вот откуда. Если вы посмотрите на карту 40-х годов, на месте Радовицких торфоразработок обнаружите сеть бескрайних труднопроходимых болот. Ни деревень, ни посёлков здесь тогда не было. На просторах болот показан лишь один населённый пункт - кордон Свежая Водичка. Вот этот маленький кордон и дал имя станции узкоколейки, возникшей на окраине основанного в 1952 году посёлка торфозаготовителей.

Свежая встретила нас двумя лежащими на боку вагонами ПВ-40 со сданными в металлолом тележками. Ещё совсем недавно в этих вагонах ездили на производственные участки рабочие предприятия, подсаживались по дороге рыбаки, грибники и охотники. В 90-х годах рабочих поезда было два. Один шёл через Октябрьский и Северный на Лосиный (2-й участок торфопредприятия «Радовицкий Мох»), второй – через разъезды Темп и Фарафоново на 3-й и 4-й участки. Оба поезда обслуживались тепловозами ТУ6А торфопредприятия. Дальше события развивались по наклонной. В 1995 году был закрыт самый дальний, 4-й участок, рабочий поезд стал ходить до 3-го. В 2006 году из двух рабочих поездов был оставлен один. Он стал следовать на 3-й участок через 2-й. В 2007 году 3-й участок был ликвидирован, рабочий сократили до 2-го, а в 2008 году, как вы, наверное, уже догадались, отменили совсем.

Ещё на торфопредприятии Радовицкий Мох был новый 5-й участок. Он располагался совсем рядом с посёлком. Путь узкоколейки к нему вёл от входной горловины станции Свежая. 5-й участок считался перспективным, на нём в 2000-х годах «Шатурторф» испытывал финскую торфодобывающую технику, новые способы заготовки торфа. Увы, и его постигла общая участь. К нашему приезду ведущий на 5-й участок путь уже был разобран.

«Пионерка» плавно вкатилась на станцию. Справа – двухстойловое депо, слева – бывший вокзал. До 1971 года сообщение с Радовицким Мохом было возможно только по узкоколейке. Два раза в сутки сюда ходил пассажирский поезд, согласованный по Рязановке с поездом МПС. В 1971 году в посёлок построили автодорогу и пустили из Шатуры автобус. В 1976 году со станции Сазоново через Радовицкий Мох протянулась ширококолейная линия МПС на Пилево, но по ней почему-то всегда существовало только грузовое движение.

Депо было на замке, сквозь щели в воротах был различим силуэт стоящей вдали ЭСУ2а. Вот и всё, остальное разобрано и сдано в металлолом, больше в Радовицком Мохе смотреть нечего!

На обратном пути мы решили заскочить на последний «аппендицит» Радовицкой узкоколейки. На Северном повернули налево, на разъезд Лосиный. Промелькнул мост через знакомый канал Жилинского, поваленный входной светофор Северного поста. Вот и 2-й участок, маленький двухпутный разъезд Лосиный. В знакомом по прошлым поездкам месте было что-то не так, чего-то не хватало. Оглядевшись, я внезапно понял: нет здания конторы – массивного бревенчатого дома, стоявшего возле путей узкоколейки. На этом месте обугленный фундамент с одиноко глядящей в небо закопченной печной трубой. Сожгли или случайно сгорел? Впрочем, всё равно! Вот и рельсы уже за разъездом кончаются. Дальше – свежие следы разборки. Через несколько дней сюда по железной дороге не попадёшь!

Побежали под колёсами дрезины последние километры Радовицкой узкоколейки. Подходил к завершению наш последний рейс по ней. В этот момент облака расступились и с неба выглянуло яркое солнце, тёплым весёлым светом озарив перегон. Заиграли искорками капли воды на листве берёз, заблестели уходящие в зелёную даль нитки узкоколейных рельсов. На душе стало радостно и в то же время тоскливо. Это Рязановка прощалась с нами.

На этой печальной ноте вроде бы и нужно закончить рассказ. Ушла в историю большая узкоколейная дорога, дорога с богатой и интересной историей. Хорошо лишь одно, за 16 лет, прошедших с моего первого посещения Рязановки, мне удалось собрать по её закоулкам массу фактов из истории развития дороги, пообщаться с различными работавшими на ней людьми, сделать много интересных фотографий. Когда-нибудь я соберу всё это воедино и напишу полную и подробную историю этой дороги. Радовицкая УЖД не исчезнет бесследно, она останется в нашей памяти, частичка её сохранится в листах пожелтевших графиков движения поездов, в архивных материалах. Кстати, есть вероятность того, что маленький участок УЖД на станции Торфяная будет сохранён. Новый владелец депо и комплекса РММ планирует использовать его в новом производственном процессе. Коль так, останется и ещё один памятник дороге – натурный.

25 мая 2009 г.