Владивосток
Прислано admin на Марта 25 2009 11:16:27

Павел В. Кашин

ВЛАДИВОСТОК






Уходим, уходим, уходим,
Наступят времена почище,
Бьется родная, в экстазе пылая,
Владивосток две тыщи.
(Мумий Тролль)


Сейчас уже прикольно слышать слова этой песни. Во Владивостоке мне довелось побывать ровно на 10 лет раньше, в августе 1990 года. За несколько месяцев до того, встретившись в обеденный перерыв, мы, трое студентов МИИТа, загорелись невероятной идеей: а не использовать ли наши «раз-в-год-бесплатные» билеты ПО МАКСИМУМУ? И перед началом обучения на очередном курсе команда из трёх человек отправилась на поезде к Тихому океану.

Всю неделю погода радовала. И вот проведена последняя ночь в поезде. Что сулит утро? Туман и моросящий дождь! Сквозь влажную мглу проступают тени американских паровозов серии Ел на соседнем пути. Так нас встретил Уссурийск.

Нет, паровозы на соседнем пути – это хорошо. Мы обязательно сделаем возле них остановку на обратном пути. Но стоило ли ехать 6 дней через всю страну, чтобы попасть в дождливую серость? Удручённые, мы стояли в коридоре купейного вагона и смотрели в окна, украшенные водяными каплями. Дождь… А значит, опять серые безликие фотоснимки на память. В тягостных раздумьях никто даже не предлагал сходить в нерабочий тамбур перекурить.

Но случилось чудо! Поезд выехал на океанский берег – и в тот же момент проглянуло солнце. Боже, как красиво было! Восторгаясь настоящей лазурью океанических вод, Чёрное море вспоминать не хотелось вовсе. Каменистые осыпи спускались от полотна железной дороги к воде и ещё далеко прослеживались через чудесную гладь, уходя далеко в глубину. Вот что такое, оказывается, ЧИСТАЯ океанская вода!

Проносились окраинные кварталы… Задворки… Гаражи… Уже из вагонного окна поразило нас, московских путешественников, обилие подержанных японских иномарок. Нет! В 1990 году даже термина такого ещё не придумали. Просто «иностранных машин». Даже столичная Москва не могла тогда похвастать таким огромным количеством легковушек, произведённых чужеродным автопромом. Ну, а для рядовых граждан «европейской части» вообще верхом шика были «Волги» ГАЗ-24 и сигареты «Космос». (Про сигареты просто так… вспомнилось.)

Поезд ныряет в длинный тоннель, гулко бурчит в его недрах, затем выныривает и сразу же тормозит. Приехали! Вот и вокзал. Много раз я разглядывал его в различных буклетах и на рекламных плакатах. Теперь вижу «живьём» – не верится! Снимок на память у последнего (официально) километрового столба Транссибирской магистрали. За долгий путь мы пересмотрели столько аналогичных четырёхзначных белых указателей, что написанные на этом числа 9288/9289 уже как-то и не удивляли. На Владивосток отводился весь световой день, а вот оставаться ночевать мы здесь не планировали.

Город расползался от вокзала и бухты Золотой Рог на прилегающие сопки. По улочкам вправо-влево и вверх-вниз ползали вишнёвые трамваи. Такие милые моему сердцу РВЗ-6М2. Помимо одиночных, в эксплуатации находились и «системы» – сцепленные попарно, а то и по три трамваи с управлением из кабины переднего вагона. Поездов, работавших по системе трёх единиц – «тройников» – в объектив моей камеры попалось целых пять. По снимкам попытался восстановить их бортовые номера. Вот что получилось: 202+203+204; 216+212+ххх; 219+ххх+ххх; 249+242+241 и 253+254(?)+255(?). Негусто, но хоть что-то. При этом каждая такая система имела дополнительную полосу по кузову всех входящих в неё вагонов, наносимую чуть выше надтележечного молдинга. Цвет полосы у каждого «тройника» был свой: жёлтый, белый, голубой.

В отличие от трамваев, «Тойоты» и «Ниссаны» летали по американским горкам городских улиц как бешеные: только успевай уворачиваться! Поразила одна такая подержанная машина. Видимо, некоторое время назад она попала в аварию. В результате правая передняя дверь пришла в негодность. Ну какие тогда запчасти? Владелец просто вварил вместо двери со стороны водителя (руль-то справа!) стальной лист и небрежно покрасил его отечественной белой краской. Шик!

Ну, а мы полюбовались диковинными произведениями японского автопрома, прошли по трассе закрытого на длительный ремонт фуникулёра. Устав от жары (юг ведь, широта Сочи!), окунулись в нереально ласковые воды Амурского залива. За пользование городским пляжем с нас содрали бешеные деньги: по 20 коп. с носа! Это даже на некоторое время испортило нам настроение. Оно, правда, быстро наладилось, когда стало ясно, что прямо в черте города, отплыв всего пару метров от берега (!), можно полюбоваться на морских звёзд, в изобилии ползавших по каменистому дну. Вот только до сих пор сожалею о том, что мы попытались взять несколько штук с собой на память. Зачем? Морские обитатели довольно быстро издохли в душной сумке, и их пришлось выкинуть возле моторвагонного депо Первая Речка. А после похода по территории депо в прицел моей фотокамеры попал электропоезд с «дореформенным» флуоресцентным треугольником на морде, нарисованным вместо традиционных полос.

Всё! Срок, отведённый нам на пребывание в столице Приморского края, закончился. И вот уже в задней кабине электровоза, тянущего какой-то неспешный почтово-багажный поезд, мы покидаем Владивосток. Впереди ещё больше недели дороги домой, приключений и впечатлений. Но это к теме данного материала не относится.

20.03.09 г.