Норильская «железка»
Прислано admin на Сентября 19 2007 13:19:26
Роман Молочников

Норильская «железка»


В конце мая – начале июня 2001 года мне выпала командировка по служебным делам в Норильск. Понимая, что меня там ждет, я оделся потеплее и не забыл захватить фотоаппарат.

Попасть в те края можно по Енисею, морем или самолетом. Автомобильных дорог туда с материка нет, вода зимой, понятно, замерзает, так что прилетел я рейсом «КРАСАЭРО» в аэропорт Алыкель, что в 40 км от Норильска. К выходу Ту-154 подали передвижную лестницу на базе «ГАЗ-51» с оранжевой кабиной. Пустячок, а приятно. Аэропорт как был в советские времена, так и остался «совковым»: маленький, грязноватый, со старинным оборудованием, с покрашенными масляной краской в сине-серые тона переходами. Меня встречали на машине, так что проблем с выездом из аэропорта не возникло.

День прилета, 29 мая, выдался солнечный, и хотя снега было еще очень много, он шустро таял под теплыми лучами. Выехав из аэропорта, пересекли подъездную ветку к нему: виднелись остатки контактной сети, встретился рабочий поезд с ТГК2-1-9066. Дальше мы все время ехали вдоль железной дороги, и поскольку за полярным кругом растительности маловато, то обзор был прекрасный. Вскоре дорога соединилась с трассой Норильск – Дудинка, и, проехав еще километров десять, вдруг возле моста через речку встречаем паровоз-памятник – узкоколейный Гр-274, установленный возле сохранившегося уникального железнодорожного моста с деревянной фермой системы Гау! Паровоз в прекрасном состоянии и полностью комплектный, а «новодельные» поручни придают ему русский вид. Локомотив привезен с материка в начале 1990-х (из Вапнярки?) и установлен как памятник строителям дороги. По-моему, ему место в Книге рекордов Гиннесса, т. к. это самый северный паровоз-памятник в мире. Сразу хочу сказать, что из узкоколейного подвижного состава я больше ничего не нашёл. На деревянном мосту стояла дата: «год постройки 1936».

Дополнение к сведениям из истории дороги. У руководителя строительства первоначальной узкоколейки А.П. Завенягина был фотоаппарат. До наших дней дошло несколько кадров, сделанных им в 1936–1937 годах, в т. ч. и железной дороги. Сейчас фотоаппарат и снимки экспонируются в Норильском краеведческом музее. Из этих редких фотоматериалов можно определить, что вначале на дороге колеи 750 мм работали паровозы завода «Портер» и отечественные, 157-го типа. На другой фотографии, сделанной в конце 50-х годов XX века в районе угольной шахты города Кайеркан, видно, что уже появилась совмещенная колея и работали ширококолейные паровозы 9П (в кадре 2 локомотива).

На подъезде к Норильску автотрасса проходит через промзону, гаражи, свалки. Часто попадаются снятые с тележек безгофровые вагоны от электричек Ср, используемые в качестве сараев. Очень много вагонов от См с брезентовой крышей. Ближе к городу стоит чудовищный медеплавильный завод, а напротив него – трехэтажное здание Норильского вокзала, где сейчас помещается управление железной дороги. За вокзалом виднеется большая сортировочная станция. Едем еще немного, дорога идет вниз на мост через бурную мутную речку, и вот он, Норильск! Город порадовал своим оптимизмом и бурлящей деловитостью – этакий центр цивилизации на краю света. Названия улиц – как везде: Ленинский проспект, Маркса и т. п. Дома в основном пятиэтажные, но есть и девяти–двенадцатиэтажки. Все здания на сваях: у вечной мерзлоты свои требования. Недавно в Норильске были открыты православная церковь и мечеть, места для которых выбраны вполне продуманно. В городе есть гостиница «Норильск», достаточно чистая, опрятная и недорогая (хороший одноместный номер стоит 320 рублей в сутки), так что живут в ней даже иностранцы.

Железная дорога охватывает город почти замкнутым кольцом, нанизывая на себя все промзоны, и идет дальше, в город Талнах, еще добрых 30 км. На этом перегоне – самый большой мост через широкую судоходную реку Норильская, состоящий из трапецеидальных ферм с ездой понизу. Дорога там идет через самый настоящий лес, в котором заметны зоны отдыха и садовые участки!

Когда-то дорога была электрифицирована, там работали специально построенные для Норильска электровозы ВЛ10Н в количестве 10 единиц, №№ 001-010 завода ТЭВЗ и IV-КП-1 завода НЭВЗ . Поступили на дорогу также и электропоезда рижской постройки. В четырёхвагонном варианте эксплуатировалась электричка ЭР1-229, были ЭР2-1345, ЭР2Т-7229, ЭР2Р-7038 с заводскими надписями «НЖД». Известно, что по меньшей мере одна электричка серии ЭР2 вернулась на материк. В 1995 году по решению руководства Норильского комбината, которому принадлежит вся железная дорога, электротяга закончилась с целью сокращения расходов. Теперь остатки электроподвижного состава сосредоточены в основном на станции Норильск. Там почти все электровозы и несколько вагонов от ЭР2-1345. Там же стоит и тот самый «электрический первопроходец» IV-КП-1. В связи с закрытием пассажирских перевозок по железной дороге ликвидирована и соответствующая инфраструктура. Так, были разобраны платформа Октябрьская площадь и все прилегающие к ней пути. Контактная подвеска местами сохранилась полностью, а кое-где остались одни столбы. На перегонах между станциями сначала использовались деревянные (!) опоры, позже их меняли на бетонные, но до конца заменить так и не успели, «деревяшки» и сейчас частенько попадаются. На небольших станциях применялась жесткая подвеска на металлических решетчатых опорах, а на станции Норильск была (и пока еще есть) гибкая подвеска на высоких мачтах.

В первую очередь я отправился на станцию Норильск, за которой обнаружил что-то вроде ПМС. Там стояло на осях около десятка вагонов от электричек См . Некоторые были уже разбиты, но штук шесть использовалось в качестве передвижных бытовок. Рядом, около гаражей виднелись снятые с осей пара НТВ дореволюционной постройки, 18-метровый пассажирский вагон тех же времен и 20,2-метровый пассажирский вагон 1930-х годов постройки завода имени Егорова в Ленинграде (далее – «егоровец»). Двигаясь с обратной стороны станции, я дошел до полуразрушенных сооружений со ржавой табличкой «Норильск-Сортировочный». Рядом без осей были НТВ, пара немецких трофейных крытых вагонов, а на платформе стоял двухосный пассажирский вагон переселенческого типа постройки Усть-Катавского завода 1911 года. Кругом валялись ржавые стрелочные фонари (кстати, все стрелки ручные, иногда с фонарями). На последнем станционном пути стояло два ТЭ109 (!) – 008 и 011. Далее были вагоны электричек, платформы с дизелями, еще один ТЭ109-004, электровозы и несколько полуразрушенных ТЭМ2 (№№ 1422, 260, других не разглядел). В общем, готовый музей!

Мне удалось обойти большую часть Норильского железнодорожного узла. Встречались вагоны от См без тележек, еще один пассажирский 18-метровик. По надписям, проступающим из-под старой краски, стало ясно, что бегал он когда-то по Куйбышевской и Южной дорогам. Кроме того, попались клепаные котлы от трофейных цистерн и четыре кузова почтовых ЦМВ старой конструкции. Видел лежащие на боку на платформах два кузова от ТЭ109 (номера установить, к сожалению, не удалось), а на базе Вторчермета – разобранные ВЛ10Н-002, ТЭМ1-119, ТЭМ1-1421, ТЭМ2-863. Недалеко расположено Норильское локомотивное депо. Около него стояло много секций от 2ТЭ116. Депо современное, большое, прямоугольное, ступенчатого типа. Также на Норильском узле мне встретились: ТЭМ2-7093 (в старом кузове, синий), ТЭМ7А-0253 (оранжевый) и 0131 (оранжевый с синей кабиной), 2ТЭ116-1666 (синий) – все рабочие; ТЭМ2-484, 530, 984, 1938, ТЭМ15-119, ТЭМ7А-0255, 2ТЭ116-057, 073, 570, 846 – все разобранные. Из электровозов ВЛ10Н не удалось найти только № 007, остальные – в наличии.

В эксплуатации сейчас находятся поездные локомотивы – 2ТЭ116, маневровые – ТЭМ2 и ТЭМ7, вагоны (в подавляющем большинстве) – шестиосные думпкары. Грузовые составы ходят длиной 20–30 вагонов: профиль пути очень тяжелый. Пассажирского движения на дороге нет вообще, кроме рабочих поездов, которые ходят «раз в год по обещанию» и под которые используются отстаивающиеся в Дудинке пара вагонов от См и единственный на всей дороге старый ЦМВ. Тепловозы 2ТЭ116 порой используются и на манёврах.

В Дудинку я попал на автобусе за 100 рублей. Трасса хоть и асфальтирована (мне рассказали, что еще лет семь назад она была вообще без твердого покрытия), но быстрее 90 км/ч по ней не поедешь: вечная мерзлота заставляет асфальтированную дорогу вспучиваться и проваливаться.

Мне повезло наблюдать в Дудинке редкое зрелище – ледоход на Енисее! Глыбы нежно-голубого льда толщиной более метра трещали, сталкивались, ломались, наезжали друг на друга, выползали на дорогу, расположенную на 13 м выше уровня воды! Зрелище потрясающее! Рядом с портом накатанные рельсы подъездного пути уходили под воду, а у самой ее кромки стоял маневровый светофор! Вот это я понимаю – паводок!

Сам населенный пункт также застроен современными панельными и кирпичными пятиэтажками, как и Норильск. Есть и девятиэтажки. Город стоит на сильно пересеченной местности, на холмах, с крутыми подъемами и спусками, выглядит более чистым по сравнению с «метрополией».

На железной дороге в Дудинке встретилось много вагонов от Ср и См (на одном различил «Ср-1750»), используемых под склады и бытовки, несколько «егоровцев», все на осях, а также вагоны от ЭР2Т. Встретился даже клёпаный моторный вагон Сд на «родных» тележках! Здесь же увидел рабочий ТЭМ2УМ-885. Недалеко от порта, на месте бывшей станции, попались мне на глаза старые деревянные сооружения. Если бы я не был знаком с особенностями железнодорожной архитектуры (общий стиль построек, функциональные возможности), то, наверное, не разглядел бы в них ничего интересного. Тем не менее это были дошедшие до нас с узкоколейных времен станционное здание служебного назначения, ступенчатое прямоугольное деревянное депо с лозунгами на выцветшем кумаче, с характерной трубой для вытяжки паровозного дыма на крыше стойла. Кстати, видимо, по аналогии с Норильском, есть новая станция Дудинка-Сортировочная, с более поздним локомотивным депо, в котором стоит оранжевый «холодный» 2ТЭ116.

Уже на обратной дороге я заметил остатки узкоколейной насыпи, то исчезающей под современным полотном, то вновь петляющей рядом. Попадались сохранившиеся малые деревянные мостики, рядом с современными железными мостами виднелись остатки старых… На подъезде к Норильску, перед самым медным заводом, метров двести от дороги, на плоском месте обратил внимание на стоявшее без окон большое деревянное здание характерного стиля. Неужели старый вокзал? Как же я раньше не заметил?! Но времени добраться до него уже не было: командировка закончилась, надо лететь домой.

По дороге в аэропорт смотрел в окно на такую экзотическую «мерзлую» железную дорогу. Навстречу по ней полз сборный поезд с оранжевым 2ТЭ116 – редкое для этих мест зрелище. Поезд хорошо был виден на безлесной местности, по солнышку, выглянувшему на прощанье, но плёнка уже кончилась, и оставалось только смотреть невооруженным глазом и наслаждаться этим зрелищем. Все, моё время в Норильске вышло.