УЖД СПИЧЕЧНОЙ ФАБРИКИ «ПОБЕДА»
Прислано admin на Апреля 23 2007 11:59:21
УЖД СПИЧЕЧНОЙ ФАБРИКИ «ПОБЕДА»
Павел В. Кашин
Я не смог воспользоваться знаменитым пригородным поездом Пенза – Пачелма, чтобы попасть в Нижний Ломов. (Местные жители, как выяснилось, делают ударение на втором слоге – Ломов.) Уж слишком рано утром было отправление первой пары. Ходил, да и, наверное, до сих пор он ходит два раза в сутки. Я воспользовался услугами главного конкурента железной дороги и поехал на автобусе, который практически подвёз меня в Нижнем к станционному зданию и узкоколейному паровозу-памятнику возле него.
От тогдашнего начальника станции Нижний Ломов Николая Васильевича Казначеева удалось узнать, что локомотив, ныне стоящий на постаменте, был вывезен с некоей заводской УЖД, расположенной в соседнем Верхнем Ломове. Весьма заинтригованный этим известием (УЖД в Пензенской области!), решаю во что бы то ни стало до неё добраться!
Ближайший по времени проходящий автобус оказался именно «проходящим», т. е. непосредственно в посёлок заезд предусмотрен не был. Вместе с аборигенами по первозданной грязи, ровным слоем лежащей над асфальтированной когда-то дорогой, свернул с трассы в посёлок, где без труда нашёл завод. Вернее, это была спичечная фабрика с гордым названием «Победа». После недолгих формальностей попал на её территорию и познакомился с заместителем директора фабрики Владимиром Константиновичем Валовым. С его помощью удалось узнать некоторые исторические вехи, а также получить несколько интересных фото.
Первым в уезде начал изготавливать спички С. П. Камендровский в 1858 г. Его предприятие располагалось в городе Нижний Ломов. (Вспомним, что вопреки официальной версии ударение надо делать именно на последний слог. – Прим. авт.) Через год в селе Верхний Ломов такое же спичечное производство организовал и А. П. Перемышлин. В 1866 г. оба производства были зарегистрированы как фабрики, при этом более крупной была фабрика Камендровского.
В начале 1890-х гг. фабрикой в Верхнем Ломове стал управлять сын Перемышлина – Фёдор Степанович. Тогда же он приобрёл для её размещения на берегу реки Ломовки новую территорию, бывшую поповскую усадьбу. В 1901 г. все мелкие спичечные производства в округе вконец разорились. Работники перешли на фабрику Перемышлина, численность рабочих фабрики существенно увеличилась. О тех временах напоминают до сих пор (1992 г.) работающие в фабричной котельной «шуховские» котлы 1903 и 1907 годов постройки.
Первая русская революция 1905–1907 гг. «отметилась» на фабрике проведением рабочими 6–8 декабря 1907 г. забастовки без прекращения работы. В 1914 году из-за мобилизации на фронты Первой мировой войны численность рабочих существенно сократилась и составила 294 человека. В этом же году фабрика была оснащена вертикальными машинами для производства соломки – заготовки для спичек.
Советская власть в Верхнем Ломове установилась 20 марта 1918 г. Но обе спичечные фабрики были национализированы только 21 мая 1919 г. При этом фабрика в Верхнем Ломове стала называться «Пчёлка», а в Нижнем Ломове – «Муравей». Но последняя проработала после этого относительно не долго. В 1922 году было решено укрупнить спичечное производство, и оборудование «Муравья» перевезли на «Пчёлку» вместе с рабочими. Спустя год, 24 апреля 1923 г. фабрике присвоили новое название – «Победа».
Для снабжения фабрики дешёвым торфяным топливом возле села Верхний Ломов велись торфоразработки. Первоначально вывозка торфа осуществлялась лошадьми на телегах (зимой – на санях) с ближайших полей. По мере выработки запасов торфа поля под торфодобычу отводились всё дальше и дальше. Необходимо было новое средство транспортировки. Поэтому в 1927 г. строится облегченная железная дорога узкой (750 мм) колеи с конной тягой. В некоторых источниках годом рождения УЖД на фабрике «Победа» считается 1929 г. Скорее всего это связано с появлением на УЖД фабрики паровозной тяги или со строительством ветки к станции широкой колеи.
Ширококолейная линия появилась в Верхнем Ломове в 1927 году. Она протянулась на 33 км от ст. Пачелма (линия Пенза – Ряжск), через Верхний до Нижнего Ломова. На станции Верхний Ломов построили складские помещения фабрики, связанные узкоколейкой с её территорией.
Что за паровозы и в каком количестве работали на дороге, доподлинно неизвестно. Один из них после снятия с поездной работы проработал на УЖД в качестве стационарного котла до середины 1980-х гг. (!) В 1985 г. по инициативе работников ж/д станции Нижний Ломов во главе с тем самым Николаем Васильевичем Казначеевым локомотив был перевезён в Нижний Ломов, очищен, отремонтирован и установлен в качестве памятника в сквере у станционного здания. Интересен и непонятен один факт. В первоисточнике утверждалось, что этот паровоз был 1887 года постройки. В то же время известно, что серия Фл6 (или Фм6), к которой он относится, поставлялась в СССР из Финляндии в 1945-46 гг. Сохранилась на фабрике единственная фотография, на которой виден этот паровоз–котёл в самом углу кадра.
По данным бухгалтерии, мотовозная тяга появилась на узкоколейке в 1951 г. Последними мотовозами были списанные и разделанные в металлолом в 1991 г. МД54-4 №№ 1204 (КЭЗ, 02.63 г. п.) и 3474 (ИМЗ, 10.69 г. п.). В качестве самоходной единицы некоторое время использовалась, по крайней мере, одна переделанная на узкоколейный ход электрокара о существовании которой также имеется «фотоподтверждение».
Добыча и транспортировка торфа для нужд фабрики продолжались до самого конца 1960-х гг. и были полностью прекращены в сезон 1969-1970 годов. Торфоразработки располагались в районе Новой Толковки (Ципляй) и Калино. Самым отдалённым был участок Чернавка. Несмотря на прекращение добычи торфа, узкоколейные пути на поля были полностью разобраны только к 1980 году. Тогда же фабрика распродала и всё соответствующее оборудование. Трасса «той» УЖД показана на топографической «километровке», которую я обнаружил во всемирной сети. К 1992 г. пути узкой колеи остались только непосредственно на заводской территории. Также был сохранён путь, связывающий фабрику со станцией Верхний Ломов. На этом участке протяжённостью порядка 2 км линия УЖД пересекает реку Ломовку по автомобильному мосту. При этом расположение пути менялось. Когда-то, судя по фото 1970-х гг., он проходил по его центру. Теперь же, после капитального ремонта моста, уложен с правой стороны, если идти от завода на станцию.
Локомотивная тяга на УЖД спичечной фабрики «Победа» по состоянию на 1992 год представлена рабочим тепловозом ТУ8-0379. Ещё один ТУ8 был отставлен от работы. Его удалось обнаружить в одном из тупиков у ширококолейной станции. Предположительно, это поставленный с КМЗ ТУ8-0397. Кроме того, на территории завода валялась кабина от ТУ7Р-0007.
После прогулки по весьма живописной трассе УЖД возвратился на завод в раздумьях об обратной дороге. Но тут мне несказанно повезло: от Владимира Константиновича только что вышли какие-то клиенты, которые по ходатайству замдиректора любезно согласились довезти меня прямо до областного центра.
. . .
Стоит заметить, что описываемые события относятся к 1992г. и состояние этой УЖД на настоящее время автору неизвестно!
03.09.2005 г., подготовлено к публикации на сайте 18.04.2007 г.