ПОСЛЕДНЯЯ В РЕГИОНЕ
Прислано admin на Апреля 12 2007 10:42:26
ПОСЛЕДНЯЯ В РЕГИОНЕ

Павел В. Кашин

Данный материал является переработанной специально для сайта pereyezd.ru частью статьи, ранее опубликованной в альманахе «Локотранс» .

В процессе планово-спонтанного сбора и систематизации сведений об УЖД России я давно обращал внимание на Удмуртскую республику. Информация о наличии и состоянии УЖД на её территории, поступавшая из разных источников, была чрезвычайно скудной, а порой и противоречивой. Лишь единожды мне практически чудом довелось побывать в тех краях. Тогда я посетил действующую узкоколейку Поломского торфопредприятия (далее т/пр. – примеч. авт.).

События того весеннего дня были мной подробно описаны и опубликованы на страницах сайта ранее. (См. "Весенняя прогулка" )

Осенью 2005 года автор данного материала совместно с Антоном Максимовым предпринял попытку «штурмовать» доселе почти неизведанный ни питерскими, ни Московскими собирателями истории узкоколеек России 18-й регион.
Времени на запланированную экспедицию отводилось слишком мало. Связано это было с трудностями, возникшими при согласовании наших отпусков (люди-то мы «невольные»), да и личным транспортом мы в тот раз не располагали. Поэтому было решено, что называется, провести разведку боем: путём «точечных» вылазок определить современное состояние узкоколейных ж. д. Республики Удмуртия. Хотелось получить максимум достоверной информации хотя бы о части дорог и разработать варианты маршрутов на будущее.

Первым пунктом нашей исследовательской программы по Удмуртии числился пос. Факел, где должна была существовать действующая железная дорога узкой колеи. Поехали мы туда во второй половине солнечного дня в самом начале октября, только-только прибыв в Ижевск и заселившись в местную гостиницу. Решение не откладывать первую поездку на следующий день далось нам ценой жарких споров и просчитывания многочисленных вариантов. Оказалось, что попасть во многие точки республики можно не только на автобусе, но и на «частнике». При этом, заплатив чуть дороже, мы получали шанс реального выигрыша во времени. Таким фактором мы не стали пренебрегать! На этом месте все сторонники т. н. «вольных путешествий» наверняка недовольно поморщатся. Что делать! В отличие от них мы с Антоном люди, как уже говорилось, подневольные, и терять часы в поисках «халявного» попутчика на колёсах для нас было совершенно неприемлемо! Да и своего транспорта тоже не было. Приходилось раскошеливаться и нести дорожные расходы.

Попав в г.Игра, решили не тратить драгоценное время на блуждания в поисках остатков лесовозной Игринской УЖД одноименного леспромхоза, а сразу пробираться в сторону нашей цели, расположенной в пяти километрах далее на север. Тем более что рабочий день близился к завершению, и поскольку мы хотели попасть на территорию завода, а не «облизываться» из-за забора, стоило поторопиться.

Найти стеклозавод, ныне именуемый ОАО «Стеклозавод «Факел», на окраине посёлка труда не составило. Нашим проводником по территории стал начальник транспортного цеха Андрей Максимов. (Отчество он из скромности называть не стал). По его словам, во времена существования УЖД Меньильского ЛПХ стеклозаводу принадлежали только внутризаводские пути, ветка от завода до стрелки у переезда через шоссе Игра – Глазов и погрузочно-разгрузочная площадка рядом с нижним складом и лесозаводом в пос. Менил. (Стоит обратить внимание на то, что посёлок действительно называется Менил, а вот расположенная рядом станция ОАО «РЖД» именуется «Меньил».) После разборки магистрального пути ЛПХ участок от Менила до Факела был выкуплен заводом. Ныне он полностью оформлен в его собственность.

После закрытия леспромхоза, его тепловозы были либо отправлены на Игринскую УЖД, либо разделаны на металлолом. И лишь один тепловоз (ТУ6А-3478) попал на завод, который до этого всегда использовал только свои локомотивы. Ныне парк УЖД насчитывает 4 рабочих тепловоза. Основное депо находится на территории стеклозавода в посёлке Факел. Из них два находятся в резерве – ТУ7-1841 и ТУ8-428. Рабочие локомотивы – ТУ8-504 и ТУ6А-3478, при этом последний постоянно «живёт» в гараже в Мениле. Примечательно, что ТУ8 обменялись кабинами, т. е. на рабочем 504-м стоит кабина от
428-го. «Восьмёры» на заводе неродные: 428-й получен с ныне не работающего Валамазского стеклозавода, а 504-й выкуплен у Красноусольского стеклозавода в Башкирии. Там он использовался как тягач на коротком технологическом пути. Сейчас его заменили в работе на обычную таль. Помимо вагонов и локомотивов имеется снегоочиститель типа ДМ-48 постройки Мурашинского тепловозоремонтного завода (Кировская обл.). Мне до этого точно такой же приходилось видеть только один раз на лесовозной УЖД в той же Кировской области.

В настоящее время в систему УЖД входят технологические пути на территории завода, погрузочно-разгрузочная площадка в Мениле и соединительная пятикилометровая линия. Движение ежедневное и круглогодичное, раздельных пунктов и объездных (разъездов) нет.

По УЖД перевозятся только упаковки с готовой продукцией, погруженные на стандартные узкоколейные 20-тонные платформы из Факела в Менил. Раньше в обратном направлении возили сырьё (кварцевый песок и др.). Из-за сокращения объёма перевозок часть платформ и несколько цистерн были отставлены от работы.

Побывавший здесь до нас С. Болашенко упоминал о разбитом ТУ6А в Мениле. Его, скорее всего, перетащили в Факел, т. к. нами помимо действующих, был обнаружен остов тепловоза ТУ6А-1хх5 (вторая цифирь круглая:3-6-8). Недавно был разделан на металлолом ТУ4-2806. От него осталась кабина у депо. Удалось выяснить, что ранее на заводе работали ТУ7-1969, ТУ6А-0267 (кабина у депо) и ТУ6А-ххх (кабина у депо). По данным Камбарского завода, когда-то сюда для работы был направлен ТУ6А-0001. Подумалось: «Уж не его ли это кабинка?»

Уже много лет существует проект строительства подъездного пути широкой колеи, выходящей непосредственно на ст. Меньил Горьковской ж. д. (линия Ижевск – Пибаньшур). Для его строительства была прорублена просека и проведена полная трассировка. Однако по различным причинам строительство было приостановлено. Просека постепенно зарастает, а на трассе кое-где уже построены жилые дома. Поэтому строительство надо начинать заново, что пока нереально. Наличие в доставке продукции завода потребителям промежуточного звена в виде УЖД требует от завода постоянных дополнительных затрат на двойную перегрузку, а также на содержание собственных узкоколейных путей и подвижного состава. Поэтому от проекта постройки ветки широкой колеи руководство завода не отказывается.

Из Факела на заводском автобусе нас перевезли в Менил. Оказывается, здесь есть нефть! То тут, то там мелькают дорожные указатели: «Куст № 7», «Куст № 8» и т.д. Но мы неутомимо смотрим на правую сторону от дороги. Там, то исчезая в лесу, то снова появляясь среди травы, тянется тонкая ниточка узкоколейки.
Вот и Менил. От нижнего склада ЛПХ остался небольшой участок, где ведётся обработка скудного древесного сырья. Вся остальная территория заброшена. Насколько это ещё возможно, по результатам осмотра местности зарисовываем схему расположения путей. Затем выдвигаемся на станцию.

Вернуться в Ижевск мы решили на пригородном поезде Балезино – Ижевск, что курсирует на этом участке один раз в сутки. Я встречал с этот поезд недалеко отсюда полтора года назад, когда исследовал УЖД Поломского т/пр. За это время ничего не изменилось: та же «Военная Машка» (тепловоз серии [Д]М62) и восемь общих вагонов. Почему пассажиры упорно ломились в первые два, стало ясно почти сразу: только они исправно топились! Поезд начал движение в сторону Ижевска. Второстепенная линия, скорости соответствующие, но спешить сегодня нам уже некуда. Тянется время, которое мы тратим на изучение местности из вагонного окна.

Пока мы добирались до Ижевска, томный вечерний закат незаметно перешёл в унылые сумерки с моросящим дождём. Это не сулило нам назавтра ничего хорошего. Но ещё одна поездка в Удмуртскую глубинку, за Уву состоялась, несмотря ни на что! Об этом будет отдельная история…….

В заключение стоит пояснить, почему рассказ об УЖД в Факеле – Мениле получил такой заголовок.
Через пару месяцев после описываемых событий местный собиратель истории железных дорог и мой старый знакомый Михаил Иванцов в письме сообщил, что с августа 2005 г. прекращено пассажирское движение на Поломской УЖД. Пассажирский вагон с выбитыми стёклами видели в посёлке. Ещё позднее, в ноябре 2005 г., Сергей Костыгов посетил т/пр. Дзякино. Движение по местной УЖД к тому времени было также закрыто из-за нерентабельности.

Таким образом, если не брать во внимание таинственное Орловское т/пр., вероятность сохранения УЖД которого оценивается менее чем в 1%, то к началу 2006 г. на всю Удмуртию действующей оставалась только УЖД стеклозавода «Факел».

13.03.2006 г.