«Аннушке» 100 лет
Прислано admin на Декабря 13 2011 10:56:25
«Аннушке» 100 лет
Павел В. Кашин, Москва
В ноябре 2011 года «Аннушке» стукнуло 100 лет. И это тот случай, когда о возрасте «дамы» можно заявить во всеуслышание, ибо речь идёт о знаменитом московском трамвайном маршруте!
Пожалуй, самым счастливым в истории московского трамвая стал год 1911-й. Тогда городские власти выкупили у частных владельцев сеть конно-железных дорог и перестроили их под использование вагонов, движимых электрической тягой – трамваев. История московской конки как вида городского транспорта закончилась. Новые линии вводились одна за другой. Учитывая специфику радиально-кольцевой планировки города, появилось и два кольцевых маршрута. В отличие от прочих, им присвоили не цифровое, а буквенное, или, как тогда говорили, «литерное» обозначение. Первый охватывал Бульварное кольцо и был обозначен литерой «А», второй пролёг по Садовому кольцу и получил литеру «Б». Оба они сразу же были награждены в народе прозвищами «Аннушка» и «Букашка» соответственно. В советское время, с появлением троллейбуса, «Букашку» заменил одноимённый троллейбусный маршрут, в неизменном виде сохранившийся и по сей день.
Судьба же «Аннушки» оказалась более интересной и насыщенной событиями. Учитывая, что Бульварное кольцо в Москве фактически не кольцо вовсе, а скорее подкова (т.е. не замкнуто полностью), первоначально маршрут «Аннушки» от Пречистенских до Яузских ворот замыкался по набережным Москва-реки: Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой. После снятия в 1936 году трамвайных путей по Кремлёвской набережной маршрут ещё пару лет оставался кольцевым, потом его разомкнули. Так что с тех пор и до настоящего времени он уже не является кольцевым. Далее следуют постоянные изменения сети. Сначала рельсы убирают с западной части Бульварного кольца, и маршрут через улицу Чехова (Малую Грузинскую) устремляется в Тестовский посёлок. Конечную станцию «Шмитовский проезд» там ликвидировали при строительстве Третьего транспортного кольца. В 1971 году, при открытии линии, соединившей Калужский и Рижский радиусы Московского метрополитена, трамвайная линия по бульварам сократилась до отрезка от Яузских ворот до ст. м. «Кировская» (ныне «Чистые пруды»), а сам трамвайный маршрут от Зацепской площади до «Кировской». Интересно, но обрывочные воспоминания об этом остались в моей памяти, хотя мне на тот момент было всего-то 3,5 года. Тогда моя мама со своими подругами поехали любоваться только что открытыми станциями. Ну, и меня с собой на прогулку взяли. За павильоном станции «Кировская», напротив здания, где ныне расположен один из «Макдоналдсов», бригада мрачных мужиков (тогда вполне славянской наружности) выкорчёвывала с помощью отбойных молотков трамвайные рельсы из асфальта. А ещё о трамвае напоминала характерная трамвайная консоль, висевшая над асфальтом на одной из мачт на Сретенском бульваре. Висела она долго и исчезла как-то незаметно. Так что запечатлеть на фото я её так и не сподобился, увы. Ну, а в наши дни трамвайная линия по Чистопрудному, Покровскому и Яузскому бульварам не только продолжает эксплуатироваться, но и является единственной проходящей внутри Садового кольца и так глубоко «вклинивающейся» в центральную часть города.
Был момент, когда «Аннушка» вовсе исчезла с московских карт. Случилось это в 1991 году. При ликвидации разворотного кольца на Зацепской площади отменили и сам маршрут! Тут бы и закончилась 80-летняя история знаменитого маршрута. Ан нет! Маршрут всё-таки восстановили к празднованию 850-летия Москвы. На этот раз от Зацепы он удлинился аж до Октябрьской (ныне Калужской) площади и в таком виде (Калужская площадь –ст. м. «Чистые пруды») существует и поныне.
Мероприятия по празднованию 100-летия так любимой москвичами все эти годы «Аннушки» прошли в столице 26 ноября 2011 года. К 11 часам утра на площади перед памятником А. С. Грибоедову собралась разношёрстная публика. Кто-то пришёл, заранее зная о грядущем мероприятии, кто-то просто задержался, раз появился повод «потусоваться». Всех со временной сцены развлекали массовик-затейник и девичья шоу-группа. В это же время, предварительно собравшись на кольце у Калужской площади, по нынешнему маршруту «Аннушки» к месту празднования двигалась колонна трамваев. (Стоит заметить, что на время праздничного мероприятия линейные маршруты трамвая №№ 3 и 39 «завернули» через Кожевническую улицу и Новоспасский мост к ст. м. «Пролетарская». Им на замену от Павелецкого вокзала до ст. м. «Чистые пруды» продлили автобус 13-го маршрута. Вернуть схему движения в штатный режим должны были к 15 часам дня.) К сожалению, предварительные «покатушки» выявили главное слабое место: в условиях низких температур в старых вагонах не получается обеспечить достаточный уровень обогрева салона. Посему от поездки по современному маршруту «Аннушки» с гостями внутри ретровагонов пришлось отказаться, ограничившись митингом и временной экспозицией ретротрамваев на кругу у Чистых прудов.
К одиннадцати часам колонна прибыла к месту празднования в следующем составе:
– линейная «Татра» ТЗ после КВР (тип МТТЕ) № 1302 в праздничной раскраске;
– вагон Ф № 164;
– вагон БФ № 932, вновь приобретший пусть и не историческую, как утверждают некоторые историки транспорта, но всё же более привычную для московского трамвая окраску: вишнёвый низ, жёлтый верх;
_– вагон КМ № 2170;
– вагон МТВ-82 № 1278;
– вагон Т2 № 378
– вагон РВЗ-6М № 222
– вагон Т3 первого выпуска № 481
– вагон Т7В5 № 7001.
Заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Н. С. Лямов зачитал письмо от г-на Собянина. С торжественной речью также выступил генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Пётр Валерьевич Иванов. Не секрет, что именно эти два главных действующих лица праздника постоянно попадали под «обстрел» телекамер и микрофонов слетевшихся на Чистые пруды посланцев средств массовой информации.
В течение часа, что продолжалась мобильная экспозиция, не только полюбоваться красавцами снаружи, но и зайти внутрь трамвайных вагонов могли все желающие. А уж фотокамеры щёлкали безудержно!
Я же, не дожидаясь окончания торжественной части, решил поснимать колонну где-нибудь в городе. И хотя погода к созданию ярких и красочных фотографий вовсе не располагала, напрашиваться к кому-то в вагон покататься, желания не было тем более. Выбор места для фотосъёмки пал на район у ст. м. «Новокузнецкая». Попутно понаблюдал, как работает родная Замоскворецкая линия метрополитена в условиях «разрыва». Дело в том, что, якобы для ликвидации угроз вибрации только что отремонтированному зданию Большого театра со стороны проходящей под ним линии метро, на последней решили провести работы по дополнительной защите от вибрации. Для этого две пары выходных кряду между станциями «Новокузнецкая» и «Белорусская» движение поездов было прекращено. На месте я убедился в том, что, хоть все станции и были заранее завешаны соответствующими объявлениями, количество пассажиров, коих это событие застало врасплох, всё равно зашкаливает! Но я отвлёкся…
Съёмку колонны вагонов осуществил при их съезде с Большого Устьинского моста. Мелкий моросящий дождь, перемежающийся с мокрым снегом, вроде и прекратился, но светлее от этого не стало. Может быть, именно такая сумрачная и непредсказуемая осенняя погода прогнала с улиц большую часть автомобилистов. Так что не бывает худа без добра! Пусть и пасмурно, и снимать приходилось на пределе возможного, но хоть в кадр эти четырёхколёсные «консервные банки» назойливо не лезли!
А с парада вагоны разъезжались по своим депо, где они находятся на постоянном сохранении. Для вагонов №№ 164 и 378 это депо имени Апакова (№ 1), для №№ 932 и 2170 это депо имени Баумана (№ 2), для 1278 – Октябрьское (№ 4), для №№ 222 и 481 – депо имени Русакова.
Ну, а вагон № 1302 выйдет на линию в числе прочих своих собратьев и будет продолжать бегать по Москве с буквой «А» в маршрутном указателе.
Долгих лет тебе, дорогая «Аннушка»!
27.11.11