Первая зима
Прислано admin на Марта 03 2010 20:48:59
Михаил Блюхер,
Максим Колганов
САДОВЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Первая зима
После летней эксплуатации и межсезонного перерыва (сбор дороги дома для игры с детьми на ограниченной площади не в счёт) нам захотелось убедиться в возможности работы садовой железной дороги зимой. С этой целью мы посмотрели массу информации в сети Интернет, где на You Tube выложено много интересных роликов. В частности работа роторных (американских) снегоочистителей и немецких стругов. Понимая, что роторный снегочист «на коленях» сделать невозможно, мы решили попробовать соорудить съёмный струг для рудовозного вагона из стартового ПИКОвского набора. Естественно, никаких чертежей в Интернете и на форумах найти не удалось, поэтому мы руководствовались только фотографиями.
Для этих целей из винипласта были нарезаны пластины, по размерам вагона собран на заклёпках струг с приспособлением для быстрой установки на вагон. Получилось немного примитивно, но при эксплуатации струга реализм был достигнут.
И вот на праздничные февральские выходные был назначен выезд на Михневское «отделение» садовой железной дороги. Забегая вперёд, скажем, что в эти дни Московскую область накрыл сильнейший снегопад, что внесло свои коррективы в эксплуатацию дороги.
Приехав на место, мы обнаружили, что без хорошей лопаты для снега даже думать нечего о прокладке трассы. К счастью, опытный С. В. Костыгов настоял на приобретении по дороге такой лопаты, невзирая на протесты михневского «НОДа». Расчищать будущую трассу решили до балласта, уложенного ещё в мае 2009 года при пуске первой очереди. После расчистки получилась выемка в снегу глубиной около метра и шириной сантиметров 60, что позволило спокойно перемещаться по всей трассе для технического сопровождения эксплуатации. Так как расчистить балласт полностью не удалось, рельсошпальную решётку укладывали на снег. И вот после проверки геометрии мы подключили питание и установили на рельсы сплотку из двух стартовых паровозов BR80 и самодельного струга, для устойчивости нагруженного балластом из стальных стержней.
Вот тут-то и проявился характер русской зимы и сказалось отсутствие опыта эксплуатации садовой железной дороги в зимних условиях. Началось с того, что 80-е напрочь отказывались трогаться с места – они боксовали как корова на льду, а точнее, на скользких рельсах, упираясь в струг и снег, как в стену. После частичной разгрузки струга дела пошли веселее, но при упоре снегоочистителя в снежную стену боксование продолжалось. Кроме того, очень быстро стала образовываться наледь на поверхности катания колёс паровозов, что также ухудшало условия токосъёма. Частично решить эту проблему удалось, догрузив один из 80-х теми же стальными стержнями. Получился своего рода BR80у (по аналогии с ВЛ10у). Прочистив один круг, мы столкнулись с другой проблемой – у паровозов стали замерзать прижимные пружины токосъёмных лап (башмаков). После этого даже догруженный BR80у начинал ездить с перебоями, а вскоре и вовсе встал. Однако у нас в запасе была ещё одна тяговая единица – мотриса VT98, любезно предоставленная купавинским «НОДом». Здесь мы поняли преимущество классического исполнения моделей локомотивов перед стартовыми. Мотриса, имея токосъём с 4 колёс, также имеет и 4 токосъёмные лапы (башмака). BR80, в свою очередь, также имеет токосъём с 4 колёс, а вот лап (башмаков) у него только две. Этим и вызвано более ровное движение мотрисы. Поэтому мы приняли решение осуществить расчистку снега с рельсов при помощи мотрисы, которая толкала перед собой струг.
После 5–7 кругов со стругом, его перевели в тупик, а к мотрисе прицепили её «родной» вагон. Поначалу сцеп из 2 вагонов ходил не очень ровно, мотриса постоянно боксовала в месте подъёма, но по мере «раскатки» пути, а также ослабления снегопада движение выровнялось, боксования прекратились. Справедливости ради необходимо добавить, что после этого и догруженный BR80у с классным вагоном стал ездить удовлетворительно, изредка застревая на рельсах американской фирмы Aristo Craft. Но с возобновлением снегопада у паровоза стали подмерзать прижимные пружины, и его эксплуатацию пришлось приостановить.
Теперь о рельсовом материале. На Михневском «отделении» в качестве эксперимента уложены в некоторых прямых участках пути (20% от всей протяжённости дороги) рельсы американской фирмы Aristo Craft. Эти рельсы, прекрасно показавшие себя во время эксплуатации в сезон весна–лето–осень, в зимних условиях очень быстро покрывались коркой из льда и грязи, зато ПИКОвские рельсы оставались чистыми и обеспечивали прекрасный токосъём. Даже после остановки на обед и возобновления эксплуатации спустя час проблем с токосъёмом на ПИКОвских рельсах не наблюдалось. Тем не менее для полноценной эксплуатации всё-таки приходилось прочищать путь от выпадающего снега уже не при помощи струга, а при помощи швабры со щёткой. Но настроение у участников этого эксперимента было прекрасное: ещё бы, ведь это первый опыт эксплуатации в зимних условиях!
Необходимо сказать несколько слов об источниках питания. К сожалению, источники питания, приобретённые в составе стартовых наборов, не удовлетворяют в первую очередь требованиям безопасности, т.к. они не заземлены. С этой проблемой мы частично справились, установив источники на деревянную подставку и резиновый коврик. Кроме того, не выдерживает никакой критики мощность источников питания: при установке на рельсы одновременно 2 локомотивов, один источник просто не справляется, необходимо включение второго в параллель. Также необходимо было подключать второй источник и при движении локомотивов на подъём. В любом случае, для дальнейшей эксплуатации дороги необходимо приобретение более серьёзного источника питания, например LGB Art.Nr. 51070.
Учитываем ошибки
Главный сделанный нами вывод – эксплуатация садовой дороги даже в условиях русской зимы вполне возможна. Конечно, за два дня работы дороги всех нюансов не заметишь, но мы сделали для себя некоторые выводы (конечно, не претендующие на полную объективность).
Рельсы дороги должны находиться на насыпи круглый год. Этим будет обеспечиваться геометрия пути, а зимой шпалы примёрзнут к балласту, что даст возможность их очистки без образования, например, углов в плане и перекосов. Кроме этого, существенно сократится время подготовки дороги к работе.
Необходимо постоянно следить за чистотой головок рельсов и колёсных пар локомотивов, а при снегоборьбе рельсы должны быть очищены до уровня шпал.
Итак, мы получили первый зимний опыт и одновременно огромное удовольствие от проделанной работы. Впереди лето, а с ним и неизбежное расширение наших садовых железных дорог, и много новых впечатлений, которыми мы обязательно с вами поделимся.
Всю информацию вы можете посмотреть на страничке «Садовые ж.д.» сайта www.pereyezd.ru
Продолжение следует.