ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС НА ОСТРОВА
Прислано admin на Октября 31 2009 21:25:18
Сергей Костыгов
ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС НА ОСТРОВА
В октябре 2009 года коллега по работе Дмитрий выточил для моей «пионерки» новую переднюю ось. Старая от тяжёлой эксплуатации деформировалась и люфтила так, что ездить становилось страшно. Так вот, дрезину требовалось обкатать. Вопрос, где? Ближайшими к Москве узкоколейками всегда были Шатура и Рязановка. Рязановку к осени 2009 года разобрали, Шатуру же ещё весной начали разбирать, но как-то медленно, с остановками… Шансов, что к осени от Шатурской УЖД остались пути, было мало, но мы решили рискнуть. На Керве рельсов уже точно нет, оставалась надежда одна – Бакшеево.
Итак, 25 октября 2009 года, я, Максим Колганов и изготовитель новой оси Дмитрий Неумоин отправились в гружённом дрезиной «уазике» в путь. День был пасмурный, в воздухе стояла морось. Собственно, чего ещё ждать от поздней осени?
В Бакшеево мы прибыли в одиннадцатом часу дня. Убедившись в наличии ржавых рельсов на станции, поехали по лесной дороге к мосту через Воймегу, чтобы там спокойно, без лишних глаз разгрузить «пионерку» и оставить в лесу машину. «УАЗ» медленно проплюхал по лужам мимо редких могучих дубов в пойме реки, форсировал разлившийся ручей и выскочил на насыпь узкоколейки. Увы! Перегон Мишеронь – Бакшеево представлял собой вереницу выдранных из полотна насыпи чёрных шпал, удаляющихся в серо-зелёный сосновый лес. Значит, рельсы остались лишь за Бакшеево…
За Бакшеево путь УЖД едва различался в серой осенней траве. Удивительно, как быстро заросла дорога. Ведь ещё год назад здесь ходили поезда! Двигаясь по проложенной вдоль насыпи расквашенной дороге, мы миновали бывшую весовую и остановились в полукилометре от посёлка. Насыпь в этом месте была довольно широкая, что позволяло съехать в сторону от узкоколейки и оставить машину.
Выгрузив «пионерку» на рельсы, заправили её бензином и двинулись в путь. До бывшего 4-го поста двигались с особой осторожностью: насыпь была исковеркана машинами и мотоциклами, выезжавшими на рельсы для объезда луж, путь здесь не вызывал доверия.
За 4-м постом автомобильный след свернул по насыпи старого внутримассивного пути налево, вдоль узкоколейки пошла лишь узкая мотоциклетная тропинка. Слева и справа потянулись вереницы полноводных карьеров. Вон плывёт на резиновой лодке укутанный в бушлат рыбак. Почему-то без удочки и с ружьём. Видимо, совмещает постановку сетей с охотой. Справа поднялись с водной глади три утки. Часто замахав крыльями, покружили над унылым пространством карьеров. Звеня на стыках, мы двигались по брошенной узкоколейке на восток, из области Московской во Владимирскую.
На 42-м км перед бывшим разъездом на тракторном переезде отсутствовало звено пути. Рельсы сняли, чтобы не мешали ездить тракторам, которые тащили с болот последний металл: оставшиеся со времён гидроторфа трубы, конструкции насосных станций, прочее железо.
Живописная S-образная кривая, в которой так и не довелось мне сфотографировать грузовой поезд, корявые столбы давно брошенной телефонки. На ведущей вдоль рельсов тропе уже нет свежих следов: так далеко бакшеевские рыбаки-охотники не забираются. Щурясь от пронизывающего осеннего ветра, мы миновали пространство болот и въехали в голый, практически скинувший листву лес. «Пионерка» сразу же начала боксовать на мокрой листве, прикрывшей поверхность рельсов.
46-й км. Перед бывшим разъездом сохранился входной светофор конструкции мастерских ШТУ, возле него делаем небольшой привал. Разъезд находится в сосняке на сухой песчаной гриве, разделяющей два огромных торфомассива – Бакшеевский и Островский. В восточной горловине насыпь вся чёрная от масла: здесь, у бывшего стрелочного поста часто стояли в ожидании скрещения поездов тепловозы.
«Пионерка» мягко плывёт по осенней листве, под которой едва угадываются головки рельсов. За левой кривой узкоколейка выруливает на простор Островских болот. Серо-жёлтая трава, поглотившая ржавый путь, густой кустарник, одинокие берёзки с редкими жёлтыми листьями. У валовой канавы припаркован к ольхе чей-то мотоцикл. Это уже не бакшеевские охотники – местные, из Владимирской области.
В очередной кривой в канаве лежат аккуратно уроненный оранжевый торфовозный вагон и двадцатитонная цистерна. Из кустов взлетает напуганная тетёрка…
У бывшего 4-го участка засорилась водопропускная труба, проложенная под узкоколейкой. Никому не нужные торфяные поля залила вода, образовав обширное болото. Из-за зарослей камыша торчит остов двухосного немецкого крытого вагона 1913 года выпуска. Полтора года назад я рубил с него табличку, теперь же к нему и не подобраться, рама полностью ушла под воду.
Финишная прямая. Мы движемся к краю торфомассива, у которого находятся разъезд Острова и последняя полевая база Бакшеевского торфопредприятия. По сторонам виднеются заросшие травой так и не вывезенные караваны торфа. Путь впереди занят. Но не подвижным составом – прямо на рельсах стоит экскаватор. Оказалось, он раскапывает огромную толстостенную трубу, проложенную вдоль узкоколейки. Трубу режут на части и вывозят куда-то через Владимирскую область.
Протащив «пионерку» в обход экскаватора, мы попали на разъезд Острова. Точнее, на то, что от него осталось. Объездную разобрали для того, чтобы выкопать из-под неё трубу, растащили, частично раскантовали и главный путь. Рельсы закончились ровно посередине разъезда. Впереди – вереница шпал, ведущая к полевой базе, брошенный в траве состав путеукладчика с гнилыми времянками. Всё, конец дороги..
На Островах к нам подошёл местный мужичок, житель расположенной неподалёку деревни. Посетовал сначала на то, что с закрытием торфопредприятия все остались без работы, а потом на то, что, «как по телевизору сказали», Лужков все тучи из Москвы на Владимирскую область направил, и погода испортилась.
На обратном пути снова сделали остановку на 46-м км. Только на этот раз у входного со стороны островов. В этом давно не действующем светофоре поселились осы, разместив в нижней «глазнице» огромное гнездо.
Серый день подходил к концу. Коротки дни осенью: только начало четвёртого, а уже темнеет. По ржавым, теряющимся в траве рельсам узкоколейки «последний поезд» с Островов прибывал в Бакшеево. Как когда-то давно, поздней осенью 1997 года, возвращался я на своей дрезине с болот по обречённому на разборку участку Шатурской узкоколейки в Туголес. Грустно было, но тогда ещё оставался действующий участок Шатура – Острова. Теперь же всё! Спустя 12 лет Шатурская УЖД прекратила своё существование.
28.10.2009 г.