Прощай, ШАТУРА!
Прислано admin на Июня 02 2009 13:00:38
Павел В. Кашин, Москва
ПРОЩАЙ, ШАТУРА!
Тяжелобольной скончался, похороны ведутся. Следует констатировать этот неоспоримый факт. Все годы, прошедшие с начала перестройки в 1985 году, в той или иной степени продолжалась вялая ремиссия болезни. Отбрасывались ставшие ненужными части единого организма, как балласт из корзины путешественника на воздушном шаре. Больной пытался доказать себе самому и всем нам, что он ещё жив. Все эти годы имелась мизерная, но всё же надежда на выздоровление. Увы! Лекарство властей, выписанное для спасения подмосковных торфяных болот, оказалось смертельным для того, что человек создал для использования их недр во своё благо.
И вот она, реальность 2009 года: лихая бригада равшанов джумшутовичей начала ставить жирную точку в истории некогда обширной сети шатурских узкоколейных железных дорог. Удивительно, как быстро человек в сотрудничестве с матерью-природой может стереть с лица земли свидетельства о хозяйственной деятельности многих поколений своих предшественников! В этом я убедился, стоя на бывшем полотне перегона Чёрное Озеро – Керва сети торфовозных железных дорог бывшего Шатурского транспортного управления (ШТУ).
Оспины вывороченных шпал, зарастающая молодой травой полоска, что была ещё недавно насыпью узкоколейки. Уже сейчас трудно поверить, что вот тут ходили поезда. Пусть не такие большие, что мы видим в своей обыденной жизни, отправляясь на курорт, в другой город к родственникам или на пригородную дачу. Но они были такие же НАСТОЯЩИЕ! Я успел застать другие времена этой дороги и этой насыпи. И всё равно теперь мне не верилось, что это здесь тарахтели тепловозы, лязгали буферные тарелки и перестукивались колёса вагончиков с надписью «ШТУ» на борту!
А на мосту через протоку, соединяющую два шатурских озера, как ни в чём не бывало отдают свободное время своему неспешному хобби рыболовы. Ах, нет! Изменения всё-таки имеются. Теперь на мосту появилось свободное пространство, и можно прямо здесь оставить на время своего четырёхколёсного друга. Свято место пусто не бывает.
Последний день мая 2009 года я решил посвятить прощанию с Шатурской узкоколейкой. По имевшимся сведениям, было принято решение об окончательной её ликвидации, и уже некоторое время ведётся активная разборка магистральных путей. Вопреки устоявшейся печальной традиции, бригада разбиральщиков двигается не от крайней точки дороги в сторону её главной станции (что было бы логично!), а в обратном направлении. Поэтому я решил пройтись пешком по ещё уцелевшему и наиболее живописному, с моей точки зрения, участку дороги от Мишерони до Бакшеево. Здесь, помимо ясных сосновых боров, на трассе имеется два довольно крупных моста через реки Поля (29-й км) и Воймега (33-й км). Теперь с заброской проблем не было. Сначала с Казанского вокзала Москвы электропоездом до Шатуры. Короткая перебежка до автостанции. Далее автобусом до Мишеронского. Бакшеево также связано регулярным автобусным движением с Шатурой и соседней Рошалью. Одно не нравилось: ехать одному было чертовски скучно, поэтому я заранее «кинул клич» на двух любительских форумах, мало надеясь на успех такого «крика отчаяния».
Откликнулся Евгений Андреев. Более того, он предложил более комфортабельный способ заброски – личный автомобиль. Это давало нашей маленькой группе большую мобильность. Поэтому план на день был дополнен посещением Кервы. По пути к ней я и увидел остатки полотна и рыбаков, продолжающих всё также безмятежно удить рыбу.
Бывшие когда-то такими знакомыми пути станции Керва теперь частично сняты. Оставшиеся заставлены двумя рядами торфовозных вагонов. Крайние тележки развёрнуты почти под прямым углом к оси пути во избежание угона. По словам Евгения, так они стоят с зимы, когда вывозка торфа по узкоколейке была окончательно прекращена. Часть вагонов, сброшенные с тележек, вообще уложены поперёк путей и образуют коридор, ведущий в автосервис. Его местные дельцы организовали в отсеке гаража бывшего Петровского торфопредприятия. Само здание депо прилично пострадало при недавнем пожаре. Интересно, какие машины будут пригонять в этот сервис лишённые работы местные жители? Хотя бизнесменам виднее! Говорят, в единственном уцелевшем стойле за замками прячут последнюю ЭСУ. Ту самую, красную, не так уж и давно выкупленную в соседнем Орехово. Проверить это не было возможности, да и особого желания: окна настолько грязны, что разглядеть через них что-то внутри практически невозможно, а живых душ вокруг удручённых своими перспективами остатков узкоколейной техники не наблюдалось.
Даль перспективы торфяных болот, тянущихся в сторону Долгуши, теперь никоим образом нас не привлекала. В Мишеронь!
Оставив машину в лесочке недалеко от переезда, сначала идём в сторону разъезда. А и нет его! Только крестовины остались! Рельсы магистрали со слабым накатом. Пионерка? Да откуда ей здесь взяться, чай не леспромхозовская дорога то? Ездили с неделю назад, не позднее. Свежераздавленных травинок не наблюдается. Вырасти успела трава. Совершенно ржавый и заросший зеленью путь широкой колеи на стеклозавод. С его территории – никаких звуков жизни, только ветер шумит в кронах деревьев вокруг да где-то далеко в посёлке брешут от скуки собаки.
Движемся назад к машине и дальше к мосту через Полю. Решено дойти до него, потом вернуться к машине и съездить в Бакшеево: там «поводить носом». Полотно узкоколейки сильно заросло. По этому участку (25–26-й км) никто не ходит. Трава мокрая, и низ штанов мгновенно отяжелел. Вокруг чуть мрачноватый лес. Выдернут здесь рельсы, и он за пяток лет поглотит скромное полотно дороги! Зарастёт оно травой, молодыми сосенками, берёзами да осинами. От переезда с дачной грунтовкой на 27-м км (примерно), вдоль спрятанных в траве рельсов потянулась тропочка. Да и лес как-то сразу повеселел. Неудивительно, ведь начинается насыпь перед речкой Полей. А что это там вдали? Уж не коллеги ли какие по увлечению? Нет, дачники на велосипедах. А за ними? Точно: «пионерка»! Стоит то ли на самом мосту, то ли возле него. Никак не заводится… Нет, завелась и поехала. Пообщаться с товарищами по такому безнадёжному увлечению было бы интересно. Машу сигнал остановки. Хм… Меня не ПОНЯЛИ или не захотели понять. «Пионерка» проезжает мимо, не тормозя. Она «увешана» прилично, не по-деревенски одетым народом. У кого-то на шее болтается чехол для фототехники. Точно любители! Общаться не захотели? Да и не очень-то и хотелось, счастливого пути! А вот ИСИ им на досуге почитать всё-таки стоило бы. Перед поездкой по железной дороге, пусть и узкоколейной, находящейся в процессе ликвидации.
День разогревался, становилось жарковато. Поэтому мы с Евгением после небольших колебаний отдали свои разгоряченные тела в объятия Поли. Не девушки, реки! Окунулись в её воды, жёлто-чёрные, быстрые на стремнинке поворота. После купания тягостные чувства отошли на второй план. Вот мост. По нему пока проложен путь. Мы это застали и радоваться надо хотя бы этому быстротекущему моменту.
Конечно же снимать на фото и видео буквально каждый метр ещё лежащего пути не стоило. Но снимков всё равно получилось множество. На обратном пути я отдавал предпочтение окружающей природе. От сосновых боров, заросших травой старых тракторных переездов до незабудок и кустиков земляники, нежно прижимающихся к холодным рельсам узкоколейки. Эх! Раздолье им скоро здесь будет! Когда лес окончательно поглотит эту полоску земли, прорезанную человеком в толще торфяных болот и сосновых грив востока Московской области.
У моста через Воймегу просто посидели с Евгением на раскалённых рельсах. Подъехали на мотоцикле давеча встреченные на Поле рыбаки. Они подтвердили, что виденная нами оранжевая «пионерка» не местная. Её привезла к мосту через речку толпа народу и долго «приводила в чувство». Значит, всё-таки это были коллеги-любители.
Перед рывком в Москву прошлись по территории депо бывшего Бакшеевского торфопредприятия. Два остова ЭСУ2а, лишённые капотов. Согнанные со всей сети на бойню цистерны и прочий вагонный остаток ШТУ. Из недр безжизненного вроде депо вылез суровый охранник. Интересную вещь сообщил он. Якобы весь путевой материал будет отправлен куда-то в Сибирь на строительство НОВОЙ узкоколейки! Бред? Что-то я краем уха раньше слышал. Типа, некая группа предпринимателей от лесной промышленности, проведя экономические расчёты, пришла к выводу, что для разработки кварталов в отдалённых уголках Красноярского края без узкоколейки не обойтись. И вот уже пару лет вроде как ими прилагаются усилия по сбору материалов и техники для нового строительства.
А и правда! Рельсы не порезаны автогеном на равные, готовые к погрузке в кузов грузовика куски, а сложены в ровные штабеля. Разболчены стыки, аккуратно сложены скрепления…
Ну что ж. Если рельсы ликвидируемой Шатурской сети дадут жизнь новой железной дороге узкой колеи – хорошо! Хоть какая-то капля мёда в бочке с дёгтем!
Время не остановить. Что-то умирает, что-то рождается взамен.
Прощай, Шатура!
01.06.2009 г.