Угрешка
Прислано admin на Декабря 02 2008 12:11:30
УГРЕШКА
Павел В. Кашин
При слове «Угрешка» московские призывники и многочисленные уклонисты от армии начинают нервно покуривать. И всё потому, что на улице Угрешской в Москве расположен городской сборный пункт. Но мне он уже лет двадцать не страшен.
Для меня интерес представляло вовсе не это режимное заведение, а совмещённый с конечной остановкой пункт примыкания трамвайных путей ГУП «ГлавМосГортранс» к ж/д путям ОАО «РЖД». Теперь всё чаще подобные места «продвинутые юзеры» компьютерной техники, интересующиеся городским и железнодорожным транспортом, именуют заокеанским словом «гейт», т.е. ворота. Ну, да! Ворота из одного мира в другой. Даже как-то зловеще - таинственно звучит. Не сочтите меня ретроградом, но, несмотря на явную ёмкость данного неотермина, я в своём материале его использовать не буду!
Так вот… примыкание. Место для него было выбрано не случайно. Рядом в обширной промзоне расположилась база материально-технического снабжения (МТС) того самого государственного унитарного предприятия (ГУП) «МосГорТранс», ведающего в Москве не только трамваями и троллейбусами, но и автобусами тоже. К ней ведёт подъездной путь от станции Угрешская на малом московском ж/д кольце (МОЖД). На подъездном пути ГУП несёт свою тихую службу «монстрик» – так я авансом прозвал про себя этот локомотив. В своей прошлой жизни это был маневровый тепловоз с гидропередачей ТГМ3б-2099. Потом его коренным образом перестроили. От исходной машины остались только рама с тележками и кабина. Дизель и всё, что с ним было связано, демонтировали. Водрузили на раму шкафы с аккумуляторной батареей и пусковыми сопротивлениями, а также две консоли с токоприёмниками. Короче, получился электровоз. Ну а поскольку он «МосГорТрансовский», то понятно, что всё электрооборудование взято «напрокат» у троллейбусов («троллей» – как зовут их эти самые юзеры) и трамваев. Соответственно, и напряжение питания у него трамвайно-троллейбусное, т.е. 600 В постоянного тока.
Оч-чень хотелось мне полюбоваться чудом сим! Но… как всегда, то времени свободного нет, то настроения, то возможности… Подстегнуло меня то, что рядом, где-то между Третьим транспортным автомобильным кольцом (ТТК) и путями станции Угрешская, некий предприниматель собирается открыть кафе «а-ля ж/д тематики», для чего припёр откуда-то узкоколейный тепловоз ТУ6А и пассажирский вагон ПВ-40. Засвидетельствовать на фото самолично сей факт стоило обязательно!
Получив от начальства нежданные три выходных дня в счёт отпуска в начале ноября 2008 г., один из межпраздничных дней посвящаю вылазке в Угрешку. Погода «шептала»: было темно, пасмурно, периодически накрапывал и прекращался унылый дождик. «Куда меня понесло? – думал я. – Сидел бы сейчас в домашнем уюте перед телевизором! В такую темень и снять-то ничего толком не получится…» Но отступать было поздно. От метро иду пешком, прогуливаюсь под небесной осенней влагой. Вот и гей… т.е. конечная остановка трамваев 20-го и 43-го маршрутов, рядом подъездной путь, снабжённый трамвайной контактной подвеской. Ворота в чрево базы МТС настежь открыты, но движения не заметно. Жаль! Соваться к охране ГУПовских тайн с объяснениями, «чего хочу», совершенно нет желания, тем паче в свете нынешней «антитеррористической истерии» городских властей. Остаётся только изучить конфигурацию путей и идти искать узкоколейные артефакты с другой стороны ш/к станции.
Снова пошёл дождь, когда, дойдя до группы зданий между ТТК и путями, я заскучал. Стоило всё-таки уточнить местоположение ТУ6А и вагона, пока я окончательно не промок, бродя по здешним задворкам.
– Аллё! Рома? Привет! – закричал я в трубу сотового, – я щас на Угрешке. А где тут этот … ТУ6А. Подскажи, как его найти.
– В общем, так… – товарищ, уточнив моё текущее местонахождение, начал пространно объяснять, куда мне пойти.
Я с грустью посмотрел на ближайшее ко мне здание, вычурно окрашенное в оранжевый цвет, с чёрным фундаментом. Внезапно, как хамелеон на ветке дерева, прямо передо мной «материализовался» капот у/к тепловоза! О как! Локомотив окрасили заодно с домом, и потому я со своим хреновым зрением и при общей серости пейзажа не сразу его и заметил!
Перед ТУ6А на корточках сидел какой-то дядька в потёртых джинсах, серой куртке поверх грязной майки и в очках на интеллигентном лице. Последнее делало его в моём представлении похожим на спившегося инженера, которого выгнали из НИИ. Он наводил кисточкой последний марафет на ходовую часть. На мои расспросы дядька только отмахнулся: «Из Шатуры это всё привезли!» Интересно, да верится с трудом… Ну и ладно! Номерное стекло уцелело только с одной стороны, и там уверенно читались лишь первые цифры: «24», т.е – ТУ6А-24хх. Знатоки утверждают, что это 2485-й из Орши (Тверской обл.), что оспорить практически невозможно! Тепловоз уже «привязали» к месту последней стоянки. С чердака оранжевого домика на крышу локомотивной кабины ведёт железный мосток. Над кабиной обустроена площадка, с которой по железной же лесенке можно спуститься на капот. Зачем? Вот и я глубоко задумался…
Вообще, серый я человек! Ну никак не могу понять высокого стиля творчества современных дизайнеров, их высокохудожественные инсталляции. Может, площадка на крыше кабины задумана как курительная веранда, откуда можно спуститься внутрь капота для уединения?..
Идти домой не хотелось. Что-то заставило меня вернуться к трамвайной остановке. «А вдруг, искомый мною «монстрик» всё-таки выползет из своего гнезда?» – надеялся я на чудо, вновь пересекая горловину станции Угрешская МОЖД по настилу служебного прохода.
А обстановка изменилась! На пути, что вёл когда-то в обширную промзону, а ныне обрывался под асфальтом Угрешской улицы, стоял полувагон. Понятно теперь, почему над этим аппендиксом на длину маневрового локомотива висел контактный провод. Он используется как разменный тупик между базой МТС и ОАО «РЖД»! Кто же выставил вагон в размен? Да кто угодно! Либо «монстрик» (профукал я его!), либо «чмуха» со станции. В последнем случае стоило подождать…
Но нет! Теперь ворота во чрево базы МТС наглухо закрыты. Хотя… За ними наблюдается какое-то движение… Точно! Вот из-за кривой показался «монстрик», а перед ним семенит охранник. Он же ворота идёт открывать!
Занимаю позицию, распаковываю фотоаппарат и мысленно выставляю ещё 2–3 точки для съёмки. Локомотив с обозначением ЭПМ3б-2099 (электровоз, п???, маневровый, на базе ТГМ3б-2099) тащил за собой платформу и ещё пару полувагонов. Он закатил их в обменный тупик. После чего выехал на «домашний» путь и под открытый с поста у трамвайной остановки зелёный сигнал отправился восвояси. Всё!
Поговорить с бригадой для уточнения конструкции мне не удалось, жаль… Вопросов было много. Например, выставляя вагоны, локомотив далеко выехал за пределы контактной подвески, «бросив рога», т.е. опустив токоприёмник. Каким образом он покатился обратно? Под уклон? Навряд ли. Скорее всего на аккумуляторной батарее. А какова её ёмкость? Какой привод на колёса? Т.е. оставлена ли старая механическая передача от тепловоза, или каждую ось снабдили тяговыми двигателями?
Ладно! Всему своё время. Главное – в моём архиве теперь есть фотографии уникального «монстрика», сделанного умельцами ГУП «МосГорТранса» на базе маневрового тепловоза ТГМ3б-2099.
30.11.08