Сейчас на сайте |
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей
Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
|
|
|
Краткая историческая справка |
|
Краткая историческая справка к статье "Репортаж из прошлого"
Р. В. Молочников
Закаспийская железная дорога строилась военными и на деньги военного ведомства с 1880 года для обеспечения снабжения экспедиции генерала М. Д. Скобелева. Железная дорога изначально была построена из местечка Узун-Ада, расположенного южнее Красноводска, хотя все главные склады находились в этом городке. Сам же Красноводск был основан как военное укреплённое поселение в 1869 году. Дорога первоначально доходила до Кизил-Арвата, где возвели паровозоремонтные мастерские, и здесь же была первая резиденция управляющего дорогой. В 1886 году, после небольшого перерыва, возобновилось активное строительство дороги под руководством генерала М. Н. Анненкова. Дорогу продлили до Самарканда, и 15 мая 1888 года (по ст. стилю) состоялось её торжественное открытие. А в 1896 году была построена ветка длиной 128 верст, соединяющая Красноводск с Закаспийской железной дорогой в районе станции Мола-Кары, поскольку место Узун-Ада было признано неудобным и невыгодным. В Ашхабаде было размещено Управление Закаспийской железной дорогой.
Строительство на этой дороге велось необычным способом. Применялись специальные строительные поезда. В состав этих поездов входили двухэтажные вагоны-казармы, вагоны-мастерские, столовые, штабные, лазареты. Все строители являлись военными, наёмных рабочих было немного. Иногда на строителей происходили налёты местных партизанских отрядов. Через реку Амударью пролегал деревянный мост длиною 2,5 версты, длиннейший на тот момент в мире. «Любоваться» им приезжали специалисты и из Европы, и из Америки. В 1901 году произошло открытие нового железного моста, длиною 800 сажен. Его металлические части были изготовлены в России Брянскими заводами. Строительством моста руководил инженер Ольшевский.
При проектировании этой дороги первоначально предполагали строить специальные галереи для пропуска зыбучих песков, но позже нашли другое средство. Оказалось, что густая щетина из сухого тростника, воткнутая в откосы, прекрасно задерживает зыбучий песок. Эта щетина и сейчас видна вдоль всей дороги.
Ещё одна проблема – водоснабжение Красноводска и Узун-Ада, где совсем не было пресной воды. Сначала была построена опреснительная установка, но к моменту её запуска оказалось выгоднее возить воду из Казанджика. Воду доставляли ежедневно в специальных «водяных» поездах, состоявших из платформ, с поставленными на них огромными деревянными бочками, открытыми сверху.
Пассажирские вагоны на этой дороге первоначально окрашивались в белый цвет для уменьшения нагрева их от солнца.
Закаспийская железная дорога поражала воображение современников. Ставший за много веков легендарным «путь в Индию» теперь оказывался намного короче и быстрее. Любой путешественник, попадавший в те места, не мог надивиться и местному восточному колориту и тому, как железная дорога стремительно несёт цивилизацию в эти прежде очень дикие места. Железная дорога, мастерские, паровозы, современные европейские постройки, электрическое освещение с одной стороны, и дикость, кочевые племена, самобытность местного населения, чужая религия с другой – слишком большой контраст. Недаром в то время местные жители вполне серьёзно называли паровоз «шайтан-арбой»!
|
|
|
|
|
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
|
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
|
|
Гость |
Вы не зарегистрированны? Нажмите здесь для регистрации.
Забыли пароль? Запросите новый здесь.
|
|