Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕTuesday, September 26, 2017
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Красноярск. Мимолётное видение.
КРАСНОЯРСК. МИМОЛЁТНОЕ ВИДЕНИЕ

Павел В. Кашин, Москва


Поездка в Красноярск предстояла молниеносная. Узнав в середине рабочего дня о том, что мне «светит» командировка, поздним вечером я уже ехал в автобусе в аэропорт. Осуществив за утро следующего дня все необходимые по работе дела, я получил возможность немного поизучать этот сибирский город. А на 9 вечера был назначен вылет назад в Москву.

Главными воздушными воротами Красноярска является аэропорт Емельяново. Он связан с городом регулярным автобусным сообщением, т.к. через него проходит несколько транзитных междугородних маршрутов. Они заезжают и к соседнему аэропорту Черемшанка. До недавнего времени он обслуживал местные линии. Страшный пожар 19 декабря 2011 года полностью уничтожил здание аэропорта. Теперь это груда обожженного, покорёженного металла, над которой, словно гигантская печная труба сгоревшей избы, возвышается повреждённая огнём диспетчерская вышка. На время восстановления все местные рейсы переведены в Емельяново. Из города автобусы отправляются в аэропорты от центрального автовокзала, бывшего когда-то аэровокзалом по типу Московского. О былом напоминают названия прилегающих улиц.

Официально считается, что Красноярск основан в 1628 году. Тогда енисейский воевода Яков Игнатьевич Хрипунов направил боярского сына Андрея Ануфриевича Дубенского выбрать место для нового острога, чтобы обезопасить Енисейск от набегов киргизов. Место было выбрано на северных границах киргизских кочевий, на высоком плоском берегу Енисея, в месте впадения в него речки Качи. Построенный казаками острог назвали Красным, не только по цвету глинистого обрывистого берега, но и за красоту этого места. В 1690 году Красноярск получил статус города. После разгрома енисейских киргизов, их ухода в предгорья Тянь-Шаня, строительства Абаканского и Саянского острогов и подписания в 1728 году Кяхтинского мира с Маньчжурией Красноярск утратил свое стратегическое значение военного форпоста, превратившись в тихий провинциальный городок.

В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, а ее центром избран Красноярск — не самый крупный город в губернии, но занимающий наиболее выгодное экономико-географическое положение. В это время в городе начали действовать телеграфная станция, открылись начальная школа, мужская и женская гимназии, учительская семинария и ремесленное училище. В Красноярск потянулись купцы, ремесленники, золотопромышленники. В городе появились первые каменные здания, был разбит парк, открылась типография и начала издаваться первая красноярская газета «Енисейские губернские ведомости». Но одновременно город был и одним из мест, в которые ссылали политических изгнанников.

Новый толчок экономическому развитию города дали в конце XIX века разработка золотоносных приисков и строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. 6 декабря 1895 года по ней в Красноярск пришёл первый поезд. Мостовой переход через Енисей был заложен год спустя. Его строительство было завершено 28 марта 1899 года. В 1900 году это инженерное сооружение наряду с Эйфелевой башней было удостоено «Гран-при» и золотой медали Всемирной выставки в Париже — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». В советское время параллельно старому мосту было построено ещё два железнодорожных перехода через Енисей. Увы, несмотря на протесты защитников памятников истории и культуры, в 2002 году началась разборка старого моста, а в августе 2007 года его конструкции были сданы на металлолом.

С 1934 года город является административным центром Красноярского края. Во время войны сюда было эвакуировано более двух десятков промышленных предприятий. Индустрия города выросла в несколько раз. По своему экономическому развитию он обогнал соседний Иркутск.

Сейчас в городе насчитывается 47 научно-исследовательских и проектных институтов, 12 государственных высших учебных заведений и 35 техникумов. Красноярск — это и культурный центр региона. В городе действуют несколько театров, картинная галерея, краеведческий музей; есть свой симфонический оркестр, органный зал. Помимо всего прочего, Красноярск – это ещё и географический центр современной России.

10 апреля 2012 года текущим статистическим учётом был зарегистрирован миллионный житель города. Таким образом, город вошёл в число российских городов-миллионеров.

«Скелет» Красноярска достаточно прост и чем-то по структуре напоминает далёкий от него Воронеж. Изучив бегло схему города за несколько часов до вылета, я смог сразу достаточно уверенно ориентироваться на месте. Основа – река Енисей, делящая его на две почти равные части: левобережную и правобережную. На левом берегу расположены исторический и деловой центр города, городская и краевая администрации, железнодорожный и центральный автобусный вокзалы, основные достопримечательности. Здесь же, к северу от центра, расположены наиболее богатые и престижные спальные районы, а также продолжается активное строительство нового жилья. Правый берег более индустриальный. Здесь расположены крупные промышленные предприятия Красноярска, а основные жилые кварталы построены в период 40-70-х годов. И если архитектура левобережья поражает своим разнообразием, а новые жилые массивы растут этажами всё выше и выше, то правобережье – царство хрущёвок и промышленных зон.

Протекающий с юго-запада на северо-восток Енисей многое предопределил в географии Красноярска. Во-первых, город в указанном направлении в два раза длиннее, чем в направлении с юго-востока на северо-запад (32 км против 16). Во-вторых, ориентация городских улиц придерживается в основном этих же двух направлений. Но самым интересным, на мой взгляд, является тот факт, что условно Енисей делит всё огромное пространство Сибири на Западную и Восточную части. Т.е. левобережная часть Красноярска находится в Западной Сибири, а правобережная – в Восточной!

За основу современного герба города взят исторический герб города Красноярска, утверждённый 23 ноября 1851 года. Вот его описание: «Герб города представляет собой изображение золотого стоящего на задних лапах льва, помещённого на червлёном геральдическом щите, держащего в передних лапах лопату и серп из того же металла, в правой лапе — лопата, в левой — серп. Геральдический щит увенчан золотой пятибашенной статусной короной центра субъекта Российской Федерации». Лев призван символизировать силу, храбрость, гордость, великодушие, милосердие, отвагу и власть. Заступ олицетворяет подземные богатства края, а серп — наземные.

Как известно, тема Красноярска присутствует в оформлении десятирублёвой купюры Банка России, ныне постепенно выводимой из обращения. На её лицевой стороне изображён Коммунальный мост через Енисей. Официально в эксплуатацию он был принят 15 ноября 1961 года, хотя фактическое движение по нему открылось месяцем раньше. Строго говоря, он состоит из двух мостов длиной 940 и 410 метров, разделённых специальной дамбой, проходящей через остров Отдыха. Ширина моста 23,4 метра, максимальная высота 26 метров. В левобережной части моста въезд на него предваряют Театральная площадь и площадь 350-летия Красноярска. В правобережной части – Предмостная площадь. Нет, я не опечатался! Не Предмостовая, а именно Предмостная!

Конечно же я не мог не увидеть Коммунальный мост, не мог не постоять возле него. К сожалению, величественность сего сооружения скрадывал дым лесных пожаров. Да, да! Я вспомнил смог над столицей 2010 года, когда в Подмосковье горели торфяники. Теперь, в 2012 году, пылали леса в окрестностях Красноярска. Остров Отдыха закрывал собой часть сибирской реки, поэтому насладиться в полной мере величием и мощью Енисея не получилось. Но друзьям всё-таки отбил СМС-сообщения о том, что вот, мол, сейчас я стою и любуюсь 10-рублёвкой в натуральном виде! А вечером, перед обратным рейсом, вернулся к мосту и бросил в Енисей монетку. На счастье! И когда-нибудь вернуться сюда ещё надо будет обязательно, благо что своя «точка возврата» в Красноярске у меня теперь была!

До Коммунального моста постоянной переправы через Енисей в Красноярске не существовало. Изначально использовались наплавной мост (плашкоут), паромная и лодочная переправы. С 1939 года переправа в черте города стала осуществляться по разводному понтонному мосту. Кроме того, использовались железнодорожные мосты. Ныне в городе для автотранспорта используются три мостовых перехода. Помимо Коммунального, выше по течению (севернее) действует Октябрьский мост (его строительство началось ещё в 1970-е гг., однако для движения он был открыт только в 1986 году), ещё севернее - мост 777 («Три семёрки»). Вообще-то, официальное название последнего – Коркинский мост. Однако в народе оно не закрепилось. «При чём тут знаменитый портвейн?» – спросите вы? А ни при чём! Просто в период строительства он именовался как «объект 777». Мост совмещённый, автомобильно-железнодорожный. Он соединяет северную объездную дорогу города, проходящую по границе Советского района Красноярска, и правобережный Ленинский район. По ж/д колее идут в обход пассажирской станции транзитные грузовые поезда. После сдачи в конце 2008 года четвёртого автомобильного моста через Енисей, входящего в систему дальнего обхода Красноярска, совмещённый мост 777 несколько утратил своё прежнее главенствующее значение для транзитного автомобильного транспорта.

Городской автобусный транспорт я даже и не пытался изучить сколько-нибудь вдумчиво. Почти сотню маршрутов обслуживают, помимо трёх муниципальных (КПАТП-2, КПАТП-5 и КПАТП-7), большое количество частных перевозчиков. У каждого – свой вид подвижного состава. Разовые проездные документы тоже разные: раздолье для коллекционеров, именуемых труднопроизносимым словом «перидромофилист». Из частников запомнилось общество «Вавулин-К». Несколько раз за день пришлось воспользоваться обслуживаемым им маршрутом №1. Этот маршрут начинается от ж/д вокзала, проходит через Коммунальный мост и далее следует по всей длине главной магистрали правобережья – проспекта имени Газеты «Красноярский Рабочий». Маршрут узнаваем в городе, ибо работают на нём (по крайней мере, работали в день моего посещения) исключительно машины марки МАРЗ-42191 Мичуринского авторемонтного завода. Машины, на мой взгляд, несколько кургузые и шумные, да и чадят при трогании с места они ужасно!

Отдельно стоит рассказать про упомянутый выше проспект правобережья. Первая прочитанная мной на одном из домов вывеска гласила: «Проспект Красноярский Рабочий». Почему в именительном падеже? Оказалось, это было упрощённое написание! Когда-то доводилось слышать историю о том, что в каком-то городе в первые годы советской власти существовала улица имени Проклятья Подлых Убийц Товарища Урицкого. Теперь я допускаю, что это не просто байка и такое вполне было возможно. Ну а проспект имени Газеты «Красноярский Рабочий» (Местные жители именуют его кратко: Красраб.) своё современное название получил в 1956 г. в честь краевой ежедневной газеты. Сегодня это самый длинный проспект города. Ради интереса я измерил его длину по «Яндекс-картам». Она составила 9 километров!

Электротранспорт разделён Енисеем в прямом смысле этого слова. Троллейбусы двух депо обслуживают исключительно левобережную часть города, трамваи – правобережье. Когда-то имелось взаимное проникновение этих видов городского транспорта на противоположные берега. Контактная сеть троллейбуса до сих пор подвешена на Коммунальном мосту и далее тянется куда-то по улице Александра Матросова. Маршрутного движения по ней нет. Частично демонтированная троллейбусная линия сохраняется и по Октябрьскому мосту. В правобережье, у проспекта Красраб её следы теряются.

Когда-то на Коммунальном мосту лежали и трамвайные пути. Правда, как я понимаю, сразу же за мостом, на Театральной площади, они заканчивались разворотной петлёй 9-го маршрута. С другой стороны моста расположено ныне действующее трамвайное кольцо. Но оно скорее номинальное и окаймляет по центру круговое движение автотранспорта по Предмостной площади. Дело в том, что современная трамвайная сеть представляет собой сильно вытянутый вдоль реки замкнутый овал с двумя тупиковыми ответвлениями в северо-восточной части правобережья. Соответственно этому организовано и движение вагонов. На 2012 год имелось 4 полукольцевых (петлевых) маршрута и один полностью разомкнутый двухсторонний. По кольцевой части сети каждый из петлевых маршрутов трамвая движется только в одну сторону: по часовой либо против часовой стрелки. К сожалению, при мне линия по Красрабу не работала, а движение вагонов осуществлялось исключительно от Предмостной площади по промзоне вдоль проспекта 60-летия Октября. В эту часть города я так и не попал. Пришлось довольствоваться одним-единственным удавшимся снимком Красноярского трамвая.

Мне непременно захотелось посетить кольцо у Красноярской ТЭЦ. Когда-то оно было «проходным»: через него от Красраба вагоны перенаправлялись на юг в сторону Шинного завода и на северо-восток к химкомбинату «Енисей». Собственно, восстановить его путевую схему и было моей целью. Вообще, кольцо это активно зажимается стихийно разрастающимся продовольственно-вещевым рынком. Подумалось, что хозяева многочисленных самодельных ларьков вполне могут добиться снятия так мешающих их бизнесу трамвайных путей. Дай Бог, чтобы им это в результате не удалось никогда!

Вечером, перед самым отбытием в аэропорт, я заглянул на ж/д вокзал. Нынешнее здание, как я понял, уже третье по счёту и было открыто в 2004 году. Перед ним широченная площадь с фонтанами и геральдическим львом – символом города, установленным на 16-метровой стеле. Пробежавшись по вокзальным помещениям и переходному мосту, я обнаружил такое количество полицейских на единицу площади, что не только не попытался достать свой фотоаппарат, но даже делать лишних движений в сторону висящей на плече дорожной сумки не стал!

На привокзальной площади, да и в целом по городу обнаружилось огромное количество чрезвычайно легко одетых людей. Мужики, на которых из одежды были только пляжные шлёпанцы и семейные шорты-трусы; дамы в лёгких полупрозрачных платьях и всё тех же пляжных шлёпанцах или босоножках… К такой вольности в одежде местных жителей я отнёсся с пониманием. Ведь после весьма продолжительной и суровой зимы надо ловить лучи летнего солнца всеми частями тела, наслаждаясь скоротечным теплом!

Много чего я посмотрел в городе за один только день, прошагав пешком… Сколько километров? Да кто ж их считал! Вот только на местную ДЖД зайти так и не успел. Ну что ж, оставим это на следующее моё посещение Красноярска (Монетку в Енисей я зря, что ли, бросал?) Когда оно будет? Поживём – увидим!

15.08.2012


admin October 04 2014 13:23:54
Фотографии: http://pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=151
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Купить лонгборд Z-Flex с доставкой - boardpoint.ru
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG