Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПятница, Апреля 26, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ

Сергей Костыгов

ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ


Видно, прошли те времена, когда на ноябрьские праздники ездили мы в экспедицию встречать зиму. Буксовала «пионерка» всеми четырьмя колёсами на полном приводе, прошибала с разгона снежные заносы, взлетали снежные вихри из-под колёс, звенели под нагрузкой обледенелые цепи. В последние годы в начале ноября зимы не чувствуется совсем. Хмурая, унылая поздняя осень, дожди, сырость захватили все регионы, от Московской до Архангельской области. Даже там, далеко, у самого Белого моря, в начале ноября 2013 года зимы не было! Куда же нам ехать в очередную экспедицию? Прогноз обещал одни дожди, изменяя периодически только их интенсивность. Что в такую погоду делать в лесу? Но ехать хотелось! Решив, наконец, что выступаем, несмотря ни на что, ранним утром 2 ноября я, Алексей Антохин и Александр Николаев взяли курс на Ефимовский.

Чёрная Ленинградка неслась под колёсами «уазика». «Дворники» уставали скоблить грязное лобовое стекло машины. С трудом в утренней тьме различались дорога, обочина и окружающие объекты. Встречные машины слепили глаза. Движение вперёд с крейсерской скоростью 90–100 км/ч осуществлялось лишь благодаря тому, что большая часть федеральной трассы была освещена.

За Тверью в сером небе забрезжил рассвет. Видимость улучшилась, что позволило нам не терять скорость и на тёмном Бежецком шоссе. Проносились мимо зарастающие бурьяном поля, хмурые деревеньки, полноводные лужи, распаханные тракторами утопающие в грязи просёлки.

Бежецк, Красный Холм, Сандово. В полдень миновали Устюжну, вышли на трассу Санкт-Петербург – Вологда. Ехать здесь – одно удовольствие. Дорога ровная, машин мало. Основной поток двигался нам навстречу, ведь мы шли на приближение к Питеру. Странно, но день больше походил на хмурое утро. Светать перестало, очевидно, что скоро, наоборот, уже будет темнеть. С неба с унылой безысходностью падали на землю осадки. То моросью, то проливным холодным дождём. Как будто окончательно прохудилась там, наверху, крыша – вся в дырах, как решето.

Ефимовский. Закутанные в тёплые куртки редкие прохожие обречённо бредут по грязным, залитым водой улочкам. Праздничного настроения почему-то не ощущается. Включив полный привод, дабы не застрять на подходах к УЖД, я преодолел глубокую лужу и подъехал к диспетчерской, пристроившись к стоящим рядом «Ниве», «уазику» и заляпанному грязью «Уралу». На двери диспетчерской висел замок. Неудивительно, ведь все тепловозы стоят здесь же рядом, напротив. Хотя нет, их должно быть четыре, а тут явно три: остов 279-го, нерабочий на вид 490-й и потрёпанный, но целёхонький 207-й.

Сторож автогаража подтвердил моё предположение о том, что четвёртый тепловоз, 449-й, несмотря на выходной день, находится на линии. Он увёз бригаду металлистов-наёмников на разборку дороги. Что, всю дорогу разберут? Пока нет! В настоящее время ведётся разборка с 23-го по 18-й км, до переезда с автодорогой на Радогощь. То есть не доедем мы уже ни до Тутоки, ни до Алёшиных Нив, и даже до речки Остречки, на которой ночевали в 2007 году, уже не доедем! Правда, есть и новое строительство в виде системы усов, ведущих с 10-го км в район Долгого озера (на картах обозначается как Долгомошье). Интересный район! Что же, не вдаль, так в сторону. Будем исследовать новые усы! А что касается «дальнобоя», то в такую погоду шибко далеко ехать не очень-то и хотелось.

Сторож предупредил нас о том, что тепловоз с металлистами должен вернуться в Ефимовский в районе пяти вечера, и посоветовал ждать его возвращения. Но сейчас лишь начало третьего! И что мы будем делать после пяти, когда станет совсем темно? Пока выгружали дрезину, собирались в путь, из леса приехала местная «пионерка». Мужики поругались на жизнь, на руководство российско-немецкой компании – владельца предприятия, которое медленно, но верно сдаёт рельсы во Вторчермет. Не попасть уже в знаменитые охотничьи угодья на Тутоку, а скоро вообще в лес будет не попасть. В 2013 году леспромхоз работает на ветровалах у Долгого, подбирает поваленный лес. Работа тяжёлая, малоэффективная. Но и её осталось не много. Ветровалы эти, по всей видимости, станут последними делянками, выделенными у УЖД. Больше пригодного для заготовки леса до 18-го км нет. А дальше 21-го уже нет и дороги. Так что весной остатки Ефимовский узкоколейки, по всей видимости, будут разобраны. Поговаривают, правда, о консервации, но даже местные в это не очень-то верят. Нет леса – нет и смысла сохранять дорогу!

Что касается встречного тепловоза, мужики подвергли сомнению утверждение сторожа о его возвращении в пять вечера. «Не ждите, он может и в шесть, и в семь вернуться, если вообще не завалится где-нибудь», – сказали они. Так мы и поступили, для подстраховки отправив Алексея пешком вперёд до конца кривых нижнего склада.

В четвёртом часу, нам на радость, дождь прекратился. Впереди привычно побежали мокрые рельсы узкоколейки. Мерно тарахтел движок, колёса отбивали на стыках знакомый мотив. Пройдя нижний склад, «пионерка» углубилась в лесную чащу. Первые несколько километров дорога шла по длинной прямой. За ней мост через речку Быструю. Удивили свежие, воткнутые в насыпь узкоколейки знаки «Водоохранная зона». Ещё бы посреди леса их поставили, для зверей! За мостом стрелка уса 6-го км. Ввиду малой протяжённости дороги любой ус представлял для нас интерес, но этот, к сожалению, был заставлен порожними сцепами. Одно хорошо – на стрелке можно спокойно подождать поезд.

Так и решили сделать – перекусить, мы ведь сегодня ещё не обедали, и дождаться тепловоза. Прошло около получаса, но в шуме леса ни одного постороннего звука не появилось. Ждать надоело, и я, несмотря на скромные возражения коллег: «Может, не стоит?..», решил ехать дальше вперёд.

В жизни часто так бывает. Ждёшь чего-то, ждёшь, а когда ждать перестаёшь, оно и случается. Узкоколейка – не исключение! За первой кривой показалась вторая, напрочь заросшая кустарником. И именно перед ней я что-то почувствовал, притормозил и заглушил двигатель. Рёв встречного тепловоза, который вот-вот должен показаться из-за кривой меньше чем в ста метрах от нас, заставил в панике скидывать тяжеленную, груженную рюкзаками дрезину с рельсов. Место было крайне неудачное – кусты, старые шпалы. Дрезина вязла в этом буреломе и никак не хотела покидать насыпь. В это время из кривой показался вагон-бытовка, которую тепловоз толкал впереди себя. На наше счастье, состав шёл медленно, а в торце бытовки было окно, из которого нас вовремя заметили рабочие и помахали остановку машинисту.

Наконец нам удалось скатить дрезину в кювет и освободить путь. Состав медленно прополз мимо, за тепловозом шли две платформы с рельсами и газовыми баллонами. Маленький поезд плавно скрылся в тумане, а мы всё никак не могли перевести дух и до конца осознать случившееся.

За злополучной кривой была обширная свежая вырубка. Нужно отметить, что вдоль магистрали, начиная от самого Ефимовского, то тут, то там появились вырубленные делянки. Ведущие в их недра вереницы шпал указывали трассы недавно разобранных усов. В 2007 году в этом районе никаких следов лесозаготовок не наблюдалось. Получается, в последние годы действительно подобрали вдоль узкоколейки весь лес, и, если бы не недавний ветровал, возить было бы уже нечего.

Стрелка 10-го км. Магистраль прямо, направо в крутую кривую идёт свежий ус. Ус не разбитый, ровный и очень красивый. Повёл он нас в царство озёр, болот и высоких хвойных грив. Профиль тоже диковинный, можно сказать, горный. Слева мелькнула гладь лесного озера Колпино. Ус спустился с пригорка в болотце, пошёл прямо по мху. Потом взмыл круто вверх на еловую гриву. Наверху стрелка подуска, за ней путь снова ныряет в мшару. Плавная кривая, и снова бешеный подъём на сосновый холм. Удивило нас и странное погодное явление. Вопреки всем прогнозам, морось в воздухе пропала, тучи расступились, и болотное царство осветили яркие лучи заходящего солнца. Вот тебе и сюрприз! Заискрились капли воды на сосновых иголках, заблестел мох, загорелись бледно-розовым светом уходящие на закат рельсы узкоколейки.

Закат, правда, был сзади нас. В ярком оранжевом зареве мы двигались дальше по усу, то с рёвом взбираясь на гривы, то, скрипя тормозами, спускаясь вниз. Улыбка погоды была недолгой. Солнце скрылось за деревьями, наступала ночь. Справа показалось очередное озерцо – Софьино, а за ним ветровал – широкая полоса поваленного леса. Часть была уже разделана, часть представляла собой грандиозный завал. На холме средь пустого пространства стояла лесозаготовительная техника – трелёвщик, бульдозер. Возле неё и заканчивался путь. Сориентировавшись по карте, можно было определить примерную протяжённость уса – около 4 км. До Долгого озера он не доходил порядка 1,5 км.

Одно из лесных озёр могло стать прекрасным местом для ночёвки, но, увы, их берега были настолько заболочены, что даже подойти к воде с ходу не получалось. Пришлось остановиться на ночлег посередине уса на высоком хвойном бугре вдали от озёр. Несмотря на то, что место было самым высоким в округе, почва была насквозь пропитана многодневными дождями. Но нас не испугать – на это есть лапник. Выстелив мягкую еловую подушку, Шурик поставил палатку. А мы тем временем, вооружившись бензопилой, напилили дров и развели жаркий костёр. Теперь хоть дождь, хоть снег, нам в лесу плохо не будет. Хотя поужинать вечером у костра лучше бы без дождя!

Ночью небо прояснилось настолько, что можно было изучать астрономию без всяких телескопов. Чёрный лес был тих и призрачен в свете далёких звёзд. Но к утру наверху снова собрались тучи, прошёл мелкий моросящий дождь. Светать стало поздно, около десяти утра. Как раз в это время мимо нас проехали по усу друг за другом две местные «пионерки». Большая, судя по обилию голосов, бригада охотников следовала на Долгое озеро.

Позавтракав, мы оставили лагерь и налегке поехали на 10-й км, чтобы посмотреть оставшуюся часть магистрали. Тепловоза металлистов в этот воскресный день не было, зато «пионерок» нам встретилось предостаточно – на 12-м, 13-м и 17-м км. Похоже, всё население Ефимовского потянулось в этот праздничный день на охоту.

Вот и 18-й км, переезд через грунтовку на Радогощь. Начался «приговорённый» участок дороги. На 19-м км узкоколейка краем проходит через настоящую гиблую топь. Шпалы утопают в болотной жиже. Внизу гать из чёрных окаменевших брёвен. Я аккуратно попробовал сапогом нащупать дно и чуть не провалился в бездну. Дна нет, только скользкие, опутанные мхом лаги.

Мост через Валченку. Речка полноводна, не то, что летом. Сказывается сезон дождей. Поднимаемся на бугор – и вот он, конец узкоколейки. Впереди привычная вереница шпал со следами ещё вчера лежавших здесь рельсов. Где-то там, вдалеке был разъезд 23-го км, начиналась Ретешская ветка. Там остались речка Остречка, брошенный посёлок Алёшины Нивы и далёкая, недоступная теперь река Тутока. Остались они в моей памяти…

На обратном пути исследовали подусок, ответвлявшийся на еловой гриве от нашего уса. Он немного попетлял по лесу и вышел на тот же ветровал с другой стороны. Судя по расчищенному пространству ветровала, все лесозаготовительные работы здесь были завершены.

Вечером мы решили попробовать добраться пешком до Долгого озера. Доехали на «пионерке» до конца уса и стали искать ведущую на озеро народную тропу. Но то ли не там искали, то ли народ не успел ещё тропу от конца уса натоптать… Поплутав по буреломам, мы вынуждены были оставить идею ввиду наступления сумерек и ограничиться посещением маленького лесного озерца Софьино, уютно спрятанного в котловане, окаймлённом высокими сосновыми холмами. Берег озера представлял собой плотный моховой ковёр, колышущийся под сапогами. Над чёрной торфяной водой, подёрнутой мелкой рябью, пролетела одинокая ворона. Тишина, только лес шумит на холмах.

Утро третьего дня, дня возвращения. Лес окутан туманом, влажность, наверное, стопроцентная. Мокрая узкоколейка ведёт нас в Ефимовский. Тепловоз металлистов сегодня продолжает разборку пути, но он уже на месте, нам не суждено встретиться с ним в кривой. «Пионерок» тоже не видно. Видимо, все желающие уже съездили в лес вчера. «Уазик» ждёт нас среди грязных луж у по-прежнему закрытой на замок диспетчерской. Вдалеке грохочет проносящийся по широкой колее грузовой состав. Грузимся в машину, петляем по поселковым улочкам, выходим на трассу. И тут небеса разверзаются мощнейшим ливнем. Он сопровождает нас до самой Устюжны, затем немного стихает и снова накрывает под Бежецком. А в лесу-то дождя, считай, и не было. Выходит, опять повезло!



admin января 28 2014 16:39:46
ФОТОГРАФИИ: http://pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=146
NikYur января 29 2014 11:00:06
По данным на 2013 (www.gks.ru) в пос. Алешины Нивы Ефимовского городского поселения Бокситогорского р-на Ленобласти числятся прописанными 4 человека.
Andreww января 31 2014 11:20:01
Хорошая статья, но опять всё жалко....

Смотрю Ефимовский в относительно хорошей транспортной доступности и крупн городов, плюс озера, живописно и тп. (хотя мб это мне кажется по статье, плюс я карту посмотрел и окруж места), но УЖД хороший кандидат на туристический маршрут. как зимой - " по фильму Полярный экспресс для детей, так и летом для "отмороженных" иностранцев.

интересно какая цена вопроса покупки всей компании, хотя там немцы какие то блин в акционерах.... тоже подозрительно
NikYur января 31 2014 16:43:59
Ещё интересное нашёл:
http://www.boksitogorsk.ru/gradostroitelstvo/pzz/z/%C7%E0%EA%EB%FE%F7%E5%ED%E8%E5_%EF%EE_%CF%C7%C7_%C5%F4%E8%EC%EE%E2%F1%EA%E8%E9.doc
Якобы в 2013 году в населённых пунктах Ефимовского гп и в том числе "на въезде в посёлок Алешины Нивы" был размещён информационный стенд о проведении общественных слушаний (непонятно о чём, да и неважно, в наше время закон требует во многих случаях их проводить). Смутные подозрения на предмет наличия стенда там.. -))
NikYur января 31 2014 17:00:42
Поправка: всё круче: там, "на въезде в посёлок", якобы были проведены сами слушания! То есть сказать, были они или нет, может только тот, кто там был в этот момент ))
ksv февраля 03 2014 12:10:03
Правильно! Ведь посёлка уже давно нет, только въезд и остался!
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [4 Голоса]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель