Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕВторник, Апреля 23, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
УЖД Яхромской прядильно-ткацкой фабрики
С. Костыгов

Узкоколейная железная дорога
Яхромской прядильно-ткацкой фабрики


Первый раз на Яхромскую прядильно-ткацкую фабрику я попал в 1995 году. Целью посещения было изучение узкоколейной железной дороги, которая существовала на её территории. Узкоколейка оказалась достаточно живописной, она удачно вписывалась в панораму старинной фабрики, напоминающей небольшой промышленный городок конца XIX века. По чистой и уютной улочке с двухэтажными домами из красного кирпича, огибая небольшой сквер с раскидистыми деревьями, дорога проходила по всей территории предприятия, пересекала реку Яхрому. А вот и поезд: приглушённый шум быстроходного двигателя, скрежет колёсных пар, и из кривой навстречу мне медленно выплывает тепловоз ТУ8 с двумя гружёными платформами, прицепленными спереди и сзади локомотива.

От фабричных цехов узкоколейка вела к складам. Там, в одном из тупиков, удалось обнаружить останки локомотивов-предшественников: остов разобранного тепловоза ТУ6А и кабину мотовоза МД54-4. Пообщавшись с работниками УЖД и руководством фабрики, я узнал немало исторических фактов как о самой фабрике, так и о её узкоколейной дороге.

В 1841 году в долине реки Яхромы в 6 км к югу от города Дмитрова «при деревне Суровцевой в приходе села Андреевского» была основана суконная фабрика дворянина Пономарёва. При одном из последующих владельцев (Каулине) фабрика стала выпускать хлопчатобумажную пряжу. Производство было серьёзно расширено с образованием в 1864 году «Товарищества Покровской мануфактуры». В 1903 году на прядильно-ткацкой фабрике работали около 4,5 тыс. человек. Фабрика находилась в окружении близко расположенных деревень Суровцево, Починки, Перемилово, Подолино, Большие и Малые Семешки, жители которых и составляли большинство фабричных рабочих. До 60-х годов XX века предприятие работало на торфе, доставлявшемся лошадьми с Татищевских торфяников. После окончания в 1937 году строительства канала «Москва – Волга» (позже, – канал им. Москвы) торф в Яхрому стали возить на баржах.

Узкоколейная железная дорога на фабрике была основана в 1955 году для перевозки хлопка со склада, расположенного на другом берегу реки Яхромы, в цеха фабрики. Через реку был построен деревянный узкоколейный мост, позднее заменённый современным бетонным мостом, также предназначенным для проезда автотранспорта. Строительство нового моста повлекло за собой изменение путевого развития как на складской, так и на фабричной территории. А вот доставка сырья на склад и вывоз готовой продукции с фабрики осуществлялись автотранспортом. Существовавший в начале XX века ширококолейный подъездной путь от станции Яхрома был ликвидирован в 30-х годах во время строительства между фабрикой и станцией канала «Москва – Волга».

По словам старожилов, первые 5–10 лет на узкоколейке работали самодельные мотовозы с двигателями ГАЗ АА. В начале 60-х годов они были заменены дизельным мотовозом МД54-4 №2866 Истьинского машиностроительного завода. Вскоре фабрика приобрела ещё один мотовоз этой серии. Мотовозы МД54-4 проработали около двадцати лет, после чего им на смену поступил тепловоз ТУ6А №3009. Локомотив этот оказался очень ненадёжным, о чём свидетельствовали постоянные поломки коробки передач, реверс-редуктора, дизеля и других узлов. В результате, через 6–7 лет эксплуатации тепловоз был полностью выведен из строя. В 1991 году Яхромская фабрика приобрела новый тепловоз Камбарского завода – ТУ8 №393, ставший надёжным тружеником маленькой узкоколейной дороги.

Перевозка хлопка осуществлялась на двух восьмитонных платформах постройки Демиховского машиностроительного завода. В начале 90-х годов перебои с поставками хлопка из Узбекистана резко отразились на работе дороги – план перевозки сырья был сокращён с 75 до 35 и менее тонн хлопка в день, фабрика была на грани остановки. К середине 90-х годов положение стабилизировалось, и железная дорога стала снова возвращаться к привычным объёмам перевозок. Увы, продолжалось это недолго. В 1998 году в ходе очередного кризиса фабрика практически прекратила существование. Складская территория была заброшена, узкоколейная дорога стала не нужна. Несколько лет узкоколейка пребывала в заброшенном состоянии на территории разоряемой фабрики, после чего была демонтирована, а тепловоз ТУ8 в 2003 году был продан заводу «Капролактам» города Дзержинска Нижегородской области.


admin сентября 24 2012 11:57:39
Фотографии: http://pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=137
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель