Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕПонедельник, Июня 01, 2020
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
ДАЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ. Алексино - Петрищево
Начало - З Д Е С Ь

Павел Кашин


ДАЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ-2. АЛЕКСИНО - ПЕТРИЩЕВО



-1-


Автобус на Рузу отправлением из Дорохово в 17 часов на своём маршруте имеет заезд в село Алексино. Как-то, попав на данный рейс, я с удовольствием совершил короткую обзорную экскурсию в этот населённый пункт. Вот автобус по ленточке асфальтированной дороги летит по простору полей. Где-то посередине развилка. Направо, на деревеньку Гомнино, тянутся вдоль аллейки каких-то лиственных дерев две автомобильные колеи. Внутри аллейки когда-то была грунтовка, но её, видимо, так разворотили, что теперь автотранспортники предпочитают ездить в объезд. Налево – кладбище. Ну что ж… И о бренности помнить надо. Автобус тем временем въезжает в село, притормаживает перед группой полицейских («лежачих», естественно). Минует обычную для села небольшую, но уютную церковку, разворачивается на пятачке перед металлической будкой автобусной остановки. Кто-то вышел, кто-то вошёл. Автобус возвращается на трассу и продолжает двигаться по своему маршруту. «Интересно, – подумалось мне, – один рейс в сутки, и ВСЁ?!» Как же тут люди до цивилизации добираются? Не у всех ведь машины есть, а до того же Дорохово без малого 7 километров будет! Ну и ну…

Оказалось, что местные жители пользуются следующей остановкой электропоездов Белорусского направления – платформой Партизанская. До неё всего-то 2,2 километра. Но это я узнал позднее, когда в один из погожих деньков осени отправился в пешую прогулку в сторону Алексино. Про село это во Всемирной паутине информации совсем мало. Помимо того что оно входит в муниципальное образование «Сельское поселение Дороховское» и что в нём находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы, можно сказать, что и ничего. Да и сам этот населённый пункт, густо обрамлённый садоводческими товариществами, больше похож на продвинутый дачный кооператив: домики по большей части своей на «бюджетные» мало похожи. И уж совсем не похожи на классические жилища деревенских жителей, то бишь на бревенчатые избы.

Вышеупомянутая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) была построена в 1803 году. Выполнена она из оштукатуренного кирпича в стиле классицизма. В основе своей это классический для российских церквей четверик, перекрытый куполом с одной главкой на барабане. Шатровая колокольня в псевдорусском стиле была пристроена к храму в 1872 году. Сооружение обрамляет кирпичная ограда со Святыми воротами постройки конца XIX века.

Одну историю про местный приход я всё-таки обнаружил. В ней рассказывается про некоего отца Константина (Некрасова). Вернувшись из ссылки в 1925 году, он стал служить в Покровской церкви. В том же году попал в поле зрения местного ОГПУ. Как я понял, камнем преткновения послужили покосы, которые приход не поделил с прочими крестьянами во главе с председателем сельсовета. 20 августа 1930 года священник вместе с монахиней Параскевой Жуковой были арестованы и заключены в камеры при Рузском отделе ОГПУ. Следствие было долгим и основательным. Лишь 9 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Константина к расстрелу. Приговор привели в исполнение 15 декабря того же года. Погребён священник был в безвестной могиле. Сохранился ли приход Покровской церкви или на долгие годы она была «национализированной», мне неизвестно. Да, признаться, и не интересовался я этим вопросом.

Собственно, желание пофотографировать храм сей и привело меня в Алексино. Что касается заездов сюда рейсовых автобусов, то их оказалось целых… два! Один, уже описанный мною, вечерний заезд из Дорохово в Рузу и второй, утренний, в обратном направлении. Ну, и до Партизанской я тоже дошёл. По причине самой середины рабочего дня недели поездов в обоих направлениях не предполагалось довольно долго. Потому на две пассажирские платформы приходился, кроме меня, один-единственный подвыпивший мужичок. Перекинувшись с ним парой совершенно бессмысленных фраз, я тронулся в обратный путь.

-2-


На следующий день вылазка предполагалась более дальняя и продолжительная: я решил добраться до села Петрищево. Чем оно знаменито, думаю, пояснять не стоит. Было ещё два занимательных момента. Во-первых, до сего времени я не исследовал местность, расположенную относительно моей дачи с противоположной стороны железнодорожной линии Москва – Можайск, т.е. слева по ходу поезда из Москвы. Во-вторых, по словам Сергея Костыгова, где-то там некогда располагалось таинственное Тарусское торфопредприятие. Значит, неча мне ерундой всякой на огороде заниматься, а пора пользу приносить узкоколейному сообществу (шучу!)

С «заброской» в Дорохово проблем не было. Ехал, кстати, тем самым утренним рейсом, что заезжает в Алексино. Именно поэтому старушек в нём было больше, чем обычно. Водитель даже притормозил у храмовых ворот и открыл переднюю дверь. Трогательная вереница дам в цветастых платочках потянулась из автобуса на утреннюю службу.

Противоположная сторона станции Дорохово. Неизведанные места! Автобусная остановка здесь официально именуется «Заготконтора», чтобы её не путать с той, которой пользуюсь я. Хотя, конечно, за глаза она также именуется «Станция Дорохово», что для непосвящённого в местные особенности автобусного сообщения граждан вносит элемент сумятицы. В этот час под посадку стояло сразу два рейсовых автобуса. № 32 Дорохово – Верея, обслуживаемый автотранспортным предприятием (ПАТП) соседнего, Наро-Фоминского района и № 45 «родного» Рузского ПАТП. Какой выбрал я, угадайте? Ну конечно, «сорокопятку»! А пока он, неспешно отправившись от остановки вслед наро-фоминскому собрату, последовательно пересекает тихую Можайку и жужжащую как улей респектабельную Минку (трассу М1), кое-что поясню про данный маршрут. Во-первых, маршрут этот довольно редкий в том плане, что имеется всего три прямых рейса за сутки! На участке от Рузы до Дорохово он полностью дублирует 22-й маршрут. Почти на всём своём протяжении последний пролегает по трассе А108, или Большому Московскому кольцу (т.н. бетонке). В Дорохово автобус 45-го маршрута сначала заезжает на «основную» остановку у ж/д станции. Отстояв положенное по графику время, он возвращается на бетонку, пересекает железную дорогу и по Можайке прибывает к «Заготконторе». Посадив там очередных пассажиров, машина следует далее. Т.е. получается, что теоретически из него можно выйти на одной остановке в Дорохово, зайти в придорожные магазинчики, купить пивка, покурить (ну… кому что нравится!), неспешно прогуляться по ж/д пассажирской платформе в другой конец станции и снова занять своё место в том же автобусе, но уже на другой остановке! При этом каждый из трёх рейсов «сорокопятки» не похож на остальные. Лунинка, Мишинка… – милые слуху названия, согласитесь! От Заготконторы имеется ещё несколько локальных рейсов 45-го. Но между разными остановками время проследования автобусов данного маршрута почему-то не стыкуется. Ошибки в написании? Вдаваться в подробности я не стал.

Еду до Грибцово и далее иду на своих двоих 2,5 километра. Где-то на полдороге должно располагаться то самое таинственное Тарусское торфопредприятие. Никакого отношения к славному городу Тарусе на Оке, где, согласно стихам Н. Заболоцкого (и песня есть на эти стихи), «скучает девочка Маруся», оно не имеет. А названо по имени протекающей в этой местности ма-аленькой речке Таруссе (именно с двумя буквами «с»). Населённый пункт с названием Тарусское торфопредприятие я нашёл только в одной из поисковых систем, использующих снимки из космоса. В Москве факт сей меня несколько удивил, но на месте выяснилось: удивительно как раз то, что он ВООБЩЕ был отмечен, ибо… такого населённого пункта ныне не существует! Он попросту растворился в многочисленных садоводческих товариществах.

Ещё в Москве по карте я прикинул, где искать это исчезнувшее торфопредприятие. Поэтому уверенно сворачиваю с асфальтированной дороги Грибцово – Петрищево. Кругом дачи, и лишь на небольшом пятачке – остатки каких-то сооружений из кирпича. Что это? Остатки гаража торфопредприятия или какой-нибудь машинно-тракторной станции (МТС)? Понять трудно. Рядом в полотне расхристанной грунтовки возится трактор с ковшом. Завожу задушевную беседу с трактористом. К моей радости, он оказался из местных. По его словам, здесь действительно было торфопредприятие, которое ликвидировано лет 30 назад. На месте торфополей организовали садовые участки, первоначально для ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Теперь, понятно, «чернобыльцев» на местных дачах днём с огнём не сыщешь: всё уже по несколько раз перепродавалось и перекупалось. Кроме того, вокруг «чернобыльских» дач выросли новые садоводческие кооперативы. «Что это за руины? А Бог их знает! Вроде как посёлок торфопредприятия здесь был. А может, вон там, – указывает мой собеседник на дачные домики вдалеке, – теперь ты уж тут вряд ли что найдёшь!» А вот узкоколейки в обозримые годы точно не было. Может, и была когда-то, ну о-очень давно, но местные про неё совершенно не в курсе оказались. И этот гражданин, и опрошенные чуть позже коренные жители Петрищево однозначно подтверждали наличие в далёком прошлом торфовозной узкоколейки. В послевоенные годы она точно существовала. Но не здесь, а в где-то районе деревни Ильятино. И шла она в Шаликово, где на ныне закрытой и превращённой в обычную платформу станции имелся перегруз в вагоны широкой колеи. Но обслуживала она добычу на совершенно другом торфомассиве и к Тарусскому торфопредприятию не имела никакого отношения. Вот, собственно, и всё, что удалось выяснить на месте.

Петрищево. Деревенька довольно уютная. Непонятно лишь наличие большого пустого пространства почти идеальной прямоугольной формы аккурат посередине населённого пункта, за мемориалом Зои Космодемьянской. Сам мемориальный дом я посещать не стал: экономил время и силы на обратную дорогу в Грибцово. Хотя по прошествии времени думаю, что зря! Просто на одном из туристических сайтов я обратил внимание на осторожное упоминание о том, что истинную правду о подвиге молодой москвички вам расскажут именно там. Всем нормальным людям понятно, что и нынешние попытки переписать историю ВОВ и СССР в целом, и коммунистическая идеология прошлых лет наверняка существенно исказили правду о событиях, имевших здесь место поздней осенью 1941 года. Можно по-разному относиться к молодой девушке-диверсантке, которая, стоя на пороге вечности, призывала германских солдат сдаваться бойцам Красной армии. Можно понять и тех жителей деревни, которым не шибко понравилось, что их дома поджигают, оставляя на морозе без крыши над головой, что означало верную смерть. Жестокость оккупантов тоже объяснима: идеология в Третьем рейхе была высшего уровня. Вернувшаяся в деревню советская власть воздала всем участникам по своему усмотрению! Так что ещё раз посетить Петрищево стоило бы. Но ведь какие наши годы?!

Считаю нелишним сообщить всем интересующимся, что попасть своим ходом в эту деревню можно так же, как сделал это я. А именно от ст. Дорохово (87 км от Белорусского вокзала) на автобусе до Грибцово и далее пешком. Можно совершить полностью пеший переход, но не от Дорохово, как советуют туристические ресурсы, а от следующей по ходу поезда из Москвы платформы Партизанская. Это 6 километров против 7,5 от Дорохово. Правда, придётся идти большей частью по слабопроторенным лесным и полевым дорогам, а не по кромке асфальтированного шоссе. Но тут уж кому что нравится.

Нашлась в деревне и автобусная остановка. На жёлтой табличке, в поле, разлинованном под часы и минуты отправления рейсов, вопреки моим ожиданиям, красовалось несколько записей.

По дороге обратно я разведал пригорочек за станцией Дорохово. С него открывается довольно симпатичный вид на железную дорогу, проходящую здесь в приличной выемке. В сторону Можайска имеется подъёмчик, видимо, немаленький. На это указывает та незримая натужность, с которой грузовые электровозы вытягивают тяжёлые экспортные угольные маршруты со станции Дорохово на прилегающий перегон. Низ ходовой части ВЛок, стоящих в голове особо тяжёлых составов, окутывается едва заметным туманом: «песочит» локомотивная бригада (т.е. сыплет на рельсы песок из локомотивных пневматических песочниц, увеличивая коэффициент сцепления и предупреждая срыв в боксование колёсных пар.) Ну разве я мог отказать себе в удовольствии сделать несколько снимков?!

26.08.11

admin сентября 16 2011 14:26:27
Фото: http://pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=119&rowstart=36
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Состав таблеток для похудения редуксин лайт "Украина".
Поезд напрокатРусский ОбозревательЭкстремальный портал VVV.RUВсе песни Владимира ВысоцкогоSpyLOG