Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕЧетверг, Ноября 21, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Буреполом-2. Южный

Сергей Костыгов


БУРЕПОЛОМ-2

Эпопея с Буреполомом казалась законченной, не давал покоя лишь Южный. Интересно всё-таки было посмотреть неохваченную зимней экспедицией часть узкоколейки. Надежд на радушный приём в очередной колонии строгого режима мы не питали, но, как говорят, попытка не пытка. Звонок директору производства в Южный, сделанный мной на всякий случай накануне первомайских праздников 2010 года, однозначно определил направление очередной майской экспедиции. Вопреки рассказам буреполомцев, оказалось, что УЖД в Южном продолжает работать, по ней производится регулярная вывозка леса. В хозяйстве имеется два тепловоза – ТУ6А и ТУ6П. Утром они уезжают на работу в лес, вечером с грузом возвращаются в колонию. На вопрос о возможности посетить дорогу, посмотреть тепловозы и проехать сохранившийся участок на своей «пионерке» директор отозвался положительно: «Если вам это действительно интересно – приезжайте. В «промзону» вас, конечно, никто не пустит, а на вольной территории – пожалуйста».

Посещение наметили на 30 апреля, последний рабочий день перед праздниками. Для того чтобы успеть к возвращению тепловозов из леса, выехали из Москвы в 4 часа утра. В половине десятого прошли Нижний, около двух дня – Тоншаево. Узкий извилистый асфальт понёс «Газель» средь покрытых пожухлой прошлогодней травой полей, голых перелесков, сереньких деревушек. Снег весь сошёл, светило яркое весеннее солнышко.. Я, Михаил Недосекин и Иржи Индра с интересом всматривались в повороты дороги, гадая, как выглядит ожидающая нас впереди «уфсиновская» узкоколейка.

Но сначала, несколько километров не доезжая старинного села Ошминского, нас ждал переезд с другой узкоколейкой – Пижемского ЛПХ, по слухам, на этом участке уже разобранной. Леспромхозовская УЖД протяжённостью 32 км вела когда-то из Пижмы в лесной посёлок Арба. На 25-м км находился переезд с автодорогой Тоншаево – Южный. В 2002 году, когда я первый раз был в этих местах, два раза в неделю по понедельникам и четвергам из Арбы в Пижму ходил пассажирский поезд с арбинским тепловозом ТУ6А. Вскоре после этого леспромхоз от заготовки леса в Арбе отказался.

В месте пересечения с УЖД на дороге виднелось относительно свежее пятно асфальта. В сторону Пижмы по насыпи шла расквашенная лесовозная автодорога. А вот в сторону Арбы, как ни странно, лежали ржавые, петляющие из стороны в сторону рельсы. Где-то вдалеке на них стояла «пионерка» или прицеп. Похоже, путь от переезда до Арбы оставлен, вероятно, потому что посёлок ещё жив, а другой дороги к нему нет. Заросшие рельсы, уходящие в тоннель обступившего узкоколейку леса, несомненно, заинтриговали, но сначала Южный!

На въезде в Южный из леса к дороге живописной кривой вынырнули накатанные рельсы узкоколейки. Мачта бывшего входного светофора, живописная трёхпутная станция, расположившаяся на окраине посёлка. На боковом пути несколько вагонов – платформа с самодельными деревянными тамбурами и клёпаной ёмкостью с надписью «пожарная», несколько порожних платформ, снегоочиститель, два классных вагона с зарешёченными окнами. К южной горловине примыкали пути гаража и «промзоны». На стрелке у прудика паслись жирные белые гуси. Здание гаража совмещало собой боксы автомашин и два пустых стойла для тепловозов. В ходе беседы с руководством выяснилось, что один тепловоз находится на точке погрузки на усе 39-го км, второй же позавчера сломался (тут нам не повезло!) и его поставили на «промзону» для замены дизеля.

Раньше магистраль Буреполомской УЖД не заканчивалась Южным, шла дальше, до 54-го км. Эту её часть, по словам местных жителей, разобрали в 1985 году. Тупик магистрали располагался в центре посёлка, напротив самодельного входного светофора с юга. В тупике перед вереницей вросших в земляное полотно шпал стояла «пионерка» с блестящим белым ветровым щитом.

Осмотрев станцию, мы получили разрешение на движение по узкоколейке и занялись разгрузкой своей «пионерки». Перед отправлением встала ещё одна проблема. Коллектив участников экспедиции состоял из пяти человек. Питерцы Александр Корсаков и Олег Волузнев со своей дрезиной были ещё в пути, отставая от нас на 3–4 часа. Ждать их в Южном пришлось бы долго, а сообщить о наших планах было не по чему. Сотовых телефонов у нас хватало, да только сети МТС в Южном не было и в помине. Хорошо, Иржи взял с собой свою чешскую «симку». Она порыскала в воздушном пространстве и дала-таки возможность позвонить ребятам. Одним словом, договорились встретиться в лесу. Узкоколейка небольшая, не разминёмся!

Залитая солнцем магистраль на рельсах Р18 весело бежала под колёсами «пионерки». Путь был ровный, на обочине лежали аккуратно сложенные штабеля замененных шпал. Узкоколейка шла через чистый весенний лес. Сосны и ели, тоненькие берёзки, пышные мхи проплывали мимо. Вдыхая свежий воздух, мы с Мишей вспоминали недавнюю зимнюю поездку в Буреполом. Сейчас ощущения совсем не те, хотя и в тех, зимних, было своё особое удовольствие.

На 39-м км показался двухпутный разъезд Лумарь. Вправо пошла заросшая насыпь Колеватовской ветки, разобранной ещё в начале 80-х годов. Едва «пионерка» прогремела по выходной стрелке, впереди вдалеке показалось тёмное пятно – встречная «пионерка». Откатились назад на Лумарь, встали на объездную для пропуска. На «пионерке» с нетиповыми, сделанными из каких-то автомобильных дисков колёсами возвращались в посёлок двое охотников.

Через полкилометра за разъездом слева к магистрали примкнул накатанный ус. Стрелка с самодельным переводным механизмом стояла в его направлении. Ус шёл вниз, в направлении реки Ошмы, поэтому мы не стали разворачивать тяжёлую дрезину, а решили попросту скатиться по усу вниз.

На делянке стоял тепловоз ТУ6П, раскрашенный в зелёный, голубой и жёлтый цвета. За ним к точке погрузки тянулся состав, состоящий из двух классных вагонов для спецконтингента и четырёх платформ с погруженным лесом. Лес здесь, как и в Буреполоме, возили сортиментом. В конце делянки в месиве грязи, обрезков древесины и веток копошились, треща дизелями, два трелёвщика. Осужденные грузили пятую платформу.

Машинист тепловоза был вольным, первым делом он угостил нас чаем, что оказалось очень кстати после езды на «пионерке» навстречу ветру. Пассажирский тепловоз ТУ6П очень необычно смотрелся во главе длинного грузопассажирского состава. К перевозкам леса его привлекали периодически от безысходности, во время ремонта второго тепловоза. По словам машиниста, специально для этого ТУ6П был оборудован приводом на вторую тележку, не предусмотренным заводом-изготовителем. Выпущенный в 1988 году ТУ6П-028 был поставлен на Отворское торфопредприятие Кирторфа, где был занят на пассажирских перевозках. Кто бы мог подумать, что спустя 20 лет он будет возить лес в колонии строгого режима… На самом деле в Южный этот локомотив попал довольно давно, в 90-х годах. Торфопредприятию он показался неудобен в эксплуатации, и его решили продать, а Южный решил купить на замену последнему «казачку» – мотовозу МД54-4.

Ждать окончания погрузки было долго, и мы решили съездить до конца узкоколейки. Заканчивалась она, не доходя полтора километра до реки Ошмы, в кривой перед бывшим разъездом. Насыпь с недавно снятыми рельсами привела нас на поляну с одиноким тополем. Здесь когда-то стоял маленький станционный посёлок. За следующей кривой на насыпи показался крытый вагон с самодельным деревянным кузовом, за ним земляное полотно обрывалось. Посреди долины разлившейся лесной реки уныло торчали обгоревшие опоры моста. По словам машиниста тепловоза, леса на том берегу осталось немало, на несколько лет хватило бы. Но восстанавливать сгоревший узкоколейный мост в Горьковском управлении ФСИН посчитали нецелесообразным.

На обратном пути на Лумари мы застали отправление грузопассажирского поезда с ТУ6П в посёлок. Проводив его, стали выбирать место для ночёвки. Разъезд стоял на высокой песчаной гриве, в сосновом лесу, и лучшего места искать не стоило. Запылал костёр, «выросла» под сосной палатка. Место стало ещё более уютным. Волновало нас только отсутствие питерских товарищей. Но вот вдалеке раздался перестук колёс, шум мотоциклетного двигателя. К разъезду с горящей фарой двигалась «пионерка» с двумя пассажирами. Ну кто это, если не наши?!

Вечер на Лумари прошёл отлично. Ужин на тихом лесном двухпутном разъезде, что может быть лучше? Утром нам оставалось закончить исследование южной части Буреполомской УЖД, осмотрев ус 33-го км. Ус этот напрочь завалило деревьями во время прошлогоднего урагана. С подобным явлением мы столкнулись зимой на северном участке дороги, когда не смогли пропилить завал и не доехали до конца пути около двух километров. На 33-м км зрелище было не менее впечатляющее. Не зря посёлок Буреполомом назвали, подумали мы, видно, подобные ураганы здесь не редкость.

Ус шёл через сплошной пропил в попадавшем березняке. По рассказам местных, пилили его заключенные, и пилили долго. Из четырёх километров уса пропилили полтора, после чего были передислоцированы на 39-й км на делянку. Ус на свежем кругляке, петляющий меж обломанных посередине стволов и навала из берёз, уткнулся в массивный завал. Рельсы просматривались за ним и дальше, но, как ни крути, для дрезины это тупик. Сфотографировавшись среди буреполома, мы развернули «пионерки» и отправились в обратный путь.

1 мая. Станция Южный пребывала в абсолютном спокойствии. Даже гуси убрались куда-то с пруда. Труженик ТУ6П отдыхал на свежем воздухе у завешанных колючей проволокой ворот «промзоны». Вчерашний состав стоял где-то на разгрузке внутри периметра. С балкона единственной в посёлке кирпичной двухэтажки помахал нам рукой вчерашний знакомый – машинист тепловоза. Что же, прощай, Южный. Грузим «пионерки» и скорее в Арбу!

Напоследок хочется сказать пару слов о перспективах узкоколейки в Южном. В последнее время у учреждения появились проблемы с выделением делянок. После урагана приходится рубить уже наполовину поваленный лес. Не хватает «работников». В последнее время большинство осуждённых с малыми сроками стали направлять в Буреполом и Шерстки, в Южный же передислоцировали сидевших там «долгосрочников». Вот и получилось, что расконвоированных в колонии всего 11 человек, а больше никого в лес не отправишь. «К осени в рядах расконвоированных пополнение ожидается, человек 100, вот тогда заготовка пойдёт!» – улыбаются конвойные. Так вот, что касается перспектив – жизнь наша непредсказуема, но слова машиниста тепловоза вселяют надежду: «Уголёк нам сюда никто не привезёт, газа нет, на автотранспорте в лес не проехать… Так что, пока существует колония, будет работать узкоколейка. Хоть дрова, но будем возить!»


Из Южного наша экспедиция направилась исследовать загадочный отрезок Пижемской узкоколейки, отрезанный от основной магистрали и ведущий от переезда шоссе Тоншаево – Южный в лесной посёлок Арба. Следите за новостями, как только допишу – опубликуем!
ksv мая 14 2010 21:01:37
ВСЕ ФОТО: http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?album_id=105
ksv мая 16 2010 14:21:06
Зимняя поездка из Буреполома по северной части дороги, а также подробное историческое описание: http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=132
ksv мая 16 2010 14:22:28
Схема Буреполомской УЖД: http://www.pereyezd.ru/photogallery.php?photo_id=4344
ksv мая 27 2010 19:41:31
ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=141
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Поезд напрокатРусский Обозреватель