Главная · Статьи · Ссылки · Все УЖД сайта · Схемы ж. д. России · О ПРОЕКТЕВторник, Декабря 03, 2024
Навигация
Главная
Статьи
Ссылки
Фотогалерея
Форум
Контакты
Города
Ж/д видео
Все УЖД сайта
Условные обозначения
Литература
Схемы ж. д. России
О ПРОЕКТЕ
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 146
Не активированный пользователь: 0
Посетитель: ed4mk
Д З Е Р Ж И Н С К. Под боком у Нижнего Новгорода
Д З Е Р Ж И Н С К.
ПОД БОКОМ У НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Павел В. Кашин, г. Москва

В сокращённом варианте опубликован в журнале
«Пантограф» № 4(30) (июль-август) 2007г.


Город Дзержинск расположен в центральной части Нижегородской области, на левом берегу реки Оки на 30 км выше по течению Нижнего Новгорода.

Административно город граничит непосредственно с Нижним Новгородом, Балахнинским, Богородским и Володарским районами Нижегородской области. Его появление на карте страны было обыденным. В 1929 г. посёлок Растяпино был переименован в Дзержинск, а год спустя получил статус города. Площадь его в официальных границах – 42,2 тыс. га, из которых лесами занято 15,3 тыс. га, или 36,3 % всей территории города. Население составляет на 01.01.2004 г. 267,77 тыс. чел. Демографическая обстановка безрадостная, как и в целом по России. По официальным данным на 2003 г., в городе родились 2380 чел., умерли 5139 чел. Естественная убыль составила 2759 чел., или 10,3 чел. в расчете на одну тысячу жителей. Действующий герб города утверждён 21 декабря 1978 года.

Базовой основой экономики города является промышленность, в которой действует 183 предприятия, из них 36 крупных и средних. Все, кто ездил на поезде из Москвы на восток страны через Нижний Новгород, наверняка обращали внимание на огромную промзону, тянущуюся на восток от города на многие километры вдоль железнодорожной магистрали Москва – Горький. Начинается она почти сразу после станции Дзержинск и вобрала в себя десятки предприятий. Не заметить её из окна поезда в дневное, да и ночное время точно невозможно. Слева по ходу поезда из столицы вдоль всей промзоны тянется не менее длинная трамвайная линия. Сколько раз на протяжении десятка лет я хотел вылезти из поезда и хоть чуть-чуть поисследовать эти места!

Случай подвернулся в августе 2006 г., когда по производственной необходимости я оказался в этом районе. Большая часть личного времени была посвящена изучению уникальной в своём роде солевозной УЖД на комбинате «Капролактам». Поскольку на нашем сайте для описания УЖД имеется своя страничка, это тема отдельного разговора, и здесь её я касаться не буду. Поняв, что из руководства УЖД я выжал максимум возможной информации, я покинул комплекс зданий желдорцеха. Пройдя пешком огромное асфальтированное пространство перед проходными и заводоуправлением к главному ж/д ходу Москва – Горький, пересек последний по мосту.

Подавляя желание в нетерпении ускорить шаг, степенно вышел на трамвайное полотно в районе ж/д станции Игумново, что расположена в 412 км от Москвы. Вокруг ни души. Слабый накат трамвайных рельсов уходит на разворотную петлю. Дальше в сторону Нижнего еле-еле накатан только один, обратный путь. Следовательно, в эту сторону регулярного движения уже нет, и нет давно! На вопрос к случайно проходившим мимо местным рабочим был получен весьма абстрактный ответ: «Да ходит трамвай, только редко. Всего один вагон на линии». За прошедшие два часа «тусования» в промзоне Дзержинского обещанный вагон так и не пришёл, и в город я отправился на маршрутке...

Построенная многие годы назад трамвайная линия, наверное, почти совсем утратила ныне своё предназначение – развозить рабочих по огромному количеству промышленных предприятий, растянувшихся вдоль линии Москва – Горький с 407-го км (ст. Дзержинск) по 421-й км (одноимённый остановочный пункт). Дело в том, что нынешние хозяева заводов предпочитают возить своих рабочих на работу и домой, используя собственные автобусы. В часы пересменок то тут, то там снуют «пазики» и более вместительные «секондхэндовские» машины с логотипами фирм – владельцев предприятий. Наиболее распространённые – автобусы с зелёными буквами «Сибур-Нефтехим». Судя по наличию на лобовых стёклах табличек с цифрами, машины эти курсируют по нескольким собственным маршрутам. К слову, доля выпускаемой этим «Сибуром» продукции в общем объеме промышленного производства города составляет 25,7 %. Неудивительно поэтому, что трамвай в промзоне постепенно «захирел».

А ведь давным-давно витает в воздухе идея объединения трамвайных сетей Дзержинска и Нижнего. Вообще-то странно, что этого не сделали в социалистические годы, ибо от разворотной петли у о. п. 421-й км до ст. Доскино в черте регионального центра остаётся каких-то 4 километра! Правда, до ближайшей нижегородской трамвайной линии несколько больше. Только судя по состоянию «промышленной» линии в Дзержинске, реальность воплощения этого проекта в жизнь становится с каждым годом всё более и более призрачной. Ну да и ладно, тем более что я на этот процесс никак повлиять не смогу.

Увы, потратив на бесполезное ожидание трамвая в районе Игумново уйму времени, на знакомство с самим городом я его оставил совсем мало. Оно было потрачено на перемещение в сторону ж/д вокзала от Дома культуры химиков (ДКХ), куда меня довезла маршрутка, и на съёмку нескольких трамвайных вагонов на конечной станции у ж/д вокзала. Мельком осмотрев характерное здание Дома культуры градообразующего предприятия, подумал, что не узнать его невозможно, в каком бы населённом пункте России таковой ни находился! Центральная часть Дзержинска имеет убого-помпезную, «совковую» архитектуру, характерную почти для всех городов, возникших в годы первых пятилеток. Сделав несколько шагов в сторону с центральных улиц, вы, как правило, «попадаете в объятия» к вездесущим пятиэтажным хрущобам. Вот, собственно, и все строительные изыски.

Поговорим о городском транспорте. В России не так много районных (да и региональных!) центров, имеющих весь спектр основных видов наземного пассажирского транспорта: автобус, трамвай, троллейбус. И пусть маршрутная сеть электротранспорта не такая уж развитая, но ведь она ЕСТЬ! Ниже приведу открывшиеся мне сведения о гортранспорте Дзержинска, начиная, естественно, с наиболее «родственного» железным дорогам.

Трамвай

Увы, тайной для меня остался номер маршрута, идущего (ходившего?) по «промышленной» линии. Знаю только, что на ней есть разворотные петли у ж/д платформ 421-й км (конечная, ныне брошена), Игумново и Калининская, а за пределы имеющейся в моём распоряжении карты города в этой стороне выходят маршруты №№ 1 и 2. Какой-то из этих или сразу оба маршрута разворачиваются у пл. Калининская в настоящее время. Это уж я видел своими глазами! Трамвайные маршруты №№ 3 и 4 начинаются у вокзала и не покидают городской жилой зоны.

Единственное депо находится на востоке у самого начала «промышленной» линии. Ничего выдающегося на его территории при неофициальном беглом осмотре с улицы мной замечено не было! Проверять же «жёсткость» охраны не было времени, да и желания. Пассажирский вагонный парк на 100 % состоит из весьма потёртых, но исправно работающих КТМ-5М3. Окраска кузова стандартная, нумерация вагонов сквозная, трёхзначная, первая цифра бортового номера – «0». Характерная особенность вагонов в том, что все они без исключения оборудованы допотопными токоприёмниками бугельного типа. (Такие КТМы с бугелями я видел ещё только в соседнем Нижнем Новгороде.) Интересна и разворотная петля у вокзала. Во-первых, проложена она вокруг живописного соснового островка. Но главное, что, в отличие от «стандартных», по которым движение вагонов осуществляется против часовой стрелки, эта устроена таким образом, что разворот вагонов производится в обратную сторону. Рельсовый путь при этом пересекает сам себя! Я назвал эту разворотную петлю «обратной».

Троллейбус

На 2006 г., по официальным данным, в городе имеется 4 маршрута. Все они начинаются в центре города на пл. Маяковского. От неё 1-й уходит на северо-восток в промзону, второй – кольцевой по центральной части города, а 3-й и 4-й связывают центр с западной частью города. Разница между последними в том, что в центре они следуют по односторонней петле в противоположных направлениях. Судя по всему, парк стандартных для России машин типа ЗиУ-9 (ЗиУ-682 разных модификаций) недавно пополнился новыми «тролзами», которые выделяются на фоне всеобщей серости города яркой окраской кузовов. Она состоит из белого основного фона и продольных полос оранжевого, зелёного либо красного цветов. (Такие цвета я видел лично!)

Автобус

В качестве «муниципальных» (но, видимо, далеко не государственных, поэтому термин взят в кавычки) используются машины МАРЗа двух владельцев, один из которых «Транслайн». Название второго забыл записать, понадеявшись на память. (Кто не знает: МАРЗ – Мичуринский авторемонтный завод.) Имеется большое количество вездесущих «ГАЗелей»- маршруток. При невероятной близости ГАЗа это неудивительно! Кроме того, по городу в часы пик курсирует много ведомственных пассажирских автобусов, о которых уже говорилось ранее.
Вот, собственно и всё. Таким я увидел Дзержинск – второй по величине город в Нижегородской области и его городской транспорт, случайно попав сюда по делам службы.


22.08.2006 г.
admin января 08 2008 17:30:29
Фото http://www.pereyezd.ru//photogallery.php?album_id=39
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама
Подробное описание универсальное спортивное табло для помещения на сайте.
Поезд напрокатРусский Обозреватель